Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура

26. Понятия культурологии: истина, постправда.


Истина - одна из основных категорий любой философской системы. Наиболее простое понимание этой категории в ХХ в. исповедовал логический позитивизм: Истина - это соответствие высказывания реальности. Высказывание является истинным тогда и только тогда, когда соответствующее положение дел имеет место.

Критерием И. в логическом позитивизме (как и в марксизме) являлась практика, а точнее, проверка, сверка высказывания с реальностью.

Постправда. Приставка «пост-» обычно переводится как «после», однако в случае с постправдой всё не так-то просто - это слово фактически означает «гибридная правда».

Постпра́вда или пости́стина — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям. Постправда это информация, не всегда соответствующая истине, но с точки зрения человека, мозги которого промыты определённой пропагандой или идеологией, безусловно принимаемая на веру.

27. Понятие культурологии: КАРТИНА МИРА, МИРОВОЗРЕНИЕ
КАРТИНА МИРА - система интуитивных представлений о реальности.

К. м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социо-психологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы, или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К. м. В то же время, можно выделить универсальную К. м., свойственную всему человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей, по-видимому, характерна бинарная оппозиция белого и черного, но у любого народа будет свое представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти представления будут различными

У отдельной личности К. м. будет определена прежде всего его характером: у оптимиста и реалиста К. м. будет меняться при измененных состояниях сознания. Человек, погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно по-своему. К. м. опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа.

Термин К. м. был введен впервые
Людвигом Витгенштейном, но в семиотику он пришел из трудов Лео Вайсгербера.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — это система человеческих представлений и знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в ценностных установках личности и социальной группы, в убеждениях относительно сущности природной и социальной действительности.

Мировоззрение возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью — природой и обществом. Оно определяет социальное самочувствие и самосознание личности, оценки и поведение, отношение человека к внешнему миру, другим людям, себе самому и формирует его личностные структуры.

28. Понятие культурологии: кинематограф


КИНО – специфическое искусство, создавшее сам образ ХХ в. Поэтому К. разделяет с ХХ в. самую острую его эстетическую проблему: проблему разграничения текста и реальности.

Кино - крайне парадоксальный и противоречивый вид искусства. Как никакое другое искусство К. может задокументировать реальность, но этот документ, созданный К., может быть самой достоверной фальсификацией.

К. умело показывает иллюзию как самую настоящую реальность, создает свою реальность. Поэтому в начале своего существования К. было одновременно и новым развлечением, и настоящим культурным шоком. Исследователи Ю. М. Лотман, Ю. Г. Цивьян: "…Все, что мы видим на экране, лишь кажется, не случайно кинематограф долго назывался "иллюзион".

Из всех направлений искусства ХХ в. К. было ближе всех к сюрреализму, который тоже очень хорошо умел показывать границу иллюзорного и реального, так же тесно был связан со сновидением и с бессознательным.

Эта фундаментальная особенность киноязыка - игра на границе иллюзии и реальности - стала возможной во многом благодаря монтажу.

Уже в самом начале своего развития К. разделялось на элитарное и массовое. Элитарное К. стало ареной экспериментов, и при этом свод приемов был примерно тот же, что и в литературе ХХ в.

29. Понятия культурологии: кич, массовая культура.

Кич - термин, имевший хождение в 1960 - 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило боле веское понятие постмодернизм. Кич - это массовое искусство для избранных.

Произведение, принадлежащее к Кич, должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него.

Массовая культура - это семиотический образ реальности. Для Массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, предыдущей культурной техники.

Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то Массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую норму, на простую проблематику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.

М. к. возникла в ХХ в. Не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. В тоталитарных обществах М. к. практически отсутствует (КНДР- пример), отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

30. понятия «личность» и «индивидуальность


Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» заключается в том, что личность всегда индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее уникальная особенность.

Личность – это всегда действия, поступки, поведение и выстраивание отношений между людьми.

Индивидуальность отражает своеобразие того, что существует в единичном экземпляре как единичная сущность. Отличие людей как индивидуальностей основывается на неповторимости их психики, темперамента, характера, интересов, качества восприятия и интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания. Общественно обусловленный характер воспитания обеспечивает широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность оказывается подвижным и в то же время самым устойчивым инвариантом личностной структуры человека, ее стержнем. Это выражается в том, что индивидуальность не просто обладает неким набором способностей, а формирует их как гармоническое единство.

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст


Наррати́в — самостоятельно созданное повествование о некотором множестве взаимосвязанных событий, представленное читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов. Часть значений термина «нарратив» совпадает cо словами «повествование», «рассказ».

Понятие «нарратив» появилось в философии в эпоху постмодерна и, с научной точки зрения, означает исторически и культурно обоснованную интерпретацию некоторого аспекта мира.

Впервые этот термин был употреблён философом Цветаном Тодоровым. Он ввёл понятие нарратологии как «науки о рассказе».

Ролан Барт считает, что нарратив – это способ бытия текста, особенность которого в том, что «повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа». Основное внимание рассказчика и слушателя уделяется не исходному смыслу какого-либо события, а способу его трактовки. (То как это сказано важнее того, что сказано)

Одна и та же история с людьми с разными взглядами рассказывается по-разному. Это – главная отличительная особенность нарратива.


Рассказ и нарратив близкие по значению слова. Между двумя этими понятиями есть несколько различий:

1. рассказ – это способ передачи точной (объективной) информации, нарратив же, словами Артура Данто, это «объясняющий рассказ» – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика;

2. цель рассказа – донести до слушателя информацию, цель нарратива – произвести впечатление;

3. в нарративном повествовании могут заведомо утаиваться или искажаться какие-либо факты, а также скрываться истинные намерения рассказчика.

К историческим нарративным источникам относят: летописи, трактаты, хроники, фольклор, литургические тексты. (То есть источники, в которых повествование ведётся через призму личных взглядов на происходящие события)

Сходными по значению с нарративом являются понятия текста и дискурса. Согласно Лотману: Текст - представляет знаковую систему, которая может быть статичной. Поэтому текст «составляет основу всякого повествования». Например, словарь — это текст, но не нарратив.

Текст – последовательность символов, образующих сообщение. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана говорили - текст— это ответственное речевое действие, способное и призванное «работать» далеко за пределами времени и места его возникновения, а потому тщательно продуманное и отшлифованное его создателем.

Дискурс — многозначный термин, означающий, в общем смысле, речь, процессы языковой деятельности и предполагающие их системы понятий.

32. Понятия культурологии: норма, ментальность


В 1970-е гг. Ю. М. Лотман высказал идею, что культура в принципе есть система норм и запретов, ограничений и разрешений.


Что такое норма в культуре ХХ в.?

Нормы складывается из трех понятий - должно, запрещено и разрешено. Плюс, минус и ноль.

Наиболее обязательными в культуре являются социальные нормы.

  • Должно: соблюдать пдд, платить налоги, содержать свою семью, при пожаре звонить 01 и т.п.

  • Запрещено: переходить улицу на красный свет, убивать, красть, ругаться неприличными словами, курить и сорить в общественном транспорте и т.п.