Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура

В модернизме все заключенные изначально в буржуазной культуре противоречия доведены до абсурдного предела. Индустриализм порождает собственную систему ценностей - таких, как достижение и успех, частная собственность, индивидуализм, право, активность и труд, потребительство, гедонизм, универсализм, вера в прогресс, сциентизм, авторитет естественных наук. Характерной особенностью модернизма является развитие технической культуры, появление новых коммуникаций - масс-медиа.

Постмодернизм — культурное течение, проявившееся прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии. Полагают, что появление постмодернистских теорий может быть оправдано намерением их авторов осмыслить особую ситуацию в культуре и обществе, порожденную перенасыщенностью культуры, где утрачивается центр, привычные ориентиры.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.


Реализм, наряду с романтизмом, утверждался в 30 - 40-е гг. XIX в., в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением во всей европейской художественной культуре.

Реализм в литературе, искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность.

В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм.

Натурализм – творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино. Для натурализма характерно сознательно откровенное изображение физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником.

Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе - это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме. Позднее классицизм выродился в академизм.

45. Взаимоотношения классики и модерна


Классицизм представляет собой стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону.

Модернизм, напротив, связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.

Каждый из стилей привнес в мировую цивилизацию собственные, неповторимые черты, предопределившие особенности развития литературы, музыки, живописи, театра.

И классика, и модернизм вошли в культуру как стили, определяющие в конкретные отрезки времени состояние значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения человека.

Итак, проблема взаимодействия классики и модерна — это проблема вхождения в культуру пластов нового знания

, новых представлений о мире, так как генетически явления культуры вырастают из природных и социальных предпосылок.

На первых порах взаимодействие нового и устоявшегося часто выглядит как конфликт, да и в самом деле таковым является. Примерами полна история культуры. Однако основания жизни, ее ценностные сущности сохраняются неизменными на протяжении многих столетий. Именно этот ценностный фундамент играет исключительно важную роль в регулировании жизни общества, придает ему в условиях динамически многообразного развития устойчивость и обеспечивает передачу социокультурного опыта от поколения к поколению.

46. Модернизм как философское и художественное течение


Черты модернизма

    1. Изображает субъективный взгляд автора на действительность.

    2. Использует нереалистические образы, нередко – элементы фантастики.

    3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.

    4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.

    5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.

Примеры в целом реалистических произведений, в которых присутствуют и черты модернизма, – пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», рассказы И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание».

Литература рубежа 19 – 20 веков. Понятие «серебряного века»
Свершился переход от эпохи классической литературы к литературе нового времени. Особенно динамично развивалась русская поэзия. Вновь, после пушкинской поры, она стала значимой в общекультурной жизни страны. Позднее поэзия рубежа веков и начала 20 века получила название «поэтического ренессанса», или «серебряного века» (пушкинский период в литературе традиционно обозначался термином «золотой век»). Сначала словосочетание «серебряный век» использовали применительно к вершинам поэзии того времени. Постепенно термин «серебряный век» получил более широкую трактовку и стал синонимом понятия «культура рубежа веков и начала 20 века».

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме


Парадигма — это универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.


Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.

Понятие модернизма в искусстве некоторые исследователи иллюстрируют при помощи такого направления, как авангард. Российский философ В. П. Руднев следующим образом разъяснял различия понятий «модернизм» и «авангард»: «Авангард невозможен без скандала, эпатажа…Модернизм рождает новое исключительно в сфере художественной формы, в сфере художественного синтаксиса, не затрагивая сферу шаблонов… Для модернистов характерна серьезная, углубленная работа над формой, не терпящая суеты, внешних эффектов и популистских или скандальных акций, привлекающих внимание публики. Модернисты работают скромно, уединенно, в тишине своих мастерских, и их эксперименты рассчитаны на медленное, постепенное усвоение избранным, узким кругом знатоков…Типичный модернист и типичный авангардист представляли собой совершенно различные характерологические радикалы. Вот типичные модернисты: маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка; длинные, худые Шостакович и Прокофьев; сухой маленький Игорь Стравинский. Все это шизоиды-аутисты, замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно их представить на площади или на эстраде эпатирующими публику… а вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет Маяковский, так же атлетически сложенный, “съевший собаку“ на различные рода скандалах Луис Бунюэль; самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждый свой шаг Сальвадор Дали».

48. Течения модерна


Экспрессионизм — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.

Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны

Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.

В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу художников «Мост», представители которой указывали на поверхностность постимпрессионизма, стремились вернуть немецкому искусству разнообразие смыслов и утраченные духовные измерения. Глубокие социальные противоречия, банальность современной жизни, трагическое ощущение катастрофы порождали у экспрессионистов чувства фрустрации, тревоги, отвращения и раздражения, которые переносились на полотна в виде искаженных форм, деформированных линий, кричащего колорита, грубых мазков, резкой контрастности тонов. Течение было названо «дегенеративным искусством» и практически запрещено.

Литературный экспрессионизм получил свое распространение преимущественно в немецкоязычных странах. Как и в живописи, в литературе экспрессионистская манера письма характеризуется крайней индивидуальностью, интересом к абсурду, галлюцинациям, фантастическим сновидениям.

Символизм

Символизм — эстетико-философская основа модернизма, направление в художественной культуре Европы и США конца 19 – начала 20 века. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: "любовь", "смерть", "страдание", "ожидание" и т.п., например, египетская пирамида — символ вечности и нетленности. Христос, что он был распят на кресте, — символ страданий и искупительной жертвы.

Доктрина символизма предусматривала, что все видимое, существующее — это