Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.
2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.
4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».
5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.
7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.
8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.
9. Отношения культурологии и философии.
10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.
11. История культурологии как науки и профессии.
13. Основные проблемы и вопросы Культурологии
15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.
16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.
20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.
23.Понятия культурологии: время и пространство
26. Понятия культурологии: истина, постправда.
28. Понятие культурологии: кинематограф
30. понятия «личность» и «индивидуальность
31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст
32. Понятия культурологии: норма, ментальность
33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.
34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.
35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.
37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.
38. Понятия культурологии: творчество, искусство
41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.
44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.
45. Взаимоотношения классики и модерна
46. Модернизм как философское и художественное течение
47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме
49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.
52. эстетика повседневности и поп-культура
55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры
Постмодернизм — культурное течение, проявившееся прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии. Полагают, что появление постмодернистских теорий может быть оправдано намерением их авторов осмыслить особую ситуацию в культуре и обществе, порожденную перенасыщенностью культуры, где утрачивается центр, привычные ориентиры.
44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.
Реализм, наряду с романтизмом, утверждался в 30 - 40-е гг. XIX в., в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением во всей европейской художественной культуре.
Реализм в литературе, искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность.
В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм.
Натурализм – творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино. Для натурализма характерно сознательно откровенное изображение физиологических проявлений человека, сцен насилия и жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником.
Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе - это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания его форме. Позднее классицизм выродился в академизм.
45. Взаимоотношения классики и модерна
Классицизм представляет собой стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону.
Модернизм, напротив, связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности.
Каждый из стилей привнес в мировую цивилизацию собственные, неповторимые черты, предопределившие особенности развития литературы, музыки, живописи, театра.
И классика, и модернизм вошли в культуру как стили, определяющие в конкретные отрезки времени состояние значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения человека.
Итак, проблема взаимодействия классики и модерна — это проблема вхождения в культуру пластов нового знания
, новых представлений о мире, так как генетически явления культуры вырастают из природных и социальных предпосылок.
На первых порах взаимодействие нового и устоявшегося часто выглядит как конфликт, да и в самом деле таковым является. Примерами полна история культуры. Однако основания жизни, ее ценностные сущности сохраняются неизменными на протяжении многих столетий. Именно этот ценностный фундамент играет исключительно важную роль в регулировании жизни общества, придает ему в условиях динамически многообразного развития устойчивость и обеспечивает передачу социокультурного опыта от поколения к поколению.
46. Модернизм как философское и художественное течение
Черты модернизма
-
Изображает субъективный взгляд автора на действительность. -
Использует нереалистические образы, нередко – элементы фантастики. -
Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение. -
Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст. -
Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.
Примеры в целом реалистических произведений, в которых присутствуют и черты модернизма, – пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», рассказы И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание».
Литература рубежа 19 – 20 веков. Понятие «серебряного века»
Свершился переход от эпохи классической литературы к литературе нового времени. Особенно динамично развивалась русская поэзия. Вновь, после пушкинской поры, она стала значимой в общекультурной жизни страны. Позднее поэзия рубежа веков и начала 20 века получила название «поэтического ренессанса», или «серебряного века» (пушкинский период в литературе традиционно обозначался термином «золотой век»). Сначала словосочетание «серебряный век» использовали применительно к вершинам поэзии того времени. Постепенно термин «серебряный век» получил более широкую трактовку и стал синонимом понятия «культура рубежа веков и начала 20 века».
47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме
Парадигма — это универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическая модель эволюционной деятельности.
Парадигма может быть абсолютной, научной, государственной, личной (индивидуальной, субъективной) и общепринятой.
Понятие модернизма в искусстве некоторые исследователи иллюстрируют при помощи такого направления, как авангард. Российский философ В. П. Руднев следующим образом разъяснял различия понятий «модернизм» и «авангард»: «Авангард невозможен без скандала, эпатажа…Модернизм рождает новое исключительно в сфере художественной формы, в сфере художественного синтаксиса, не затрагивая сферу шаблонов… Для модернистов характерна серьезная, углубленная работа над формой, не терпящая суеты, внешних эффектов и популистских или скандальных акций, привлекающих внимание публики. Модернисты работают скромно, уединенно, в тишине своих мастерских, и их эксперименты рассчитаны на медленное, постепенное усвоение избранным, узким кругом знатоков…Типичный модернист и типичный авангардист представляли собой совершенно различные характерологические радикалы. Вот типичные модернисты: маленький, худой, как будто навек испуганный, Франц Кафка; длинные, худые Шостакович и Прокофьев; сухой маленький Игорь Стравинский. Все это шизоиды-аутисты, замкнутые в своем эстетическом мире. Невозможно их представить на площади или на эстраде эпатирующими публику… а вот авангардисты. Агрессивный, с громовым голосом, атлет Маяковский, так же атлетически сложенный, “съевший собаку“ на различные рода скандалах Луис Бунюэль; самовлюбленный до паранойи и при этом рассчитывающий каждый свой шаг Сальвадор Дали».
48. Течения модерна
Экспрессионизм — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора.
Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены мотивы боли и крика.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу художников «Мост», представители которой указывали на поверхностность постимпрессионизма, стремились вернуть немецкому искусству разнообразие смыслов и утраченные духовные измерения. Глубокие социальные противоречия, банальность современной жизни, трагическое ощущение катастрофы порождали у экспрессионистов чувства фрустрации, тревоги, отвращения и раздражения, которые переносились на полотна в виде искаженных форм, деформированных линий, кричащего колорита, грубых мазков, резкой контрастности тонов. Течение было названо «дегенеративным искусством» и практически запрещено.
Литературный экспрессионизм получил свое распространение преимущественно в немецкоязычных странах. Как и в живописи, в литературе экспрессионистская манера письма характеризуется крайней индивидуальностью, интересом к абсурду, галлюцинациям, фантастическим сновидениям.
Символизм
Символизм — эстетико-философская основа модернизма, направление в художественной культуре Европы и США конца 19 – начала 20 века. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: "любовь", "смерть", "страдание", "ожидание" и т.п., например, египетская пирамида — символ вечности и нетленности. Христос, что он был распят на кресте, — символ страданий и искупительной жертвы.
Доктрина символизма предусматривала, что все видимое, существующее — это