Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура

, оказывается не менее, а иногда и более совершенным, чем в естественном своем состоянии? И вообще…

Разве можно понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!

Все это люди пытались осмыслить уже в древнейших мифах. А мудрецы, особенно в Древней Греции, размышляя об искусстве, открыли в нем столько, что человечество и по сей день питается этими мыслями.

Древние философы видят в искусстве отражение действительности. Так, для Пифагора музыка – отражение закономерностей Космоса, а музыкальные звуковые гармонии – отражение мировой гармонии, гармонии «небесных сфер». Музыка способна приводить в порядок состояние души

Сократ утверждал: чтобы на картине или в скульптуре передать состояние души, художникам и скульпторам требуется знание человеческого тела.

Платон разделяет распространенное в греческой эстетике представление о том, что искусство является подражанием, но подражать оно должно не преходящим и изменчивым чувственным вещам, а абсолютной красоте мира идей.

22. Классическая эстетика

Классическая эстетика составляет ядро, основу современной эстетики, однако многие феномены эстетического сознания не могут быть описаны и осмыслены только на основе методологии.

Для этих целей на протяжении всего столетия складывалась адекватная эстетическая теория, получившая обозначение неклассической эстетики (нонклассики) и ставшая необходимой частью современной эстетики.

Нонклассика – принципиально бессистемное образование, некое пространство смыслов, клубящихся вокруг классического эстетического ядра.

Нонклассика вводит в «актуальную» сферу эстетического дискурса ряд понятий, большинство из которых в классической эстетике были не только маргинальными, но обычно вообще не попадали в эстетическое поле. В первую очередь среди них можно указать на такие, как абсурд, повседневность, телесность, жестокость, шок, вещь (вещность), вещество, артефакт, эклектика, жест, интертекст, гипертекст, деконструкция.

Одной из разновидностей текстовых практик является гипертекст. Наиболее активно понятие гипертекста работает применительно к культуре, искусству и литературе ХХ в., многие произведения которых, особенно второй половины столетия,
сознательно создаются в жанре гипертекста, гиперлитературы, т.к. этот тип текста наиболее адекватен типу восприятия современного человека и ситуации ХХ в., особенно его второй половины.

23.Понятия культурологии: время и пространство


Пространство и время — обязательные координаты любых культурных явлений и событий, которые всегда происходят «где-то» и «когда-то». Они всегда существуют в тесной взаимосвязи, и в реальности их невозможно разделить. Пространство культуры(материальное) и культурные пространства(нематериальное) — не синонимичные понятия.

Пространство культуры — это тот кормящий и вмещающий ландшафт, в котором находится та или иная культура. В результате влияния природных условий на культуру и ее динамику в истории человечества появляются цивилизации разных типов — речные, морские, океанические, горные, степные и т.д. Организация их жизни обусловливаются именно природными условиями, которые фиксируются в специфических ценностях, определяющих своеобразие этих культур.

Культурное пространство — своеобразное поле, порождаемое взаимодействиями ценностей культур и культурных систем и расположенное в духовном мире социума и личности. Опредмечиваясь в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, эти ценности создают духовную атмосферу. Можно сказать, культурное пространство имеет протяженность, в которой выделяются центр и периферия, столицы и провинции, города и села.

Время как категория во всех культурах служит важным показателем темпа жизни, ритма деятельности. Следствием этого является планирование времени, без которого немыслимо функционирование современного общества. От ценности времени в культуре зависят типы и формы общения людей.

Пространство. Каждому человеку для нормального существования необходим определенный объем пространства вокруг него. Размеры этого пространства зависят от степени близости с теми или иными людьми, принятых в данной культуре форм общения, вида деятельности и т.д.

24. Понятия культурологии:диалог, полифония, дискурс.
ДИАЛОГ — форма речи, разговор, в котором дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития поэтич. замысла; формой обучения: тогда истина предполагается известной до разговора, разыскивается способ ее разъяснения; Д. может быть формой филос. исследования (напр., у Платона) и религ. откровения. Иногда все эти аспекты совпадают.


Полифония и Д. одинаково противоположны диалектике, утверждающей относит, истинность каждой ступени в развитии идеи. Д. скорее утверждает образ Целого по ту сторону знаков.

Поиски утраченной целостности вызвали в Европе 20 в. опыты диалогич. философии. Создатели ее, Бубер и Марсель, отделили отношения Я - ТЫ от отношения Я - ОНО. Обычное деление на субъект и объект смешивает ТЫ и ОНО в объекте, подчиняя отношение к ТЫ нормам отношения к ОНО. Это превращает собеседника в предмет, обесчеловечивает и обезбоживает мир.

В философском Д. “ни один из спорящих не должен отказываться от своих убеждений, но ... они приходят к чему - то, называемому союзом, вступают в царство, где закон убеждения не имеет силы” (Бубер)

Диалог — основа современного западного равновесия, достигнутого после двух мировых войн.

Эффективность экономики невозможна без устойчивого порядка, а устойчивый порядок без социальной защиты. И наоборот : социальная защита неэффективна, если неэффективна экономика .

ДИСКУРС - (рассуждение, аргумент, довод) термин означающий, что данный словесный текст принадлежит постклассическому мыслительному пространству.

Само обозначение некоего текста как ДИСКУРС указывает на необходимость его прочтения в каком-то неклассическом ключе и соответствующем контексте. По форме он может быть или дискурсивным текстом (то есть чисто рассудочным, подобным традиционным философским), но включенным в более сложные связи, чем обычный философский текст, или сознательно выходящим за рамки формальной логики и организованным по каким-то правилам соответствующей мыслительной игры.

Первоначальный смысл латинского слова discursus, означал в античности в противоположность его новоевропейскому употреблению бестолковую беготню туда-сюда, суету, круговерть.

25. Понятия культурологии: знак, интертекстуальность, метаязык.
Знак – минимальный носитель языковой информации. Образует знаковую систему, или язык. С одной стороны он материален, с другой – он является носителем нематериального смысла.
Интертекстуальность
– основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций.
Метаязык - язык описания, язык "второго порядка", при помощи которого описываются языки-объекты. Термин возник в математике, где в качестве слов выступают формальные символы, связки и операторы. Выгодность состоит в том, что он отличается от языка-объекта и выступает как более простой, однозначный и ясный.