Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура


Социальные Н. контролируются жестко: за их нарушение штрафуют, сажают в тюрьму, а иногда и расстреливают. Все, что не запрещено, - разрешено.

Этические(нравственные) нормы - регулируются нравственными законами. Вместо понятия "запрещено" здесь используется понятие «следует» или «не следует». Так, не следует изменять жене, но за это не посадят в тюрьму. Нравственные нормативные установки человек формирует у себя сам, или ему формируют их его воспитатели, родители. Но человек сам решает, можно ему или нет изменять жене

В большинстве каждый - нормальный в нравственном смысле - человек скажет, что врать нельзя, но в некоторых случаях можно, а, может быть, даже иногда следует соврать. Но отношение к проблеме зла исходит от характера конкретного человека.

Естественно, что системы Н. меняются в историческом развитии. Конечно, Н. обусловлена различными контекстами - историческим, профессиональным, конфессиональным, этническим, возрастным, бытовым. "Голый человек в бане не равен голому человеку в общественном собрании», - писал Ю. М. Лотман. Наряду с социальными и этическими Н. существуют Н. языковые и эстетические.

Самые жесткие эстетические нормы в культуре были во времена классицизма

Ломка всех Н. наблюдалась в начале ХХ в. В литературе, В Поэзии, в музыке.

История искусства — это постоянный мятеж против норм, и каждое выдающееся произведение искусства всегда ее ломает. (Ян Мукаржовский)

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.


Миф. Это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения:

  1. древнее предание, рассказ

  2. мифотворчество, мифологический космогенез

  3. особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное.

Цивилизация - межэтническая культурно-историческая общность людей. Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., термин "цивилизация" также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития ("дикость - варварство - цивилизация")

Наиболее краткое определение: цивилизация - социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения "цивилизация инков", "греческая цивилизация", "древняя цивилизация", "современная цивилизация".

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.


Культурология – наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы.

Отстранение — литературный приём, имеющий целью вывести читателя «из автоматизма восприятия». Термин введён литературоведом Виктором Шкловским в 1916 году.

Отстранение - один из таких универсальных приемов построения художественного текста, открытый Шкловским у Толстого и в мировой литературе. Вот что писал по этому поводу Школовский: вещи описываются так, будто их увидели впервые, хотя они уже давно известны.

Сюжет - последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия сюжета в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его разрушать. В разрушении С. сыграли роль писатели и режиссеры европейского модернизма и постмодернизма.

Огромную роль в изучении СЮЖЕТА сыграл выдающийся русский фольклорист В. Я. Пропп. Он построил модель сюжета волшебной сказки, состоявшую из последовательностей элементов метаязыка, названных им функциями действующих лиц.

Фабула –это стержень произведения, хронологическая выстроенность истории, причино-следственная связь.



Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать:

  1. «фактическую» основу произведения, события, о которых в нём рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабулой, то есть повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;

  2. 2) и саму разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (то есть сюжет).

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.


  1. Понятие парадигмы в современной европейской философии ввел Томас Кун, применительно к социальному институту «наука»: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»

Впервые это понятие начали использовать античные философы (Платон).

Сегодня установлено, что «всё происходившее в мифическом времени» приобретает значение парадигмы.

Парадигма не меняется – это своеобразная аксиома

  1. ( М. Фуко) Эпистема — это характерная для конкретного исторического периода система мышления и научной практики.

В европейской истории познания есть три эпистемы:

  • Возрождение (язык был «вещью среди вещей»)

  • классический рационализм (язык был «прозрачным средством выражения мысли»)

  • современность( язык превратился в самостоятельную силу)

3) Смысл

Логик Г. Фреге разграничил понятия «значение» и «смысл».

«Значение» – это название предмета

«Смысл» – та информация, которая заключена в нем

Смысл невозможно полностью раскрыть, поскольку он не закреплен в языке и всегда шире единичного восприятия человеком предмета. Такая невозможность полной расшифровки культурного смысла приводит к возникновению форм, с помощью которых возможно более глубокое погружение в смыслы культуры – мифы, ритуалы и т.д.

Смыслы невозможно выдумать. Они возникают сами по себе в рамках любой отдельно взятой культуры и являются ее неотъемлемой частью.

Важной характеристикой смыслов в культуре является то, что они не сохраняют и не передают познавательных сведений.

36. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

Повседневная жизнь - процесс жизнедеятельности индивидов, развертывающийся в привычных общеизвестных ситуациях на базе самоочевидных ожиданий.


Другие признаки повседневного переживания и поведения:

  • нерефлективность

  • отсутствие личностной вовлеченности в ситуации

  • типологическое восприятие участников взаимодействия и мотивов их участия

Повседневность противопоставляется: как будни - досугу и празднику; действительность - идеалу.

У Зиммеля рутина повседневности противопоставляется приключению как периоду наивысшего напряжения сил и остроты переживания

У А. Лефевра: Повседневность – «место дел и трудов»

Шюц выделяет 6 особых элементов, характеризующих когнитивный стиль повседневности:

  • активная трудовая деятельность, ориентированная на преобразование внешнего мира;

  • воздержание от всякого сомнения в существовании внешнего мира и в том, что этот мир может быть не таким, каким он является активно действующему индивиду;

  • напряженное отношение к жизни;

  • специфическое восприятие времени - циклическое время трудовых ритмов;

  • индивид участвует в повседневности всей полнотой личности;

  • особая форма социальности. Он именует повседневность 'верховной реальностью'. Все другие реальности можно определять через повседневность, ибо все они характеризуются по сравнению с ней какого-либо рода отсутствием компонента деятельности, изменяющей внешний мир

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.


Реальность - в традиционном естественнонаучном понимании совокупность всего материального вокруг нас, окружающий мир, воспринимаемый нашими органами чувств и независимый от нашего сознания.

Симулякр — ключевой термин постмодернистской философии, который означает изображение, копию того, чего на самом деле не существует. Сегодня это понятие разумеют как культурное или политическое создание, копирующее форму исходного образца.

Симуляция - притворство, ложное утверждение или изображение чего-н. с целью ввести в обман, в заблуждение.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство


Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Творческая деятельность - уникальная особенность рода человеческого. Она многогранна и проявляется во всех сферах материальной и духовной культуры, в каждой обретая свою специфику, но сохраняя, тем не менее общезначимый вариант. Смысл творческой деятельности именно в становлении человека, как активного субъекта социальной деятельности. В этом аспекте творчество выступает как необходимый атрибут культуры.

Искусство – эта сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; это один из способов эстетического освоения мира.

39. Понятия культурологии: событие, существование.
СОБЫТИЕ
С. происходит, если удовлетворяются два условия:

  1. Тот, с кем произошло С., полностью или частично под влиянием этого события меняет свою жизнь. Такое понимание С. с большой буквы разделял и ХIХ в.

  2. С. должно быть обязательно зафиксировано, засвидетельствовано и описано его наблюдателем, который может совпадать или не совпадать с основным участником С. Именно это то новое, что привнес ХХ в. в понимание С.


СУЩЕСТВОВАНИЕ