Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура



  1. Активная трудовая деятельность людей, направленная на творческое преобразование окружающей действительности. Человеку в рамках своей каждодневной активности некогда размышлять, он действует, чтобы обеспечить свое существование.

  2. Естественные устоявшиеся представления. Человеку, чтобы жить, нужно иметь какие-то привычные установки.

  3. Жизненный тонус. Человек в своей обыденной жизни постоянно напряженно решает какие-то насущные задачи, что обеспечивает ему ощущение полноты жизни.

  4. Особые представления о времени. В обыденном мировосприятии время воспринимается как вечное повторение.

  5. Типизированный мир. Повседневность построена на повторении и типичных ситуациях. Это гарантирует человеку незыблемость его естественных установок и позволяет быть уверенным в завтрашнем дне.

Изучали – Л. Уайт, Ф. Бродель
Массовая культура — субкультура современного индустриально развитого общества, ориентированная на широчайший круг людей, прежде всего молодежь и характеризующаяся упрощенными, легкодоступными ценностями, нормами, правилами поведения, продуктами, опирающаяся на высокоразвитые технико-технологические ресурсы ее производства и доставки потребителю.

Эта разновидность культуры зародилась на рубеже XIX—XX вв., но ее тотальное наступление началось с середины минувшего века.

В массовой культуре все известно наперед — лучший политический строй, лидеры, победители, символы, наши и чужие и прочее

Причины возникновения:

  • — усложнение процесса производства, требовавшего резкого повышения затрат психической и интеллектуальной энергии, качественно новых форм профессиональной подготовки;

  • — коммерциализация всех сторон общественной жизни;

  • — урбанизация

  • — рост среднего класса;

  • — маргинализация социальной структуры;

  • — вовлечение огромных масс людей в политический процесс;

  • — упадок религиозности и уменьшение влияния церкви на массовое сознание;

  • — развитие сми и коммуникации, усиление их пропагандистской роли

  • — массированная реклама;

  • — создание мощной сети книгопечатания, сделавшей чтение книг массовым явлением;

  • — распространение идей психоанализа (прежде всего 3. Фрейда), обращенных к инстинктам, наслажденчеству и философии прагматизма (Д. Дьюи);

  • — бескомпромиссная борьба буржуазной и коммунистической идеологий и др.


53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.


Древнегреческая цивилизация создала богатую и разнообразную духовную культуру. Большую роль в ее становлении и расцвете сыграл полис, в котором само устройство жизни побуждало человека раскрывать лучшие свои способности.

Первых греческих философов интересовало, прежде всего, устройство и происхождение окружающего мира. Чтобы решить эти сложные вопросы, они обращались не к мифам, а к изучению природы. Поэтому первоначально философия была тесно слита с медициной, астрономией, математикой и другими науками, находившимися еще в зачаточном состоянии. Так, древнейший из известных нам философов Фалес считался основоположником математики и астрономии. Другой известный мыслитель - Анаксимандр впервые вывел один из самых важных законов физики - закон о сохранении энергии и создал первую геометрическую модель Вселенной.

КОСМОЛОГИЗМ

Основой античной культуры является космологизм, что означает стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. Космологизм – это специфическая черта греческой философии. Греки были родоначальниками философии, медицинской науки, создали искусство, которое вплоть до нашего времени считают совершенным, определяя его термином «классическое».

ФАТАЛИЗМ

Фатализм — это философское течение, которое утверждает, что каждое действие неизбежно, определяется судьбой. Значение слова фатализм раскрывается через его корень fatalis, который в переводе с латинского означает судьба, предопределение.

МИФОЛОГИЗМ

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике

(Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, зависть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смертными и даже
вступали с ними нередко в любовные отношения, чтобы породить на земле целое племя героев.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.


Характерной особенностью Средневековья является идея сословного разделения общества. Понятию «сословие» придается особый смысл и ценность, ибо за этим термином стоит мысль о богоустановленном порядке. В средневековой картине мира центральное место занимали социальные группы, которые являлись отражением небесного престола, где ангельские существа составляли иерархию из «девяти чинов ангельских», сгруппированных в триаду. Этому соответствовал земной распорядок – три главных сословия феодального общества: духовенство, рыцарство, народ.

Цех — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку. В средневековых городах, ремесленники были склонны объединяться в цеха. Обычно основателями цехов были свободные ремесленники, которые брали к себе учеников.

Цех на общем собрании принимал устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Устав предусматривал уровень качества и образцы изделий, количество оборудования, учеников, подмастерьев, правила торговли (нельзя было переманивать друг у друга заказчиков, снижать самовольно цены на товары).

  • Во главе цехов стояли старейшины, избираемые мастерами.

  • Цехи устраивали совместные праздники. Организовывали помощь членам цеха. Члены цеха несли сторожевую службу в городе.

  • Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище.

Планировка городов

Планировка городов была различной, но в любом городе были укрепленный центр (замок), кафедральный собор, рынок, дворцы-крепости живущих в городе крупных магнатов здание органов городского управления и т. п.). Город представлял собой лабиринт узеньких улочек и переулков. За городскими стенами находились пригородные ремесленные посады и села, огороды и пахотные участки горожан, общие луга, леса и выпасы. Города отличались большой теснотой.

Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, а также обладали правом взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии — бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определённой, сравнительно невысокой, денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.


Церковь как фабрики культуры

Духовенство и монашество были наиболее образованным слоем общества. При монастырях и резиденциях епископов основывались школы. Были там и библиотеки, хоть и небольшие. Например, собрание книг одного из крупнейших монастырей в Фульде насчитывало около 600 рукописных книг и свитков. В основном это были списки Библии, трудов отцов церкви, однако встречались и сочинения языческих античных авторов. Христианство многое, отвергло из классической античной культуры, особенно то, что так или иначе было связано с языческой традицией. Вместе с тем определенная часть достижений античной культуры была передана Средневековью именно церковью. Это и латынь, и «семь свободных искусств», и основные знания в других областях наук и искусств. Символизм. Огромную роль в картине мира средневекового человека играл символ.

Теоцентризм.

Теоцентризм (греч. Theos - Бог + лат. Centrum - центр круга) - философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

Смеховая культура

В народной культуре западноевропейского средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с его скептицизмом, вольномыслием и карнавальностью. Празднества карнавального типа возникли в позднем Средневековье.

Все многообразные проявления и выражения народной смеховой культуры можно по их характеру подразделить на три основных вида форм:

  • 1. Обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа и пр.);

  • 2. Словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода: устные и письменные, на латинском и на народных языках;

  • 3. Различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, народные блазоны и др.).

Карнавалы, различные смеховые действа на городских площадях занимали особое место в народной культуре. Основанные на начале смеха, они противостояли официальным культурным формам и церемониям - церковным и государственным, создавали иной мир, мир вне церкви и государства