Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура


глагол “существовать” выступает и в функции обычного обязательного слова (как «дано» и «док-ть» в геометрии) и из-за этого иногда происходит такое: существует такой Х и такого Х не существует - получается путаница. Мы хотим сказать: “Единорогов не существует”, а в результате получается: “Существует такой единорог, который не существует”.

Выходов из парадокса существования было два.

По первому пути пошел в ХХ в. немецкий философ Алексиус Майнонг, считавший, что есть два мира:

  • мир вещей, в котором существуют все материальные предметы

  • мир идей и представлений, в котором существуют круглый квадрат, единороги и прочая нечисть.

В принципе по тому же пути пошла модальная логика, которая на вопрос «Существует ли Шерлок Холмс?» отвечала: «Существует в художественном мире рассказов Конан-Дойля».

Недостатком этой стратегии было то, что она в результате совершенно размывала границы между существующим и несуществующим – Единорог стал настолько же реален, как Путин.
По второму пути пошел Бертран Рассел. Он считал, что мир у нас более или менее один. Рассел решил парадокс существования при помощи так называемой теории определенных описаний, которая заключается в том, что каждое слово можно представить при помощи других слов.

Тогда мы сможем непротиворечиво говорить о том, что единорогов не существует. Есть такое животное как «лошадь», но оно не при каких условиях не имеет рога.


40. Кризис культуры как концепт современной культуры.
Кризис культуры – остановка совершенствования человечества, помещение его в интеллектуальную, моральную и общедуховную тьму и узость прошлого, прекращение расширения внутреннего и внешнего кругозора его жизни, закрепощение личности потеря накопленных материальных и духовных богатств и ценностей, снижение нравственного уровня его жизни.
Причины кризиса современной культуры, вызванные бурным научно-техническим прогрессом, противоречиями между материальной и духовной компонентами культуры усиливают свое действие в определенной политической атмосфере.

Войны, революции, внешние катастрофы только обнаруживали извне внутренний кризис культуры. До недавнего времени кризис проявлялся в самых разных формах, общим знаменателем которых является бездуховность, выражающаяся в безразличии промышленно развитых государств к нищете в странах третьего мира, гибели миллионов детей в них от причин, которые можно было бы предупредить, и т. д.

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.


Для эпистемологии современного социально-исторического знания период кризиса на рубеже XIX-ХХ веков является ключевым, поскольку именно тогда сформировалась совокупность культурно-социальных связей, определяющая нынешнее место исторического познания в системе социального знания.

Кризис или упадок европейской культуры был возвещён во второй половине XIX века, прежде всего, Фридрихом Ницше, Фёдором Достоевским и Львом Толстым. Поначалу пророчества кризиса воспринимались как нечто эксцентрическое, однако катастрофические события Первой мировой войны и её последствия сделали кризис реальностью для сотен миллионов носителей европейской культуры. наиболее значимые концепции, в которых обсуждается проблематика кризиса, принадлежат Освальду Шпенглеру, Карлу Ясперсу, Эдмунду Гуссерлю, Арнольду Тойнби, Мартину Хайдеггеру, Хосе Ортеге-и-Гассету, Николаю Бердяеву, Льву Шестову, Реймону Арону, Теодору Адорно, Мишелю Фуко, Юргену Хабермасу, Петеру Слотердайку.

Интерес к эпохе кризиса сохранялся на протяжении всего ХХ века, сохраняется он и сегодня.

Термины «декаданс» и «модерн» символизировали новое самоощущение, а мотив расставания с прошлым приобрёл однозначно позитивное звучание, имея другой своей стороной энтузиастическое предвосхищение будущего. Представление о том, что «старое» время закончилось, а «новая» современность предваряет ещё более «новое» время - «постсовременность», присутствует уже не только тематически, но повсеместно определяет дискурс, включая сообщения СМИ, рекламу, бытовую коммуникацию и т.д. Вопрос о месте истории и исторического знания с самого начала был одним из центральных вопросов, обсуждавшихся в связи с кризисом.

Не подлежит сомнению, что европейская культура Нового времени пользуется историческим знанием и располагает историческим сознанием как фундаментальными основаниями структур своей рациональности и практики. Обосновать это положение можно культурно-исторически. В этом смысле источником исторического сознания Нового времени является
гуманизм эпохи Возрождения, который знаменовал собой коренное обновление идентичности европейского человека. История как наука и как такой производитель сведений о прошлом, который даёт максимально возможное ручательство в их правдивости, получила здесь уникальный статус, который можно сравнить только со статусом философии в древнегреческом полисе. История стала центром и основанием самосознания, как индивида, так и общества. Ответ на любой вопрос, касающийся сущности и цели бытия человека, общества и даже природы должен был содержать в себе отсылку к исторической определённости, вне которой этот вопрос просто терял смысл. Рационализм Нового времени, взлёт которого был связан с развитием естествознания, отчасти поставил под сомнение ценность исторического, но в эпоху Просвещения сомнения эти сменились приданием историческому знанию ещё большей значимости как части комплекса идей, обещавших устроение общества на началах гражданского порядка, справедливости и разума.

42. КУЛЬТУРНАЯ НОРМА И СИМПТОМЫ КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ:
Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы, некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

КРИЗИС КУЛЬТУРЫ
Кризис культуры — культурологическое понятие, фиксирующее ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми ее институтами и структурами и резко изменившимися условиями общественной жизни.

На судьбе культуры сказывается столкновение духовно-нравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культур, ценностей, творческий дух покидает культуру, неспособную утолить духовный голод общества.

Как кризис проявился в искусстве. Это состояние современной музыки, живописи и поэзии, отказавшихся от классических канонов и гармонии, но так и не обретших новых плодотворных, одухотворяющих очертаний, способных привести новое содержание и оформить его.

Современное искусство свелось к голой целесообразности, механическому удовлетворению абстрактных, установленных рассудком нужд человека.


В живописи торжествует документальность и эксперимент, стремящиеся угодить не более как нашему праздному любопытству. Искусство перестало быть выражением духовности.

Таким образом, кризис творчества и кризис культуры обнаруживают все более и более умножающиеся симптомы. Закономерный результат этих событий заключается в том, что великие творения литературы, философии, искусства несут отпечаток внутренней неудовлетворенности. Ф. Ницше, Ф. Достоевский, Г. Ибсен сознавали эту трагедию, они мучились внутренним кризисом творчества, невозможностью воплотить замыслы, рожденные творческой фантазией.

Художественная жизнь отразила кризис в форме отступления от классических художественных принципов и эстетических канонов, разрушения образной структуры искусства, переключения на поиски выразительных средств, принципиально противостоящих естественной интуиции художника. Культура стала восприниматься как условная сфера бытия, каждое из состояний которой вполне возможно и даже может быть сконструировано. Стабильность культуры оказалась подорванной.

43.Культурологическая триада: реализм, модернизм, постмодернизм.
Реализм представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Его целью является реальное и объективное воспроизведение предметов и объектов окружающего мира, с сохранением их типичных черт и особенностей.

Выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века).

Реализм начала ХХ века был направлен на поиск новых связей человека с окружающей его реальностью, новых творческих способов и методов, оригинальных средства художественной выразительности. Впервые термин «реализм» был употреблен Жюлем Жанфлери, трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм.

Модернизм - новый, современный тип культуры XX в. Это понятие фиксирует определяющее духовное направление этого этапа истории буржуазной культуры, которая начала осознаваться уже в конце XVII в., но только в начале XX в. стремление быть "новым", "современным" (modern) стало главным творческим импульсом буржуазной культуры, который стимулировался потребностями доминирующих науки и техники, в которых новизна обладает абсолютной ценностью.