Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура

знаки и шифры извечной, вневременной идеи.

В изобразительном искусстве символизм обнаружил себя капризностью линии и цветов, которые лишь отдаленно соотносятся с контурами и цветом реальных предметов, а главным образом — заменой реальных персонажей фантастическими, мнимыми существами, страстью.

Сюрреализм

Сюрреализмом провозглашается безоговорочная свобода творчества и отсутствие потребности в контактах с окружающей действительностью, переосмысление канонов и эстетических требований к творениям искусства. Тем самым творчество начинает напоминать интуицию в художественном творчестве, отдаляясь от области точных знаний

Под сюрреализмом подразумевается уникальное направление в искусстве, или художественный метод, базовой основой которого является чувственное познании сути существования мира и формирования личности. Сюрреализм смог повлиять на то, что была сформирована гуманитарная сторона культурной модели современного образца.

Дадаизм

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты (А. Бретон) считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства.

Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»

Основными принципами дадаизма были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается, что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.

Формали́зм — концепция в теории искусства, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нём самом и абстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причин создания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизни создателя и т. д. Футуризм


Футуризм – одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма» призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи. У поэта, исполненного нового чувства мира — беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Авангард

Авангард — это не единый живописный стиль, как иногда представляется, а совокупность множества художественных направлений, появившихся на рубеже XIX-XX столетий. Этот термин объединил все те дерзкие и новаторские течения, которые шокировали публику и отрицали классическую традицию. Представители авангардизма стали тем передовым отрядом, который шёл впереди основной массы деятелей культуры, открывая и разведывая новые пути творческого самовыражения.

Но вот что удивительно: художники, о которых идёт речь, называли себя кем угодно, но только не авангардистами.

Авангардизм заперт в довольно узкие хронологические рамки. С одной стороны, этот термин подчёркивает революционный характер новейших художественных направлений, которые объединяет, а с другой — касается только течений, возникших в конце XIX и начале XX вв. Иными словами, сейчас эти явления уже прочно заняли свои места в истории, они были авангардными в момент своего появления . Всё это подготовило почву для рождения многоликого авангардного искусства.



49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.


Модернизм — это больше, чем художественное направление. Это целый комплекс изменений и процессов, происходивших в культуре, изобразительном искусстве, литературе, архитектуре во второй половине XIX — первой половине XX века. Среди главных исторических предпосылок этой революции в искусстве были развитие городов, индустриализация и две мировые войны — процессы и события, затронувшие весь мир.

Языковый прием, изоморфный свободной семантической конфигурации цитат ризомы, и бесконечным возможностям вариаций понимания – пастиш

Монтаж – способ создания целостной картины при помощи объединения имеющихся отдельных историй.

М.Роуз считает, что пастиш лишь одна из стилистических форм постмодернизма наряду с сатирой, иронией и пр. Он не является специфической формой постмодернизма, а свойствен также и модернизму.

Несомненно, что пастиш - пустая форма подражания, ироническая модификация цитатного мышления, однако как интертекстуальное смещение значений является не бессмысленным отрицанием иллюзий или трансгрессией стилей прежней культуры, не просто преодоление элитарного сознания, но такой саморефлексией в процессе письма или речи, когда в поле метаязыковой игры имитируется субъективность или порождается вероятность идентичности.

ФАНТАЗМ - понятие психологии и психоанализа, получившее своеобычную интерпретацию в постмодернистской философии. В психоанализе “фантазия рассматривается с точки зрения сознательной или бессознательной деятельности человека, обусловленной внутренним стремлением к исполнению, осуществлению, удовлетворению его желаний” (В. М. Лейбин). 3. Фрейд исходил из того, что в процессе фантазирования человек имеет возможность уйти из-под власти принципа реальности и насладиться свободой от внешнего принуждения. В фантазии индивиду удается быть попеременно “то наслаждающимся животным, то опять разумным существом” Создание душевной области фантазии сравнивалось Фрейдом с организацией “заповедников” и “национальных парков”, где может расти все, что заблагорассудится. Душевная область фантазии как раз и является “таким лишенным принципа реальности заповедником”

50. Постмодерн.


Постмодерн — это переход от модерна к обществу, которое нам совершенно неизвестно. Мы находимся в состоянии хаоса, плывём по течению к неведомым берегам и не можем сказать ничего внятного в отношении нашего будущего. Это страшит и пугает. Нужно действовать на свой страх и риск, без заранее заготовленных планов, рецептов и долгосрочных программ. Никакая стратегия не является в этих условиях прочной — всё зыбко, туманно, неясно, неопределённо. Но отказ от модерна — это не просто отрицание, но и решимость действовать в ситуации неизвестности, неопределённости и непредсказуемости последствий наших действий.

51. Основные черты постмодернистской культуры: ирония, плюрализм, неопределённость, репятивизм, эклектизм, цитатность, двойное кодирование.
Ответ: Философия постмодерна прояснила те базовые понятия и те установки и ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи.
Постмодерн противопоставляет «метафизике» «иронию».
Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную (всё определенное содержание действительности обусловлено произволом личности).

52. эстетика повседневности и поп-культура


Изучение обыденной жизни людей в культурологии складывается поздно, в середине 20 века. Это связано с тем, что долгое время повседневность воспринималась как банальность, не имеющая культурной ценности деятельность, ее даже воспринимали как антипода культуры.

Позже пришло понимание, что повседневность связана с естественным образом жизни человека, что данная культура тесно связана с трудовой деятельностью, с созиданием материального мира. Поэтому рассматривая культуру повседневности, исследователи делают акцент на ее содержании, она не является результатом специальной деятельности, и не требует от человека специальных усилий.

Л. Уайт отметил, что вещи повседневного обихода обладают особым символическим значением.

Ф. Бродель отмечал, что повседневность – это условия, в которых живет человек, его трудовая деятельность, потребности и способы их удовлетворения, это взаимодействия между людьми.

Характеристики культуры повседневной жизни, к ним относятся: