ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. В научной деятельности очень важен личный опыт и личная ответственность.
Невербальное (неконцептуализированное) знание, присутствующее в научном познании,
Полани обозначал термином личностное (неявное) знание. Установление истины
становится зависимым от ряда оснований и критериев, которые не поддаются
формальному определению.
Мастерство познания не поддается исчерпывающему описанию средствами языка, что
противоречит неопозитивистской задаче создания унифицированного языка науки. Явно
выраженное научное знание --- это всего лишь некоторая часть знания, находящаяся в
фокусе сознания. Периферийное (неявное) знание составляет другую часть научного
знания. Акт познания осуществляется посредством упорядочивания ряда предметов,
которые используются как инструменты или ориентиры, и оформления их в
теоретический или практический результат. В этом случае наше сознание является
"периферическим" по отношению к главному "фокусу сознания": той целостности,
которой мы достигаем в результате.
Лидеры научных школ оказывают влияние на других членов данных школ, показывая
образцы деятельности, которым могут подражать другие ученые. Кроме того, личностное
знание включено в семантическую трактовку теоретических терминов, т. е. связано с
процессами понимания: в реальной практике научных сообществ ученый постепенно
вживается в ту или иную принятую сообществом теорию.
Личностное знание возникает в процессе ознакомления с объектом, в результате которого
данный объект включается в жизнедеятельность человека; формируются навыки и умения
обращения с ним. Попытка копирования чужого навыка неизбежно порождает
собственный пласт личностного знания.
Основные новации концепции науки М. Полани: 1. Смысл научных положений
обусловливается неявным контекстом скрытого знания ("знания как", имеющего
инструментальный характер); смысл научных утверждений неотделим от
неартикулированного инструментального знания.
2. Смысл научных утверждений неотделим от личной уверенности в истинности провозглашаемого научного суждения.
3. Полани отметил роль невербализуемых традиций в функционировании и развитии
научного знания
55. Понятие информационной культуры. Информационные ресурсы, информационные технологии и биотехнологии как условие социального прогресса.
Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную
с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном
обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг
каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания
законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В
противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к
изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение
числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг.
информационной культура - информационная компонента человеческой культуры в
целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе
информационных процессов и существующих информационных отношений.
В узком смысле – это оптимальные способы обращения со знаками, данными,
информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения
теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред
производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки
человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека,
совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений,
обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному
удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как
традиционных, так и новых информационных технологий.
Это способность эффективно использовать информационные ресурсы и средства
информационных коммуникаций для достижения своих целей. Выражается в наличии у
человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во
взаимодействии с информационной средой.Термин «информационные ресурсы» означает совокупность данных, получаемых и
накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для
многоцелевого использования в общественном производстве и управлении, культуре,
образовании, личной жизни и т.п.
Информационные ресурсы - это вся накопленная информация об окружающей нас
действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме,
обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве между различными
потребителями, в том числе и для решения научных, производственных, управленческих и
иных задач.
Информацио́нные техноло́гии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки,
предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов
и методов
Билет 7
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Эмпиризм и рационализм.
эмпиризм и рационализм – это противоположные направления
Представители первого (Бэкон, Милль, позитивисты, сторонники интерпретации познания
как отражения) считали первичным, абсолютно-истинным и надежным фундаментом
научного знания эмпирические данные, получаемые с помощью якобы абсолютно
объективных восприятий, на содержание которых не оказывают существенного влияния
другие структуры сознания (мышление, воля, язык и др.). Согласно эмпиристам, все научное знание должно быть логически выведено из непреложных эмпирических данных,
Все научные теории должны быть логическим обобщением эмпирических данных
— вот гносеологическое кредо эмпиризма. В философии науки эта концепция индуктивистского эмпиризма (включая неоиндуктивизм) оказалась раскритикована лишь в середине XX в. Было убедительно показано, что концепция индуктивистского эмпиризма серьезно противоречит как экспериментальным данным психологии восприятия, так и методам научной практики и, в частности, реальным способам построения научных теорий, реальной практике их выдвижения, обоснования и принятия научным сообществом. Одним из вариантов спасения эпистемологического фундаментализма явилась феноменологическая философия (Э.
Гуссерль и др.). Однако, как показал опыт ее восприятия учеными и большинством
философов науки, она не только не была поддержана ими, но и оценена как модель
познания, весьма далекая от реальной научной практики.
Второе направление фундаменталистской эпистемологии — рационализм. Рационалисты
(Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Брауэр, Гейтинг и др.) пытались утвердить в качестве абсолютно надежного фундамента научного познания те или иные априорные структуры
сознания и мышления:
а) врожденные идеи, интеллектуальную интуицию и дедукцию (Декарт);
б) рефлексивную деятельность сознания и мышления (Лейбниц);
в) самополагание и саморазворачивание Абсолютной идеей своего истинного
содержания по внутренне присущим ей законам диалектического развития (Гегель);
г) априорные формы созерцания и категории рассудка (Кант);
д) глобальную математическую интуицию (Брауэр, Гейтинг).
Долгое время научной опорой рационалистического фундаментализма были математика, логика и теоретическая механика, которые рассматривались как системы неоспоримых, доказательных и абсолютных истин. Вплоть до середин XIX в. в математике и логике общепризнанными теориями были классическая арифметика, евклидова геометрия и аристотелевская силлогистика, не имевшие альтернатив. Однако во второй половине XIX в. произошел качественный перелом в развитии этих областей знания — возникла серия альтернативных им систем геометрии, арифметики и логики
44. Селекционная модель науки. С.Тулмин.
В 1972 Тулмин опубликовал свою работу «Человеческое понимание», в которой он
утверждает, что развитие науки есть эволюционный процесс. Тулмин критикует точку
зрения Томаса Куна относительно процесса развития науки, который считал, что развитие
науки — это революционный процесс (процесс противоположный эволюционному
процессу), в течение которого взаимоисключающиеся парадигмы ведут борьбу за то,
чтобы занять главенствующее место, то есть одна парадигма стремится встать на место
другой. Тулмин критически высказывался относительно идей Куна и придерживался мнения, что взаимоисключающие парадигмы не предусматривают основание для сравнения. В противовес революционной модели Куна, Тулмин предложил эволюционную модель развития науки, схожую с Дарвиновской моделью эволюции. Тулмин утверждает, что развитие науки — это процесс инновации и отбора. Инновация означает появление множества вариантов теорий, а отбор – выживание наиболее стабильных из этих теорий.
Инновация возникает, когда профессионалы в отдельной области начинают воспринимать
привычные вещи по-новому, не так как воспринимали их раньше; отбор подвергает
инновационные теории процессу обсуждения и исследования. Наиболее сильные теории,
прошедшие обсуждения и исследования, встанут на место традиционных теорий, либо в
традиционные теории будут внесены дополнения. С точки зрения абсолютизма, теории
могут быть либо надежными, либо ненадежными