ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, независимо от контекста. С точки
зрения релятивизма, одна теория не может быть ни лучше ни хуже другой теории, из
другого культурного контекста. Тулмин придерживается мнения, что эволюция зависит от
процесса сравнения, который определяет, способна ли будет теория обеспечить
усовершенствование стандартов лучше, чем это может сделать другая теория.
54. Информационное общество: основные теории, противоречивые тенденции развития.
Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято
производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей
её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества.
Западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так
называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение
новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса,
компьютерной и информационной революцией.
Ряд политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань,
отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако,
хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию
постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд
важнейших положений технократизма и традиционной футурологии.
Технокра́тия - общество, в котором власть принадлежит наиболее способным людям, а
именно научно-техническим специалистам, независимо от происхождения и достатка.
Футуроло́гия -прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции
существующих технологических, экономических или социальных тенденций
или предсказания будущих тенденций.
Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие
вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все
больше становится причиной перемен в политической, экономической, социальнокультурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет
традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает
технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой
экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности
труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития
приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных
информационных сетях. Несмотря на то, что информация становится высшей ценностью, она может
использоваться как оружие в информационной войне.
Влияние информатизации на формирование личности становится все более актуально
темой различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на
психологические, социальные, этические, ценностные и другие.
Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют»
одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама,
художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни,
присущего западной, техногенной цивилизации. Теряется национальная идентичность,
происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет
информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное
сознание, происходит политическая, экономическая и культурная экспансия развитых
стран.
Существует так же проблема «цифрового неравенства», выражающаяся в
непропорциональности возможностей ею пользоваться
38. Логический позитивизм и «Венская школа» о языке науки.
роблему языка науки впервые ясно поставили представители такого
философского направления как логический позитивизм («Венский кружок»). Доктрина Б.
Рассела и Л. Витгенштейна была направлена на логический анализ научного языка. По их
мнению, естественный язык имеет слабости: многозначность выражений, нечёткая
логическая структура фраз, которая скрывает мысль; обременённость психологическими
ассоциациями.Научный язык должен быть однозначным. Поэтому существующий
содержательный язык надо заменить формализованным языком, идеальным и логически
совершенным. Например, языком математической логики. Он должен нейтрализовать
слабости языка естественного. Достоинства искусственного языка сводились к
следующему:
- позволяет выявить и фиксировать элементы мысли, которые в естественном языке
слиты;
- способствует экономизации предложений – сжатости, ёмкости, оперативности;
- открывает дорогу для построения формализованных аксиоматических теорий, позволяя
представить элементы мысли в виде логических шагов. В результате получается взаимно
согласованная и прозрачная теория.
Но создание совершенного логического языка стало невозможным в силу того, что
сменяющие друг друга теории зачастую дают разные определения одному и тому же
понятию. Одно и то же понятие может работать в нескольких дисциплинах, в каждой из
которых складывается своя традиция определения этого понятия.
Доктрина логического позитивизма гласит:
1) язык есть граница мышления (то есть они совпадают).
2) есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными
естественными науками.
3) предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму.
«Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»
4) сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся
с фактами
5) высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)
Концепции философии науки в Новое время. Ф. Бэкон об основаниях опытно-экспериментальных наук. «Новый органон»
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ
Фрэнсис Бекон(1) (1561—1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и
обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и
опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего
практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над
природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”. Бэкон
провозгласил ставший знаменитым девиз: “Знание — сила”. В науке “речь идет не только
о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом
могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает
и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого
он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и
природа побеждается только подчинением ей”(2). Могуществен тот, кто может, а может
тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и
эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения
единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.
В своем трактате “Новый органон” Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он
возжег факел новой науки — методологии экспериментального естествознания, которую
он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно
собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь
тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. “Призраки рода” — это ошибки,
вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;
“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от
воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” — это привычки
пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического
к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться
ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени
, избравшей в
качестве девиза изречение Горация: “Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни
был”. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности.
53. Искусственный интеллект – области исследования, взаимосвязь искусственного и естественного, соотношение мышления и распознавания образов.
Естественному - то, что создается без постороннего вмешательства, под действием
законов природы и в привычном ходе вещей. Искусственное -нечто, сделанное наподобие
натурального, природного. В наука и технике очень эффективными оказались
заимствования каких-то принципов и структур из живой природы. Этим занимается
бионика.
Искусственные интеллектуальные системы, воспринимают внешние воздействия и
формируют реакции. В процессе формирования реакции на то или иное воздействие
среды система может как опираться на свои ресурсы, так и использовать некие
информационные источники и управляющие воздействия внешнего характера. Чем
меньше система зависит от информационных источников и управляющих команд, тем
выше степень ее автономности.
Проблема соотношения естественного и искусственного подразумевает поиск ответа на
вопрос: «каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с
естественным интеллектом?»
Классической задачей, аргументирующей необходимость исследований в области ИИ,
является задача распознавания образов. В литературе приводится пример,
рассматривающий сложность создания классической искусственной системы, способной
отличить изображения собаки от изображения кошки. На это способен даже ребенок, но
такую задачу очень тяжело формализовать и решить с помощью четкой логики и четких
алгоритмов.
Невозможно создать копию человеческого мышления. Главное свойство интеллекта
человека - способность к абстрактному мышлению, благодаря которому возникает
самосознание, способность оценивать себя со стороны. Но сделаны довольно успешные
приближения искусственных информационных систем к человеческому интеллекту.
Коннекционизм — один из подходов в этой области, в рамках которого предпринимаются
зрения релятивизма, одна теория не может быть ни лучше ни хуже другой теории, из
другого культурного контекста. Тулмин придерживается мнения, что эволюция зависит от
процесса сравнения, который определяет, способна ли будет теория обеспечить
усовершенствование стандартов лучше, чем это может сделать другая теория.
54. Информационное общество: основные теории, противоречивые тенденции развития.
Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято
производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей
её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества.
Западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так
называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение
новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса,
компьютерной и информационной революцией.
Ряд политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань,
отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако,
хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию
постиндустриального общества, её сторонники повторяют и дальше развивают ряд
важнейших положений технократизма и традиционной футурологии.
Технокра́тия - общество, в котором власть принадлежит наиболее способным людям, а
именно научно-техническим специалистам, независимо от происхождения и достатка.
Футуроло́гия -прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции
существующих технологических, экономических или социальных тенденций
или предсказания будущих тенденций.
Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие
вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все
больше становится причиной перемен в политической, экономической, социальнокультурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет
традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает
технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой
экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности
труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития
приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных
информационных сетях. Несмотря на то, что информация становится высшей ценностью, она может
использоваться как оружие в информационной войне.
Влияние информатизации на формирование личности становится все более актуально
темой различных исследований. Проблемы, связанные с этим, можно подразделить на
психологические, социальные, этические, ценностные и другие.
Происходит заметная унификация массового сознания, поскольку люди «потребляют»
одни и те же информационные продукты глобального характера (новости, реклама,
художественные произведения и т.д.), идет массированная пропаганда образа жизни,
присущего западной, техногенной цивилизации. Теряется национальная идентичность,
происходит деградация языка, нивелируются морально-этические принципы. За счет
информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное
сознание, происходит политическая, экономическая и культурная экспансия развитых
стран.
Существует так же проблема «цифрового неравенства», выражающаяся в
непропорциональности возможностей ею пользоваться
Билет 8
38. Логический позитивизм и «Венская школа» о языке науки.
роблему языка науки впервые ясно поставили представители такого
философского направления как логический позитивизм («Венский кружок»). Доктрина Б.
Рассела и Л. Витгенштейна была направлена на логический анализ научного языка. По их
мнению, естественный язык имеет слабости: многозначность выражений, нечёткая
логическая структура фраз, которая скрывает мысль; обременённость психологическими
ассоциациями.Научный язык должен быть однозначным. Поэтому существующий
содержательный язык надо заменить формализованным языком, идеальным и логически
совершенным. Например, языком математической логики. Он должен нейтрализовать
слабости языка естественного. Достоинства искусственного языка сводились к
следующему:
- позволяет выявить и фиксировать элементы мысли, которые в естественном языке
слиты;
- способствует экономизации предложений – сжатости, ёмкости, оперативности;
- открывает дорогу для построения формализованных аксиоматических теорий, позволяя
представить элементы мысли в виде логических шагов. В результате получается взаимно
согласованная и прозрачная теория.
Но создание совершенного логического языка стало невозможным в силу того, что
сменяющие друг друга теории зачастую дают разные определения одному и тому же
понятию. Одно и то же понятие может работать в нескольких дисциплинах, в каждой из
которых складывается своя традиция определения этого понятия.
Доктрина логического позитивизма гласит:
1) язык есть граница мышления (то есть они совпадают).
2) есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными
естественными науками.
3) предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму.
«Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»
4) сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся
с фактами
5) высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)
Концепции философии науки в Новое время. Ф. Бэкон об основаниях опытно-экспериментальных наук. «Новый органон»
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ
Фрэнсис Бекон(1) (1561—1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и
обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и
опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего
практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над
природой, а “господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам”. Бэкон
провозгласил ставший знаменитым девиз: “Знание — сила”. В науке “речь идет не только
о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом
могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает
и понимает, сколько охватил в порядке природы делом или размышлением; и свыше этого
он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и
природа побеждается только подчинением ей”(2). Могуществен тот, кто может, а может
тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и
эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения
единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания.
В своем трактате “Новый органон” Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он
возжег факел новой науки — методологии экспериментального естествознания, которую
он утверждал как залог будущего могущества человека. Следуя этой методологии, можно
собрать богатую жатву научных открытий. Но опыт может дать достоверное знание лишь
тогда, когда сознание свободно от ложных “призраков”. “Призраки рода” — это ошибки,
вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;
“призраки пещеры” заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от
воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; “призраки рынка” — это привычки
пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического
к ним отношения; “призраки театра” связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться
ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени
, избравшей в
качестве девиза изречение Горация: “Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни
был”. Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности.
53. Искусственный интеллект – области исследования, взаимосвязь искусственного и естественного, соотношение мышления и распознавания образов.
Естественному - то, что создается без постороннего вмешательства, под действием
законов природы и в привычном ходе вещей. Искусственное -нечто, сделанное наподобие
натурального, природного. В наука и технике очень эффективными оказались
заимствования каких-то принципов и структур из живой природы. Этим занимается
бионика.
Искусственные интеллектуальные системы, воспринимают внешние воздействия и
формируют реакции. В процессе формирования реакции на то или иное воздействие
среды система может как опираться на свои ресурсы, так и использовать некие
информационные источники и управляющие воздействия внешнего характера. Чем
меньше система зависит от информационных источников и управляющих команд, тем
выше степень ее автономности.
Проблема соотношения естественного и искусственного подразумевает поиск ответа на
вопрос: «каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с
естественным интеллектом?»
Классической задачей, аргументирующей необходимость исследований в области ИИ,
является задача распознавания образов. В литературе приводится пример,
рассматривающий сложность создания классической искусственной системы, способной
отличить изображения собаки от изображения кошки. На это способен даже ребенок, но
такую задачу очень тяжело формализовать и решить с помощью четкой логики и четких
алгоритмов.
Невозможно создать копию человеческого мышления. Главное свойство интеллекта
человека - способность к абстрактному мышлению, благодаря которому возникает
самосознание, способность оценивать себя со стороны. Но сделаны довольно успешные
приближения искусственных информационных систем к человеческому интеллекту.
Коннекционизм — один из подходов в этой области, в рамках которого предпринимаются