ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как
исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы
механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Билет 14
14. Социокультурные основания науки.
(Питирим Сорокин)
Наука всегда развивается в конкретном культурном контексте.
Вопрос о том, как и каким образом культура выступает основанием науки, можно
рассматривать в двух аспектах - цивилизационном и культурологическом. С точки зрения
цивилизационного подхода можно констатировать, что в традиционном обществе,
характеризуемом замедленными темпами социальных изменений, инновационная
деятельность не воспринимается как высшая ценность и наука не востребована. Наука
получает мощный импульс для своего развития в условиях техногенной цивилизации, где
высокий темп социальных изменений и инновационная деятельность выступают в
качестве высшей ценности и важнейшей основой жизнедеятельности техногенной
цивилизации является рост научного знания и его технологическое применение.
К вопросу о социокультурных основаниях науки можно подойти с позиции трех
ключевых типов культуры - идеациональной, идеалистической и чувственной
Идеациональная - унифицированная система культуры, основаная на принципе
сверхчувствительности и сверхразумности Бога. Для этой культуры характерно
отрицательное или безразличное отношение к чувственному миру; знание о нем не
воспринимается как ценность.
Идеалистическая - система культуры, основанная на посылке о том, что объективная
реальность частично сверхчувственная и частично чувственная. В условиях этой системы
культуры стимулируется развитие науки, но только в той степени, чтобы научные идеи
соответствовали созерцательно-разумному отношению к миру; развиваются логические
основы науки, но не ее опытная, экспериментальная основа.
Чувственная система культуры в большей степени, чем предыдущие, стимулирует
развитие науки, ибо эта культура основывается и объединяется вокруг нового принципа
"объективная действительность". Этот принцип лежит в основе научной деятельности, в
основе ее устремленности познать мир.
32. Проблема развития науки: периодизация, основные подходы.
Три аспекта
1 Что составляет сущность динамики науки? Это эволюционное изменение (расширение
объема и содержания научных истин) или развитие (изменение со скачками,
революциями, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет)?
Является ли динамика науки в целом процессом кумулятивным или включает отказ от
прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их.
2 Можно ли объяснить динамику научного звания только его самоизменением, только на
основе действия внутри научных факторов или также существенным влиянием на научное
знание социокультурных факторов?
3 Каковы общие закономерности развития научного знания и специфические
закономерности различных областей науки?
Этими вопросами занимались Поппер, Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Полани и
другие.
1 С одной стороны, существует принцип соответствия – новые теории обобщают старые.
Но развитие научного знания представляет собой непрерывно-прерываемый процесс с
качественными скачками в одной и той же предметной области (пример, классическая механика, теория относительности и квантовая механика; синтетическая теория
эволюции, концепция дарвина, генетика). Старые и новые фундаментальные теории часто
видят мир противоположным образом.
2 Нет однозначности в решении этого вопроса. Интернализм и экстернализм.
Согласно интерналистам главную движущую силу развития составляют внутренние цели,
средства и закономерности самой науки. Научное знание – саморазвивающася система,
содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, степени
развитости социума, экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и так
далее. Представители – Койре, Холл, Росси, Герлак, Лакатос, Поппер. Направление
оформилось в 30ые годы 20ого века.
Эстерналисты исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке,
определяющим темпы ее развития и содержание научного знания являются социальные
потребности и культурные ресурсы общества. Познавательный интерес не имеет
самодовлеющего значения, а продиктован практическими социальными, инженерными,
техническими задачами.
Направление возникло в 30ые годы 20ого века: Бернал, Цильзель, Ниндам. И развилось в
70ых: Кун Фейерабенд, Малкей, Полани, Косарева, Гачев.
3 Кроме общих закономерностей, в каждой области науки действуют специфические
закономерности
Примеры общих закономерностей: детерминированность научного знания ранее
накопленным; увеличение информационной емкости сменяющих друг друга научных
теория; усложнение; Повышение степени точности
Примеры закономерностей развития естественно-научного знания: усиление роли
математических методов; увеличение роли теоретического уровня по отношению к
эмпирическому знанию; усиление взаимосвязи с социальными и гуманитарными науками.
Примеры закономерностей развития социально-гуманитарных наук: мировоззренческоценностная детерминация; зависимость от исторического культурного контекста
46. Герменевтическая эпистемология. Ф.Шлейермахер, Г.Гадамер.
Эпистемоло́гия или гносеоло́гия — теория познания, раздел философии.
Герменевтика – наука истолкования текстов.
Философская герменевтика – это абсолютизация герменевтической проблематики и
герменевтического метода, попытка с его помощью решить основные философские
проблемы.
Философская герменевтика возникла только в конце 19 столетия, хотя герменевтические
исследования проводились и в античности (Аристотель), и в средние века (Августин), и в
эпоху Ренессанса (Валла) и т.д. «Отцом герменевтики» в новоевропейской традиции
называют Ф. Шлейермахера – «Герменевтика и критика». Крупнейшим представителем в
20 в. был Х.Г. Гадамер.
Ф.Шлейермахер впервые выдвинул задачу разработки общей универсальной
герменевтики. По его мнению, проблема понимания носит всеобщий характер. При этом
герменевтическое понимание ориентировано не на простое повторение мыслей автора, а
на истолкование произведения как определённого момента жизни, придерживаясь
принципа: «Понять автора лучше, чем он сам себя понимает». Соответственно им были
разработаны правила понимания. Заслуга Шлейермахера – формулировка
«герменевтического круга» – центральный принцип понимания целого, исходя из части, и
части, исходя из целого.
Ханас Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему
понимания в саму суть философии. Гадамер синтезировал крупнейшие достижения в
данной области:
1) установку Шлейермахера на понимание не только дословного смысла теста, но и
самого его автора (с конечной целью понять автора лучше, чем он понимал себя сам);
2) концепцию Дильтея, осмыслившего герменевтику как центральную науку о духе,
направленную на постижение жизни как фундаментального факта истории;
3) концепцию Хайдеггера, согласно которой язык оказывается историческим горизонтом
понимания, а само понимание – как герменевтика – превращается в свершение бытия.
Универсальная герменевтика Х.-Г.Гадамера сводилась к теории опосредованного языком
переживания мира, теории, имеющей значение для любой науки, для любой человеческой
деятельности. Его цель – создание герменевтики как универсального способа
философствования. По мнению Гадамера, наука не только не обязательна для познания
истины бытия, но в силу своих монопольных притязаний на подлинное познание она
служит гносеологическим препятствием на пути познания истины. С помощью
герменевтики философия должна вернуть свой духовный авторитет:– человеческий опыт шире, чем область научного познания (искусство, нравственность и
т.д.);
– во всех вненаучных формах освоения мира человеком мы имеем с философским
откровением.
Поэтому задача герменевтики заключается в выяснении опыта истин, недоступных науке.
Гадамер рассматривает проблемное поле герменевтики как область, имеющую
задачей «раскрыть опыт постижения истины, превращающий область, контролируемую
научной методикой, и поставить вопрос о его собственном существовании».
По Гадамеру, «язык – это универсальная среда, в которой осуществляется
само понимание. Способом этого осуществления является истолкование», «языковый
опыт мира абсолютен». Абсолютность мира языка в том, что он охватывает любое бытие,
любые отношения и предшествует любому пониманию, все, что является предметом
познания и высказывания, «окружено мировым горизонтом языка».
Гадамер модифицирует герменевтический подход, подчеркивая, что между исторической
ситуацией, в которой был создан текс, и ситуацией интерпретатора существует
непреодолимый разрыв, поэтому реконструкция смысла, в принципе, невозможна,
возможна только конструкция. Таким образом, текст становится относительно
самостоятельной, бытийно-смысловой данностью. И поскольку язык воспринимается как