Файл: Соотношение философии и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


попытки моделировать умственные способности человека, используя искусственные

нейронные сети. Такие модели строятся на сетях микропроцессоров. При этом подходе

искусственный интеллект понимается как процесс, возникающий при передаче

информации. Нейронные сети успешно решают задачу распознавания образов. В нейрокомпьютинге постепенно созревает новое направление, основанное на соединении

биологических нейронов с электронными элементами. Сторонники считают, что

процессы, присущие биологическим системам, способность к обучению и адаптации,

являются следствие именно биологической структуры и особенностей её

функционирования.

По аналогии с Software (программное обеспечение) и Hardware (электронное аппаратное

обеспечение), эти разработки получили наименование Wetware от слова влажный.

Существует технология соединения биологических нейронов с полевыми транзисторами с

помощью нановолокон.
Вар 2
Искусственный интеллект — это способность компьютерной системы имитировать когнитивные функции человека, такие как обучение и решение задач.

Машинное обучение — это одно из направлений применения ИИ. В нем используются математические модели данных, которые помогают компьютеру обучаться без непосредственных инструкций.
К основным областям исследования искусственного интеллекта сегодня относят: компьютерное зрение (получение информации из изображений и видео), обработку естественного языка (получение информации из текста и аудио), обучение с подкреплением (моделирование системы как некой среды, с которой взаимодействует агент и получает вознаграждение, тем самым обучаясь) и создание общего искусственного интеллекта.
Вопросы философии касающиеся искусственного интеллекта можно поделить на две группы. Первая из них имеет цель ответить на вопрос о возможности существования искусственного интеллекта, вторая же затрагивает потенциальные последствия создания искусственного интеллекта.
Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Для этого Тьюринг предложил эксперимент, ставший впоследствии известным как тест Тьюринга. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта.

Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль, его же словами подход и характеризуется:

Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум — это разум.
Напротив, сторонники слабого ИИ предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.
В своем мысленном эксперименте «Китайская комната», Джон Сёрль показывает, что даже прохождение теста Тьюринга может не являться достаточным критерием наличия у машины подлинного процесса мышления.
Если же говорить о последствиях создания ИИ, то данный проблематика содержит в себе вопросы, касающиеся искусственного интеллекта и этики. Основные из них следующие:

• Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину — машиной?

• Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами?

• Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин?

• Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских имплантаций заменили 99 процентов тела, считаться машиной?

Данные вопросы рассматриваются в рамках философии техники и трансгуманистической философии.
Такого рода вопросы по сути своей сводятся к пониманию считаем ли мы ИИ моральным агентом (субъект и объект в моральных суждениях) или же нет?

Для ответа на данный вопрос необходимо поставить условия морального статуса. На текущий момент выделяют следующие условия:

1. Наличие сознательного опыта (sentience)

2. Наличие развитого интеллекта (sapience)

3. Способности морального агента:

a. Способность понимать моральные мотивы

b. Способность следовать моральные мотивы

c. Способность оценивать свое функционирование в моральных категориях
Ключевым спором для философов же является вопрос о необходимости и достаточности данных условий для обладания моральным статусом.


Билет 9

Билет 10


10. Немецкая классическая философия о природе научного знания (И. Кант о предметности и основаниях науки. Гегель о природе научного знания.
Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в

историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила

Канта (1724 — 1804).

В философии Канта принято различать два периода.Первый период связан с

естественнонаучными изысканиями. Канту принадлежит, наряду с Лапласом, авторство в

формировании гипотез возникновения Солнечной системы из пылевой туманности в

результате Большого взрыва и существования множества Галактик, аналогичных нашей

Солнечной. Философ высказал идею о приливном трении, замедляющем суточное

вращение Земли, и критиковал веру в мистику.Второй период – собственно философский,

начинается с 1770 г., когда внимание философа сосредоточено на изучении возможностей

человеческого разума и особенностей процесса познания; Кант развивает одновременно с

теорией познания теорию деятельности и трансцендентальную философию как единую и

всеобъемлющую теорию субъективности. Основной труд мыслителя часто называют это

«Критика чистого разума», 1781Как философ Кант осознавал, что мораль нельзя вывести из опыта, эмпирии. История человечества демонстрирует великое многообразие норм поведения, часто несовместимых друг с другом: поступки, рассматриваемые как норма в одном обществе, в другом подвергаются санкциям. Поэтому Кант пошел по другому пути: он философскими средствами обосновывает абсолютный характер морали.

Моральное действие, как показал Кант, не относится к миру явлений. Кант выявил

вневременный, т. е. независимый от знания, от развития общества, характер морали.

Мораль, по Канту, — самая бытийственная основа человеческого существования, то, что

делает человека человеком. Мир устроен разумно, так как существует нравственная

очевидность. Такой нравственной очевидностью, не разложимой далее, обладает,

например, совесть.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), исходя из принципа развития, дает

впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития.


Именно он конструирует диалектику как систему основных взаимосвязей и категорий

применительно к развитию абсолютной идеи. При этом Гегель прекрасно осознает тот

факт, что описание развития абсолютной идеи не является самоцелью философского

исследования.

Метод гегеля - диалектический

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития.

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое.
Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути

перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе.

Абсолютная идея должна “вырваться” из абсолютности, т. е. “сама выйти из себя и

ступить в другие сферы”
36. Эмпириокритицизм. Э.Мах, Р.Авенариус. «Принцип экономии мышления»

Второй позитивизм. Махизм.

На основе истории науки, современной науки и критике первого позитивизма и

индуктивистствкой модели было показано, что:

Реальное научное познание не обязательно и не всегда начинается с данных наблюдения и

эксперимента (например, в математике и теоретическом естествознании)

Открытие научных законов и теорий осуществляется не только с помощью индукции, но и

многих других методов (гипотезы, аналогии, интуиции, идеализации, конструктивного

мышления и так далее) Индукция принципиально не способна быть средством доказательства истинности научных законов, а может быть только способом подтверждения их истинности или доказательства вероятности этой истинности.

Процесс открытия – весьма сложный психологический и творческий процесс, в котором


существенную роль играем продуктивное воображение ученого и его интуиция. Путь от

фактов к законам и теориям не является однозначным, чисто логическим и

прямолинейным. Так механика Ньютона, термодинамика и теория газов Больцамна

содержали множество идеализированных объектов и абсолютизаций (материальная точка,

изолированная система, абсолютно белое тело и так далее). Научные теории не могут

быть логически выведены из опыта. Они создаются конструктивной деятельностью

мышления в качестве идеальной схемы для интерпретации эмпирических фактов.

По Маху принцип экономии мышления объясняется изначальной биологической:

потребностью организма в самосохранении и вытекает из необходимости приспособления

организма к окружающей среде. В целях «экономии мышления» не следует тратить силы

и на различного рода объяснения, достаточно лишь описания. Понятие науки, экономящей

мышление, прописано Махом в его книге «Механика. Историко-критический очерк ее

развития».

Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем

самым на мышлении. Вся наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить опыт, мысленно

репродуцируя и предвосхищая факты. Эти репродукции более подвижны в

непосредственном опыте и в некоторых аспектах его заменяют.

Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.

Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки.

В развитой науке объяснительная часть является излишней и в целях экономии мышления

должна быть удалена. Одним из таких элементов науки махизм считает

понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его

понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Авенариус - основатель «эмпириокритизма», за отправной пункт познания принимает не

мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он

непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом

описании эмпирически данного. «Чистый опыт» - это опыт в самом широком смысле

слова – идеи, восприятие предметов, образы, суждения, оценки – необъятная масса

утверждений. Критика призвана очистить понятие о мире от разночтений, мифических и

философских фантазий, чтобы в конце концов получить универсальную концепцию мира,

значимую везде и для всех. В «чистом опыте» Авенариус стремился растворить