ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
противоположность материи и духа, физического и психического. Учение Авенариуса о
«принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»)
отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Его
целью была разработка философии как строгой науки подобно природоведческим
дисциплинам. Согласно мнению Авенариусу, метафизика настолько укоренилась в сознании людей в силу традиции, настолько переплелась, буквально слилась с подлинными знаниями, что стала серьезной помехой прогрессу науки. Поэтому ее следует как можно быстрее устранить – с помощью гносеологической критики. Отсюда, кстати, и само название «эмпириокритицизм», то есть философия критического опыта: ведь его задача – критика опыта, «зараженного», «испорченного» метафизикой.
51. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Техноэтика - этика ответственности инженера-техника.
Гуманность, любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе
отношение ко всему живому.
При изучении вопроса о последствиях техники следует иметь в виду двойственный
характер техники. Созидательный: техника есть основание, на котором стоит техногенная
цивилизация: в аспекте творчества: средство реализации сущностных сил человека (форма
материализации потенций человека и природы во всем их многообразии); в аспекте
жизнедеятельности: средство решения экономических, экологических, коммуникативных,
управленческих, культурных и других задач, средство благосостояния населения.
Разрушительный: техника есть способ эксплуатации природы человеком; средство
разрушения и природы, и человека.
Усиление техногенного влияния на окружающую среду привело человечество к порогу
глобальных кризисов. Наука не отказывается брать на себя ответственность за их
преодоление. Анализируя рост материально-энергетических потребностей человечества в
соотношении с природными ресурсами ученые указывают на конечный характер
минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и
нейтрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности.
Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым
относят проблемы, охватывающие систему «мир — человек» в целом и которые отражают
жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют
не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения зависит
предотвращение глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность
общества, судьба человечества.
К глобальным проблемам современности относят экологические, демографические,
проблемы войны и мира, проблемы кризиса культуры. К причинам возникновения
глобальных проблем относят: усиленный рост потребностей человечества, возросшие
масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных
ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и
взаимообусловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой обострение
всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно,
координирование, усилиями всего мирового сообщества.
Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, которая
обусловлена не только спадом рождаемости, но негативными тенденциями развития
семьи. Особой проблемой остается проблема социального расслоения, наличия
экономического неравенства, «социального дна» и маргиналов. Три четверти населения
развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях
абсолютной нищеты.
Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системе отношений «человек —
общество — биосфера» и требуют от ученых и предпринимателей повышения ответственности за последствия результатов их деятельности, а также усиления контроля
со стороны государственных, правительственных структур. Становится актуальной
просветительская работа. Врачи и биологи выступают за проведение моратория на
использование средств генной инженерии в антигуманных целях. Анализ экологических
бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их
причиной становится непродуманное техногенное воздействие. Наука отреагировала на
глобальную экологическую проблему созданием новой отрасти: социальной экологии.
Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы тесно связаны с
проблемами радиоактивного загрязнения.
В силу неравномерности социально-экономического развития различных государств,
глобальный кризис достиг к началу XXI в. своей небывалой остроты. Выход из
кризисного состояния предполагает ликвидацию социальных антагонизмов, активизацию
международной деятельности, введение в жизнь юридических мер природопользования,
мер по достижению глобального равновесия. Стремление к использованию естественно
емких альтернативных источников энергии — будущее технических инноваций.
Билет 11
35. Классический позитивизм. О. Конт, Д.Миль, Г. Спенсер.
К 30ым годам 19 века
1) Возрасла самостоятельность науки как подсистемы культуры
2) Новая европейская наука начала ориентироваться на результаты экспериментов и
наблюдений
3) Результаты науки повсеместно применялись на практике в технических и
технологических задачах
4) Вырос престиж науки в обществе, ее мировоззренческое значение.
Основными задачами философии науки считалось создание:
1) Общенаучной картины мира
2) Общей методологии науки путем обобщения деятельности ученых из разных областей
науки; на основании того, как ученые в разных науках получают и обосновывают факты,
законы, теории
3) Теории социальных функций науки путем эмпирического исследования реальных
взаимосвязей между наукой и обществом
Первые попытки реализации нового понимания философии науки выразились:
1) В построении Г. Спенсером общей научной картины мира своего времени,
классификации наук и написаниии их истории;
2) Создании эмпирико-индуктивистской методологии научного познания О. Контом и Д.
Миллем
3) Разработке программы конкретно-научного исследования законов функционирования
общества (социальная физика О. Конта)
Основной источник и критерий истинности научного может быть только эмпирический
опыт.
Основной метод открытия и обознавания – метод индукции.
Милль разработал индуктивные методы установления причинно-следственных связей:
метод сходства, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.
Позднее к концу 19 века была осознана несостоятельность индуктивистской модели. и
появился эмпириокритицизм (второй позитивизм).
11. Синергетический подход в современном научном познании.
Синергетика – теория самоорганизации и развития сложных систем любого уровня организации. Закономерности от строения атома до строения вселенной. Согласно законам синергетики, целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное.
Синергетика применяется:
1. В переходе от исследования простых систем к сложным.
2. При переходе от замкнутых систем к открытым системам.
3. При переходе от линейности к нелинейности.
4. При переходе от рассмотрения равновесия процессов вблизи точки равновесия к делокализации (удаление от точки) и нестабильности.
С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют, как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций. подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. П
50. Эволюция техники как сферы человеческой деятельности.
В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны
с магическим действием и мифологическим миропониманием.
В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но
оно не включает теорию. Более того, в античной культуре наука и техника
рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В античном
мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого
основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое необходимо для дела и
связано с ним. Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника
всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к
сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.
В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное
знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь
незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой также не был решен. В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические
математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически
ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в
своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху
Возрождения формируется идеал энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего – в самых различных областях науки и техники.
В науке Нового времени тенденция к специализации и вычленению
отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию