ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 18
Билет 19
23. Научное познание: специфика и его структура.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного познания является теория. многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез.
Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; обладает различной степенью достоверности.
Приемы и правила нам позволяют получать новое знание
Метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания и
действия. Метод — это система предписаний, требований, благодаря которым решается
конкретная практическая или научная (теоретическая) задача. Метод дисциплинирует
поиск истины, он экономит время и позволяет двигаться к поставленной цели кратчайшим
путем. Таким образом, метод — это совокупность определенных способов, приемов,
которые применяются в разных видах деятельности для достижения поставленных целей.
Поэтому различают методы в науке, методы в политике, методы в производстве и т.д.
Бэкон говорит: “метод - это светильник, который освещает путь по дороге
И даже хромой по дороге опережает того, кто бежит по бездорожью”
По степени общности и по широте применения методы научного познания делятся на три
группы:
1. Философские методы
2. Научные методы
3. Общелогические методы
Традиционно выделяются два философских метода:
1. диалектический метод
2. Метафизический метод
Научные методы делятся на два уровня:
1. Методы эмпирического познания
2. Методы теоретического познания
В настоящее время мы являемся свидетелями возрастания удельного веса химических,
биологических и даже гуманитарных наук в качестве «заказчиков» математического
инструментария. Такие области математики, как теория игр, теория алгоритмов и ряд
других, возникли и развиваются во многом под влиянием запросов, идущих со стороны
этих наук
19. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций.
Изобретение новых средств наблюдения и эксперимента, открытие новых методов
познания, усовершенствование методики обработки результатов исследования и другие
новации означают значительный прогресс в науке. Все подлинные научные революции, как
правило, многоаспектны, включают множество сторон и факторов, и поэтому при анализе
любой конкретной научной революции необходимо тщательно исследовать различные их
аспекты, выявить и оценить роль и влияние каждого из них. Обычно началом революции в
науке служит фундаментальная проблемная ситуация, которая выражается в
несоответствии прежних теорий и методов вновь открытым существенным фактам, их
неспособности объяснить эти факты. Прежние понятия, теории и методы оказываются в
противоречии с новыми результатами теоретических или эмпирических исследований.
Таким образом, научные революции представляют собой коренное, качественное
изменение в развитии научного знания, перерыв постепенности в этом развитии,
сопровождающийся не только возникновением принципиально нового знания, но и
перестройкой оснований прежнего знания.
Выделяют несколько их типов, согласно характеру их общности, глубине раскрытия
сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, тем
последствиям, которые они вызвали в научном мире, их влиянию на технический прогресс
и духовную культуру общества и т.д:Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Наиболее знакомыми
революциями такого типа являются революции, которые происходят в рамках отдельных
научных дисциплин. Революции подобного типа связаны с качественными
преобразованиями концептуальной структуры и изменениями картины мира, которые
можно наблюдать в истории отдельных наук.
Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в
науке. В процессе развития науки происходит постоянное взаимодействие между разными
научными дисциплинами, которое находит свое проявление в обмене научными идеями и
методами исследования. На первых этапах истории науки такое взаимодействие
осуществляется путем переноса парадигмы и научной картины мира наиболее развитой и
сформировавшейся научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины.
Такие процессы имели место в XVII—XVIII вв., когда лидирующей наукой в
естествознании была механика. Поэтому ее теоретические принципы, законы и методы
исследования — короче, парадигма — стала переноситься на другие немеханические
области, начиная от химии и кончая биологией и социологией.
Билет 20
24. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.
21. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.
Первая революция. XVII — первая половина XVIII века — становление классического
естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как
общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с
жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется
свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью
исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск
механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и
представлениям механики.
Вторая революция. Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в
дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина
мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие
картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в
соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как
«вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект
должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия
методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие
познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.
Третья революция. Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров
классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные
революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в
физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной,
возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ —
развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин
реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект —
не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная,
развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения;
вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы
объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.
Четвертая революция. Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях
научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События
— компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание
междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и
теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей
синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин
реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем
«парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных
линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся
открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно
преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте
соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами
деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде
всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с
необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как
нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает
науки о природе и науки о культуре.
Типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая