Файл: Соотношение философии и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 18

Билет 19



23. Научное познание: специфика и его структура.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное познание базируется на таких источниках знаний, как разум, оно опирается на результаты науки и опытов, формой научного познания является теория. многие законы науки первоначально возникают в форме гипотез.

Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; обладает различной степенью достоверности.
Приемы и правила нам позволяют получать новое знание

Метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания и

действия. Метод — это система предписаний, требований, благодаря которым решается

конкретная практическая или научная (теоретическая) задача. Метод дисциплинирует

поиск истины, он экономит время и позволяет двигаться к поставленной цели кратчайшим

путем. Таким образом, метод — это совокупность определенных способов, приемов,

которые применяются в разных видах деятельности для достижения поставленных целей.

Поэтому различают методы в науке, методы в политике, методы в производстве и т.д.

Бэкон говорит: “метод - это светильник, который освещает путь по дороге

И даже хромой по дороге опережает того, кто бежит по бездорожью”


По степени общности и по широте применения методы научного познания делятся на три

группы:

1. Философские методы

2. Научные методы

3. Общелогические методы

Традиционно выделяются два философских метода:

1. диалектический метод

2. Метафизический метод

Научные методы делятся на два уровня:

1. Методы эмпирического познания

2. Методы теоретического познания



В настоящее время мы являемся свидетелями возрастания удельного веса химических,

биологических и даже гуманитарных наук в качестве «заказчиков» математического

инструментария. Такие области математики, как теория игр, теория алгоритмов и ряд


других, возникли и развиваются во многом под влиянием запросов, идущих со стороны

этих наук
19. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций.
Изобретение новых средств наблюдения и эксперимента, открытие новых методов

познания, усовершенствование методики обработки результатов исследования и другие

новации означают значительный прогресс в науке. Все подлинные научные революции, как

правило, многоаспектны, включают множество сторон и факторов, и поэтому при анализе

любой конкретной научной революции необходимо тщательно исследовать различные их

аспекты, выявить и оценить роль и влияние каждого из них. Обычно началом революции в

науке служит фундаментальная проблемная ситуация, которая выражается в

несоответствии прежних теорий и методов вновь открытым существенным фактам, их

неспособности объяснить эти факты. Прежние понятия, теории и методы оказываются в

противоречии с новыми результатами теоретических или эмпирических исследований.

Таким образом, научные революции представляют собой коренное, качественное

изменение в развитии научного знания, перерыв постепенности в этом развитии,

сопровождающийся не только возникновением принципиально нового знания, но и

перестройкой оснований прежнего знания.

Выделяют несколько их типов, согласно характеру их общности, глубине раскрытия

сущности изучаемых явлений и процессов, принадлежности к научной дисциплине, тем

последствиям, которые они вызвали в научном мире, их влиянию на технический прогресс

и духовную культуру общества и т.д:Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Наиболее знакомыми

революциями такого типа являются революции, которые происходят в рамках отдельных

научных дисциплин. Революции подобного типа связаны с качественными

преобразованиями концептуальной структуры и изменениями картины мира, которые

можно наблюдать в истории отдельных наук.



Междисциплинарные взаимодействия как фактор революционных преобразований в

науке. В процессе развития науки происходит постоянное взаимодействие между разными

научными дисциплинами, которое находит свое проявление в обмене научными идеями и

методами исследования. На первых этапах истории науки такое взаимодействие

осуществляется путем переноса парадигмы и научной картины мира наиболее развитой и

сформировавшейся научной дисциплины на новые, еще складывающиеся дисциплины.

Такие процессы имели место в XVII—XVIII вв., когда лидирующей наукой в

естествознании была механика. Поэтому ее теоретические принципы, законы и методы

исследования — короче, парадигма — стала переноситься на другие немеханические

области, начиная от химии и кончая биологией и социологией.


Билет 20



24. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания, теории и практики.

21. Глобальные революции и смена типов научной рациональности.
Глобальные научные революции – наиболее известными из которых являются революции в естествознании, приводящие к смене научной рациональности.

Первая революция. XVII — первая половина XVIII века — становление классического

естествознания. Основные характеристики: механистическая картина мира как

общенаучная картина реальности; объект — малая система как механическое устройство с

жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется

свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью

исключаются из знания для достижения его объективности; объяснение как поиск

механических причин и сущностей, сведение знаний о природе к принципам и

представлениям механики.

Вторая революция. Конец XVIII — первая половина XIX века, переход естествознания в

дисциплинарно организованную науку. Основные характеристики: механическая картина

мира перестает быть общенаучной, формируются биологические, химические и другие

картины реальности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в

соответствии с научной дисциплиной не только в понятиях механики, но и таких, как

«вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение объекта; субъект

должен быть элиминирован из результатов познания; возникает проблема разнообразия

методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие

познавательные установки классической науки, ее стиля мышления.

Третья революция. Конец XIX — середина XX века, преобразование параметров

классической науки, становление неклассического естествознания. Существенные

революционизирующие события: становление релятивистской и квантовой теорий в

физике, становление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной,

возникают кибернетика и теория систем. Основные характеристики: HКМ —


развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин

реальности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект —

не столько «себетождественная вещь», сколько процесс с устойчивыми состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная,

развивающаяся динамическая система, состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира — необходимость фиксации условий и средств наблюдения, учет способа постановки вопросов и методов познания, зависимость от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения;

вместо единственно истинной теории допускается несколько содержащих элементы

объективности теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая революция. Конец XX — начало XXI века, радикальные изменение в основаниях

научного знания и деятельности — рождение новой постнеклассической науки. События

— компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, возрастание

междисциплинарных исследований, комплексных программ, сращивание эмпирических и

теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, разработка идей

синергетики. Основные характеристики: НКМ — взаимодействие различных картин

реальности; превращение их во фрагменты общей картины мира, взаимодействие путем

«парадигмальных прививок» идей из других наук, стирание жестких разграничительных

линий; на передний план выходят уникальные системы — объекты, характеризующиеся

открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно

преобразующиеся объекты, «человекоразмерные» комплексы; знания об объекте

соотносятся не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами

деятельности; осознается необходимость присутствия субъекта, это выражается, прежде

всего, в том, что включаются аксиологические факторы в объяснения, а научное знание с

необходимостью рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как

нераздельное с ценностями и мировоззренческими установками, что в целом сближает

науки о природе и науки о культуре.

Типы научной рациональности: классическая рациональность (соответствующая