Файл: Соотношение философии и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


защищать, и консолидировать ядро.

Позитивная эвристика представляет собой первоочередные проблемы и задачи, которые

должны решать ученые. Наличие позитивной эвристики позволяет определенное время

игнорировать критику и аномалии и заниматься конструктивными исследованиями.

Обладая такой стратегией, ученые вправе заявлять, что они еще доберутся до непонятных

и потенциально опровергающих программу фактов и что их существование не является

поводом для отказа от программы.

Фальсификации, т.е. теоретической критике и эмпирическому опровержению,

подвергается лишь гипотезы "защитного пояса". По общему соглашению подвергать

фальсификации жесткое ядро запрещается. Центр тяжести переносится проверку и

подтверждение конкурирующих программ. При этом элиминация

отдельных гипотез защитного пояса оставляет жесткое ядро программы в целости и

сохранности.

Исследовательская программа может развиваться прогрессивно и регрессивно.

Программа прогрессирует, пока наличие жесткого ядра позволяет формулировать все

новые и новые гипотезы “защитного слоя”. Когда продуцирование

таких гипотез ослабевает и оказывается невозможным объяснить новые, а тем более

адаптировать аномальные факты, наступает регрессивная стадия развития [2]. Т.е. в

первом случае ее теоретическое развитие приводит к предсказанию новых фактов. Во

втором программа лишь объясняет новые факты, предсказанные конкурирующей

программой либо открытые случайно. Исследовательская программа испытывает тем

большие трудности, чем больше прогрессирует ее конкурент, и наоборот если

исследовательская программа объясняет больше, нежели конкурирующая, то она

вытесняет последнюю из оборота сообщества. Это связано с тем, что предсказываемые

одной программой факты всегда являются аномалиями для другой.

И. Лакатос подчеркивает большую устойчивость исследовательской программы. "Ни

логическое доказательство противоречивости, ни вердикт ученых об экспериментально

обнаруженной аномалии не могут одним ударом уничтожить исследовательскую

программу". Т.е. в отличии от гипотез Поппера, поражаемых критикой или

экспериментом "насмерть", "программы" Лакатоса не только долго живут, но и умирают

долгой и мучительной смертью, так как защитный пояс приносится в жертву ради


сохранения ядра.

Программа, состоящая из последовательности теорий Т1, Т2 ... Тn-1,

Тn прогрессирует, если: Тn объясняет все факты, которые успешно объясняла Тn-1 ;

Тn охватывает большую эмпирическую область, чем предшествующая теория Тn-1 ; часть

предсказаний из этого дополнительного эмпирического содержания Тn подтверждается.
58. Технологии интеллектуального наблюдения: социальная востребованность и гуманитарные риски.
Цифровые технологии внедряются в структуру общественного пространства, особенно

в архитектуру домов: современному человеку все более активно предлагают

пожертвовать приватностью ради удобств. Создавая «умный дом», мы переключили свое внимание на создание удобств за счет технологий, что перестали замечать их возможную опасность. При этом международные корпорации, производящие электронику, смотрят на архитектуру как на источник для внедрения новых технологий и получения прибыли и также закрывают глаза на проблему их опасности для человека. Современный «умный

дом» оснащен множеством сенсоров, которые отслеживают и записывают действия людей, находящихся в доме.

Сложно предположить, что человек будет особенно счастлив, если в «умном

доме» у него не останется никакой личной жизни.

Сегодня массмедиа все чаще сообщают об утечках данных, о новых системах слежки, о прослушивании личных мобильных телефонов

В Европе гражданские активисты 27 января отмечают День конфиденциальности

данных (Data Privacy Day).

Психологи, сегодня с тревогой пишут о том, что «цифровое слабоумие» – это медицинский диагноз. Сам термин «цифровое слабоумие» пришел из Южной Кореи, раньше всех вступившей на путь внедрения цифровых технологий. И врачи стали отмечать, что все большее число подростков, увлеченных миром гаджетов, страдают расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией.
Понятно, что остановить технический прогресс нельзя: никто не хочет прослыть ретроградом, противником новых технологий. Но обществу необходимо

знать о рисках, которые несут новые цифровые технологии подрастающему

поколению. С одной стороны, эти технологии обеспечивают удобство и комфорт, ускоряют и облегчают многие виды деятельности. Но у новых технологий есть оборотная сторона: они опасны для детей и подростков, и это необходимо учитывать.


Особенности и принципы научного знания.

Научное знание — это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям: определенность, доказанность, системность, проверяемость, полезность, рефлексивность, методологичность, открытость к критике, способность к изменению и улучшению. Знание (информация), не удовлетворяющее этим критериям, не имеет права находиться в системе научного знания и является ненаучным.

Среди основных областей системы современного научного знания принято выделять следующие: математика, логика, естествознание, технические науки, технологические науки, социальные науки, гуманитарные науки, комплексные и междисциплинарные исследования.

Уровни научного знания — чувственное (данные наблюдений и экспериментов), эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знания (общенаучное и философское). К требованиям общей научной рациональности, которым должно удовлетворять всякое научное знание, независимо от его особенностей, относятся следующие: объектная предметность, однозначная определенность, доказательность (логическая или эмпирическая), проверяемость (эмпирическая или аналитическая), открытость к критике, возможность улучшения. Однако эти общие требования научной рациональности должны быть конкретизированы применительно к разным областям научного знания и учитывать особенности их содержания. Как и всякая научная истина, методологическая истина также должна быть конкретной, ибо только в этом случае она будет максимально полезной на практике.

Например, логическое и математическое научное знание должно удовлетворять следующей совокупности требований: идеальная объектность, конструктивная однозначность, формальная доказательность, аналитическая верифицируемость, открытость к критике и опровержению, возможность улучшения.

Совокупность требований, которым должно удовлетворять естественно-научное знание, совсем другая. Это эмпирическая объектность, наблюдательно-экспериментальная определенность, частичная логическая доказательность, открытость к критике, возможность уточнения. Назовем совокупность этих требований естественно-научной рациональностью


Билет 5



5. Основные аспекты бытия науки: познавательная деятельность, система знаний, социальный институт. Функции науки.
Наука как особая познавательная деятельность, регулируемая научными методами

получения и обоснования знания (индукция, дедукция, анализ, синтез, верификация и др.).

Наука как познавательная деятельность является существенно рефлексивной,

осуществляемой с помощью разного рода методов и методик, направленных на получение

и обоснование максимально объективного, истинного и полезного знания. Все элементы

научно-познавательной деятельности внутреннее взаимосвязаны между собой и замкнуты

друг на друга и на практические задачи (исследования, разработки, открытие новых

факторов).

Наука как система особого (научного) знания, удовлетворяющая следующим критериям:

объективность, всеобщность, доказанность, истинность, включает в себя разные области

научного знания, единицы знания (факты, законы, теории), виды научного знания.

Наука как особый социальный институт — социальная система, взаимоотношения между

членами которой регулируются особыми нормами научного этоса (объективность,

научная честность, преданность истине, социальная неангажированность, критический

дух, коллективизм).

Все три подсистемы науки взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на

друга, образуя целое
Функции науки:

Познавательная. Заключается в познании мира, его законов и явлений.

Образовательная. Заключается не только в обучении, но и в социальной мотивации, выработке ценностей.

Культурная. Наука является общественным достоянием и ключевым элементом человеческой культуры.

Практическая. Функция производства материальных и социальных благ, а также применения знаний на практике.
42. Методологический анархизм П.Фейерабенда.

Анархистская эпистемология. Постпозитивизм.

Этот подход провозглашает отсутствие каких-либо универсальных критериев

истинности знания, а навязывание таких критериев государством или обществом

рассматривает как препятствие для свободного развития науки. Каждый ученый волен

развивать свою идею, какой бы абсурдной или устаревшей она ни казалась, а каждый из нас, в свою очередь, должен быть свободен в выборе, с какими из этих теорий


соглашаться и каких взглядов придерживаться.

Концепция вырастает из критики ортодоксального научного подхода, в основе которого

лежат два принципа:

1. принцип дедуцируемости, согласно которому все успешные теории в одной и той же

области обязательно должны быть совместимыми,

2. принцип инвариантности значений, благодаря которому при включении некой новой

теории Т` в тело старой теории Т, происходит коррекция значения теории Т',

замена онтологии новой теории на онтологию старой. Стремление согласовать новую

теорию со старой, сделать их непротиворечивыми приводит к тому, что сохраняется не

лучшая, а более старая теория

Принцип пролиферации.

Термин «пролиферация» взят Фейерабендом из биологии, где он означает разрастание

ткани организма путём размножения клеток.

Согласно этому принципу, от учёного требуется изобретать («размножать») и развивать

различные концепции и теории, причем он не обязан согласовывать их с общепризнанными теориями.

Фейерабенд предлагает использовать гипотезы, противоречащие хорошо подтвержденным

теориям или обоснованным экспериментальным результатам. Таким образом, по мнению

автора, можно избежать ограничения научной мысли догматами, авторитетом старых

теорий, стандартизированным подходом к анализу фактов и т. д. А также, создание таких

гипотез поможет лучше понять общепринятые теории, которые на данный момент

считаются истинными. Многие свойства и слабые места теорий обнаруживаются не при

сравнении их с фактами, а при сравнении их между собой.

Принцип несоизмеримости.

Различные теории невозможно сравнивать друг с другом с точки зрения истинности

научного знания.

Фейерабенд считает, что создание четких универсальных стандартов в отделении

истинного знания от ложного является искусственным и пагубно влияет на развитие

знания.

Данный принцип перекликается с принципом несоизмеримости парадигм у Томаса Куна,

в котором победа определяется социокультурными или даже социальнопсихологическими процессами в борьбе разных научных сообществ.

В отличие от Куна, Фейерабенд вообще не допускает существования каких-либо

критериев сравнения теорий или момента во времени, когда они могут быть сравнимы.

Куновские два «состояния» науки для Фейерабенда только две противоположные

тенденции — к сохранению и изменению. По его мнению, микрореволюции в науке