Файл: Соотношение философии и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

происходят постоянно, а именно, когда какой-нибудь смелый ученый решается отойти от

старых проверенных способов научного исследования или создает теорию, абсолютно не

совместимую со старыми, и открывающую новые горизонты познания.

Таким образом, не существует правил, по которым можно отделить истинное знание от

ложного или выяснить, какая из теорий лучше или хуже. Развивая эту мысль, Фейерабенд

приходит к выводу, что нельзя утверждать, что научное знание более правильно и обоснованно, чем религиозное или мифологическое. Они являются равными между собой

способами познания действительности, и отвергать какой-то из них будет потерей, а не

приобретением.

«Дозволено всё» («Anything goes»).

Согласно эпистемологическому анархизму, единственный принцип, которого стоит

придерживаться — это принцип «дозволено всё» («anything goes»). Согласно ему, каждый

ученый волен изобретать свою собственную концепцию и защищать её какими угодно

аргументами. Причем аргументы отбираются в произвольном порядке, согласовываясь с

личными интересами, желанием произвести впечатление на других, от скуки, и т. д. Они

не обязаны соответствовать требованию подтверждаемости опытом, фальсифицируемости

или какому-то другому, кроме требования максимальной убедительности для остальных

людей. Ученый может проводить пропаганду своих взглядов любыми доступными

методами.

Отделить науку от государства.

В свою очередь, каждый из нас должен быть свободен решать — поддерживать или не

поддерживать теорию или гипотезу, которую отстаивает ученый. Ни государство, ни

общество не может навязать человеку критерии отделения истинного знания от ложного.

В этой связи Фейерабенд высказывается именно за отделение науки от государства. По

его мнению, стандартизированное образование, а также некие принятые для

государственных научных учреждений воззрения, научные догмы, навязываемые людям,

работающим в этой сфере, приводят к стагнации в науке, загоняют её в тесные рамки.

В свете того, что для современного Фейерабенду общества было принято отделять науку

от религии, считать их непримиримыми противоположностями, он приводит в пример


такую выдающуюся личность, как Ньютон. Как известно, великий физик вдохновлялся

идеей Бога, религиозными космогониями. Тот факт, что для Ньютона божественное

послужило предпосылкой научного, указывает на то, что верность строгого отделения

науки от религии и мифа по меньшей мере не однозначна.

Критика.

Одна из проблем концепции заключается в том, что Фейерабенд размывает грань между

способом изобретения научной теории и её обоснования. Утверждая, что источником

теории может быть все что угодно (см. цитату выше), он отрицает необходимость

рационального обоснования теории, таким образом уводя свою концепцию в область

крайнего релятивизма.

При всей видимой гуманности его концепции, стремления создать общество, где каждый

будет развиваться индивидуально, а государство будет охранять любые формы познания,

положения Фейерабенда имеют слишком общий и абстрактный характер. Ни в одной

своей работе он не объясняет, чем в сущности плоха та или иная теория, или где

общепринятые концепции относительно мироустройства оказываются ложными
57. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная сфера непрерывного образования.

В информационном обществе информация является высшей ценностью, а образование

определяет возможность этой ценностью воспользоваться.

Интернет — это современная социотехническая система, основу которой составляют сети,

объединяющие компьютеры и другие разнообразные технические устройства, различные

базы данных, пользователей, подключающихся к этой распределенной сети и

интерактивно взаимодействующих. Интернет сегодня рассматривается не просто как

техническое средство, используемое в различных целях, но как особая онтологическая

реальность — киберпространство.

В связи с развитием Интернета происходят существенные трансформации в массовом

сознании. Интернет предоставляет огромный выбор информационных продуктов и услуг,

и каждый может сформировать информационное поле в соответствии со своими

запросами. Происходит заметная унификация массового сознания

, поскольку в Интернете

распространяются одновременно одни и те же новости, часто выраженные в

стандартизованной форме, идет пропаганда западного образа жизни, техногенной

цивилизации, рекламируются одни и те же группы товаров.

Компьютеры изменили саму культуру мышления, а Интернет — культуру общения между

людьми. Они не только создают удобства и возможности, но и порождают новые

психические проблемы у человека, интенсивно работающего с компьютером.

Но не умаляет прогрессивного значения новых информационных технологий вообще и

Интернета в частности, причем наиболее очевидными их преимущества становятся

именно в сфере образования. Открытость сети Интернета для людей всего мира, всех

уровней образования и социальных слоев, а также независимо от возможностей

индивидуальной мобильности и возраста делает его незаменимым в плане создания новой

образовательной среды, дает возможность обучающемуся самостоятельно выбирать с

помощью имеющихся поисковых систем из всего многообразия практически

неограниченных информационных ресурсов любую информацию, причем почти

мгновенно, создавая новую форму дистанционного образования. Через сети Интернета

может не только распространяться информация о курсах лекций, семинарах, летних

школах, их программах и планах, но и учебные материалы и пособия, а также

осуществляться регулярная коммуникация между учениками и преподавателями.

Корректировка текстов, рецензирование и даже сдача зачетов и экзаменов не представляет

в этом случае большой проблемы. Возможными становятся и интерактивные

консультации с преподавателями, отделенными от учеников большими расстояниями.


Билет 6



Становление первых форм теоретической науки. Античная натурфилософия. Аристотель о природе науки.
Проблема начала истории философии науки — одна из дискуссионных в современной

философии и решается неоднозначно. Одни полагают, что философия науки возникла уже

в Античности как важный раздел античной философии. Другие относят ее возникновение

только к Новому времени или даже к первой половине XIX в. — времени формирования

позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль и др.). На самом деле эти позиции не

исключают друг друга, поскольку сам термин «философия науки» понимается в них по-разному. В первом случае трактуется как эпистемология (философская теория научного

познания, что понималось как деятельность по получению всеобщего, необходимого,

доказательного, истинного знания). Во втором же случае «философия науки» понимается

как общая теория реальной науки, направленная на поиск и формулирование законов ее

структуры и развития. Как эпистемология, философия науки действительно возникла в

античной философии в качестве одного из ее разделов. Главной целью античных

философов (Парменид, Платон, Демокрит, Аристотель и др.) было стремление ответить на вопрос: возможно ли построение науки, понимаемой, в отличие от Древнего Востока, как

логически доказанное и удостоверенное мышлением истинное знание.

В рамках античной философии были разработаны две главные эпистемологические

парадигмы:

априорно-рационалистическая (Парменид, Платон идр.);

эмпирико-интуиционистская (Аристотель и др.).

Согласно первой парадигме, научная истина имеет априорный, т.е. независимый от

всякого конкретного чувственного опыта, характер.

С точки зрения сторонников второй парадигмы, научное познание должно начинаться с

чувственного опыта, наблюдений отдельных вещей и процессов, последующего за этим

сравнения в мышлении их различных свойств и заканчиваться нахождением с помощью

«умозрения» общих законов, которые и должны быть предметом науки. Аристотель, в

отличие от Платона, отрицал априорный характер знания, считая, что сознание человека

при его появлении на свет лишено всякого содержания и представляет собой чистую

доску, в нем полностью отсутствует какая-либо информация о мире.


Однако, Аристотель прекрасно понимал, что частный опыт

и факты не могут привести нас с помощью их индуктивного обобщения к порождению

всеобщего и доказанного знания, так как эмпирический опыт никогда не может быть

окончательным по своей сути. А потому индуктивные выводы (кроме умозаключений

полной индукции) всегда имеют только вероятный характер. Вот почему Аристотель

вынужден был дополнить использование индукции в процессе научного познания

интеллектуальной интуицией как главным средством «усмотрения» разумом истины или

сущности явлений. Научное познание всегда завершается по Аристотелю «умозрением».

Только последняя способность позволяет мышлению ученого отделить случайно-общее в

явлениях от существенно-общего и необходимо-истинного в них.
43. Концепция личностного знания. М.Полани.

С 50-х годов М.Полани разрабатывал свою концепцию личностного знания, которая

вызвала резкую критику со стороны К.Поппера, обвинившего автора в иррационализме.

Тем не менее, работа М.Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (1958) стало значительным событием в истории постпозитивисткой

философии науки. М.Полани провозгласил, что он стремится конструктивно преодолеть

идею о возможности деперсонифицированного представления научного знания.

Необходимо, по мнению Полани, преодоление этого ложного идеала, неправомерно

отождествляемого с объективностью.

Поясняя словосочетание «личностное знание», вынесенное в заголовок его книги, Полани

замечает: «Может показаться, что эти два слова противоречат друг другу, ведь подлинное

знание считается безличным, всеобщим, объективным. Он говорит что для него знание – это активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства». По мнению Полани, термин «личностное знание» хорошо описывает этот своеобразный сплав личного и объективного.

Концепция науки М. Полани: 1. Науку делают люди, обладающие мастерством.

2. Искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику. Оно передается в непосредственном общении.

3. Люди, делающие науку, не могут быть отделены от произведенного ими знания и заменены другими людьми, которые приобщились к этому знанию только с помощью книг.