Файл: Соотношение философии и науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


случае нельзя недооценивать.

Он оказывает существенное влияние на понимание самого смысла и задач научного

исследования, задавая его перспективу и оценивая степень приемлемости предлагаемых

научных результатов.
25. Методы научного познания и их классификация. Роль математики и информатики в опытных науках.
Метод — это совокупность определенных правил, приемов, способов познания и

действия. Метод — это система предписаний, требований, благодаря которым решается

конкретная практическая или научная (теоретическая) задача. Метод дисциплинирует

поиск истины, он экономит время и позволяет двигаться к поставленной цели кратчайшим

путем. Таким образом, метод — это совокупность определенных способов, приемов,

которые применяются в разных видах деятельности для достижения поставленных целей.

Поэтому различают методы в науке, методы в политике, методы в производстве и т.д.

По степени общности и по широте применения методы научного познания делятся на три

группы:

1. Философские методы

2. Научные методы

3. Общелогические методы

Традиционно выделяются два философских метода:

1. диалектический метод

2. Метафизический метод

Научные методы делятся на два уровня:

1. Методы эмпирического познания

2. Методы теоретического познания

В настоящее время мы являемся свидетелями возрастания удельного веса химических,

биологических и даже гуманитарных наук в качестве «заказчиков» математического

инструментария. Такие области математики, как теория игр, теория алгоритмов и ряд

других, возникли и развиваются во многом под влиянием запросов, идущих со стороны

этих наук



Билет 17



17 Специфика современной научной картины мира.
Качества современной картины мира: • системность; • глобальный эволюционизм; •

самоорганизация; • историчность.

Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют

фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как

наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов

(подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

Глобальный эволюционизм — это признание невозможности существования Вселенной и

всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции.

Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от

прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и

принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира.

Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его

ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных

систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного

поиска, само отношение человека к миру
29. Проблема истины в научном познании. Концепции истины.
Познавательно субъектно-объектные отношения направлены на адекватные знания,

воспроизводящие характеристики, сущности исследуемого объекта.

Истина – знание, которое дает представление и/или полное представление того, что мы

подразумеваем.

Истина – философская категория, которая характеризует глубину и степень адекватности

познаний объекта; характеристика знания как адекватного отражения действительности.



Наше сознание не отражает мир в застывших формах. Действительность многообразна и

бесконечна.

Виды истины: объективная – независимое от человека содержание знаний, в ней

отображается окружающий мир в его собственной определенности. Таким какой он есть

на самом деле.

Конкретная – отображает только строго определенные стороны объекта.

Абсолютная – точное отображение в сознании, в теории объекта и его свойств

Относительная – отображает объект лишь в известных пределах: наше знание не

исчерпывает всего знания об объекте.

В каждой относительной истине частично содержится абсолютная

Концепции истины: теория корреспонденции – классическое понимание истины как

тождество поимании действительностиКонцепция развивающейся истины – это процесс движения от незнания к знанию. Отсюда

следует что истина относительна.

Конвенциональная – истина понимается как продукт внутринаучного сообщества и она

определяется свободным выбором понятийного и логического аппарата науки.

Прогматизсская – полезность знаний, практическое назначение знаний. Знания истины,

если она приносит успех и/или выгоду.

Дталектико-материалолистическая – знания, соответствующие действительности. Степень

соответствия уточняется прогрессом науки и практики.
26. Структура эмпирического знания. Методы эмпирического познания. Научный факт. Научный закон.
Традиционно принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Э.П. - это опытное исследование, направленное непосредственно на объект без промежуточных звеньев. Преобладание созерцания (чувственного познания), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но имеет подчиненное значение. Характерные признаки: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность

Структура эмпирического знания: 1. Единичное э. высказывание (фиксирование наблюдения);

2. эмпирические факты – а) это фрагмент действительности или объективного явления;

б) результат наблюдения;


с) предложения, фиксирующие эмпирические знания, т.е. полученные в ходе наблюдения или эксперимента.

3. Эмпирические законы (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические);

4. Феноменологические теории (логически организованное множество соответствующих э. законов и фактов).

Методы: 1. Наблюдение - предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.

Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных.

2.Сравнение - производится по какому-либо точно выделенному признаку предметов, свойству или отношению. Имеет смысл лишь в рамках какого-либо качества, в отношении которого предметы выступают как однородные.

3. Измерение – фиксирует не только качественные характеристики объектов и явление но и их количественные аспекты. Это процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за этало

Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета, лишь затем, наблюдения за предметом. Следует выделять два типа экспериментальных задач - 1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории. Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок. 5.Абстрагирование – отвлечение частного, выделение общего (принадлежит идея Аристотелю). В 6. Индукция – метод движения мысли от менее общего знания к более общему. 7. Фальсификация – доказательство ложности научных гипотез с помощью эмпирического опыта. (Поппер: фальсифицируемость знания является признаком его научности)8. Экстраполяция – экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий к-либо гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие