ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
экспериментальными и математическими средствами.
В конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы
как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных),
а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания
устройства и законов природы.
Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов
природы годятся не любые научные объяснения и знания. Для этой цели пригодны лишь
такие знания, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов
природы, а с другой – это описание предполагает проецирование на объекты природы
научной теории и выделение особых идеальных объектов, которые моделируются в этой
теории. Другими словами, естественнонаучная теория должна описывать (моделировать)
поведение идеальных объектов, но таких, которым соответствуют определенные реальные
объекты.
На творчество Галилея целиком опирается Гюйгенс, но интересует его другая задача – как
научные знания использовать при решении технических задач. Фактически он
сформировал образец принципиально новой деятельности – инженерной, опирающейся, с
одной стороны, на специально построенные научные знания, а с другой – на отношения
параметров реального объекта, рассчитанных с помощью этих знаний. Если Галилей
показал, как приводить реальный объект в соответствие с идеальным, то Гюйгенс
продемонстрировал, каким образом полученное в теории и эксперименте соответствие
идеального и реального объектов использовать в технических целях.
Начиная с работ Галилея, Х. Гюйгенса, Ф. Бэкона устанавливается взгляд на бытие как на
то, что «существует в природе» и, с одной стороны, может быть изучено в естественной
науке, с другой – создано человеком в соответствии с законами природы.
Впервые это новое понимание афористически заявляет Френсис Бэкон (1561-1626). В
«Новом Органоне» он пишет: «В действии человек не может ничего другого, как только
соединять и разделять тела природы. Остальное природа совершает внутри себя... Дело и
цель человеческого могущества, чтобы порождать и сообщать данному телу новую
природу или новые природы. Дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать
форму данной природы или истинное отличие, или производящую природу, или
источники происхождения... Что в Действии наиболее полезно, то в Знании наиболее
истинно».Таким образом, новое понимание существования неотделимо от творческой, инженерной деятельности человека, точнее, оно расположено на границе двух сфер –
естественнонаучного познания и инженерной деятельности. Именно этот идеал привел в
конечном итоге к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это
было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в
обществе
Билет 12
Билет 13
Основания науки и их структура.
Круг внешних оснований науки – объективные и социально-культурные основания.
(философские основания)
Круг внутренних оснований включает в себя идеалы и нормы исследования, научную
парадигму, накопленный потенциал научного знания.
Основания науки выполняют следующие функции:
1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки;
2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний;
3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи.
Трансформация оснований науки происходит в эпохи научных революций и
выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти
трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности
33 Движущие факторы развития науки. Интернализм и экстернализм.
Интернализм и экстернализм - две концепции движущих факторов науки.
Интернализм (А.Койре, Очерки истории философской мысли):
- теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира. Так как наука – деятельность духовная, то объяснена она может быть только из самой себя.
- главное значение имеют внутринаучные факторы: объективная логика возникновения и решения научных проблем, эволюция научных традиций, внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. - история науки – эволюция идей, понятий, теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо скачкообразная смена типов мышления. Этот процесс связан со сменой философских концепций.
- Койре, анализируя научную революцию 16—17 вв., стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями конца Средневековья. Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.
- Существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь благоприятствовать или мешать науке.
Недостатки:
а) односторонность
б) в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок.
в) полностью разделяет интеллектуальные и культурно-исторические социальные аспекты развития науки
Экстернациолизм (Б.М. Гессен, доклад о экономических корнях механики И. Ньютона):
- противоположная концепция. Ведущую роль в науке играют внешние факторы, в первую очередь социально – экономические
Недостатки:
а) попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин из экономических, игнорируя особенности науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания
В настоящее время эти две концепции не противопоставляют, признают взаимодействие внешних и внутренних факторов и пытаются объяснить его закономерности. В чистом виде они почти не встречаются
Р. Мэртон (социолог науки):
Научный этос - набор внутренних ценностей и норм научного сообщества.
4 ценностных императива:
универсализм
бескорыстность
коллективизм (деятельность ученого связана с взаимодействием между научными группами)
организованный скептицизм
48. Предмет философии техники: техника как объект и как деятельность.
Понятие ввел Эрнст Капп в 1877 году. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее
место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится
предметом систематического изучения.
философия техники – направление современной философии, призванное исследовать
наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и
технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном
обществе.
Философия техники исследует: феномен техники в целом, историю ее
развития, взаимоотношения техники и человека.Итак, техника должна быть понята
1. как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших
орудий до сложнейших технических систем;
2. как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих
устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления
на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем
до системного исследования и проектирования;
3. как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурнотехнических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.
В любой технике три аспекта: действие человека, реализация процесса природы
и создание события (предмета), входящего в культуру. Например, в подъёме людьми
острова Пасхи многотонной скульптуры духа можно различить: «технические» действия,
использование законов природы и обращения к самому духу, что вполне отвечает
особенностям архаической культуры. Как действия человека техника есть только
изобретательство и опыт. Как действие природы техника — это стихия, которой человек
учится управлять, но которая, в качестве стихии, всегда — риск (например, скульптура
духа может упасть и задавить людей). Как событие культуры техника должна отвечать
её смыслам и развивается, следуя её силовым линиям.
ХХI век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники в
самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее
применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на
выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники иногда
характеризуют как превращение её в социальную силу. При этом усиливаются
мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной
силы.
Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как