ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
универсальная среда, обладающая всеобщностью, то и язык, и герменевтика обретают у
Гадамеране не только статус методологии гуманитарного познания, но и статус
онтологической сущности. Герменевтика, по Гадамеру, - это познание и самопознание
человека, его культуры, истории, бытия.
Билет 15
Билет 16
Научные картины мира. Научная картина мира и научная теория.
Научная картина мира (по Стёпину) – это целостная система представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза в фундаментальных достижениях науки. Это особая форма научно-теоретического знания, развивающаяся в процессе исторической эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоциональные отношения к объекту изучения и т. д.
Мировоззрение – это системный взгляд на мир в целом, оно предстает как сложный сплав традиций, обычаев, норм установок, знаний о оценок.
Структура НКМ:
1. Концептуальный уровень (философские категории, принципы), которые конкретизируются в НКМ через систему общенаучных понятий, через фундаментальные понятия отдельных наук (поле, общество, энергия);2. Чувственно-образный компонент – наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Образы выступают в виде системы и благодаря этому обеспечивается их понимание в НКМ широким кругом ученых, независимо от их специализации.
Формы НКМ:
1. По степени общности НКМ выступает в следующих формах: 1. Общенаучная картина мира, т. е. форма систематизации знаний, выработанных в естествознании и в социо-гуманитарных знаниях; 2. Естественно-научная картина мира (природа) и научная картина социально-исторической действительности (картина общества). Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной картины мира; 3. Специализированная картина мира отдельных наук (дисциплинарная онтология). Каждая из специализированных картин мира может быть представлена как набор неких теоретических конструктов, образующих модель изучаемой области;2. С точки зрения историко-культурной принадлежности: НКМ в основном выступает как естественно-научная картина мира, поэтому в связанной последовательности выглядит следующим образом: механическая картина мира, электродинамическая картина мира, квантово-релятивистская картина мира, синергетическая картина мира. Первые три основаны на естественно-научной картине мира.
Функции научной картины мира:
1. Систематизирующая — определяется, в конечном счете, синтетическим характером научного знания. Научная картина мира стремится так организовать и упорядочить научные теории, понятия и принципы, составляющие ее структуру, чтобы большая часть теоретических положений и выводов была получена из небольшого числа фундаментальных законов и принципов (это соответствует принципу простоты). Систематизация способствует также получению новых знаний, а тем самым расширению и развитию самой научной картины мира. Но входящие в нее новые знания, чаще всего, имея характер следствий, лишены фундаментальности. Появление новых фундаментальных результатов обычно ведет к смене картины мира.
2. Объяснительная — определяется тем, что познание направлено не только на описание явления или процесса, но и на выяснение его причин и условий существования. При этом оно должно выходить на уровень практической деятельности познающего субъекта, способствуя изменению мира;
3. Информативная — сводится к тому, что НКМ описывает предполагаемую структуру материального мира, связи между его элементами, происходящие в природе процессы и их причины. Научная картина мира предлагает целостный взгляд на него. В ней содержится сконцентрированная информация, полученная в ходе научного исследования, и, кроме того, потенциальная информация, создаваемая в ходе творческого развития картины мира;
4. Эвристическая — определяется тем, что “знание объективных законов природы, содержащееся в ней, дает возможность предвидеть существование еще не открытых естествознанием объектов, предсказывать их наиболее существенные особенности.
Все эти функции связаны между собой и взаимодействуют, находясь одновременно в определенной субординации.
Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадии. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат.
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход осуществлен на рубеже 19-20 веков. Изучаются саморегулирующиеся системы.
Образ неклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика – разработан с учетом достижений бельгийской школы Пригожина (основоположник синергетики). Синергетикой изучаются самоорганизующиеся системы, энтропия – мера хаоса.
Основные черты современной научной картины мира: Системность (Междисциплинарность). Эволюционизм. Признание возможности существования вселенной. Эволюционные процессы. Самоорганизация - материя может сама быть способна к самоусложнению, к организации более упорядоченных структур.
Настоящая картина одна и будет сменяться другой картиной мира.
Вар 2.
Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный
человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и
законах устройства мироздания. Картина мира — системное образование, поэтому её
изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и
радикальному) открытию. Речь обычно идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в
главных фундаментальных науках), которые почти всегда сопровождаются радикальной
перестройкой метода исследования, а также значительными изменениями в самих нормах
и идеалах научности.
Научная картина мира — особая форма теоретического знания, репрезентирующая
предмет исследования науки соответственно определенному этапу её исторического
развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания,
полученные в различных областях научного поиска.
Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных
революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято
персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в
происходивших изменениях.
Аристотелевская. Результат: возникновение самой науки, отделение науки от других форм
познания и освоения мира, создание определенных норм и образцов научного знания.
Ньютоновская научная революция. Итог: появление механистической научной картины
мира на базе экспериментально математического естествознания.
Эйнштейновская революция. Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира — убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.
30. Ценности и их роль в научном познании.
Вопрос о целях и ценностях научного познания — это главный предмет аксиологических
предпосылок науки. При этом среди аксиологических принципов науки важно различать
внутренние и внешние основания. Внутренние есть суть имманентные именно для нее, в
отличие от других видов познавательной и практической деятельности, ценности и цели.
К их числу относятся: объективная истина, определенность, точность, доказательность,
методологичность, системность и др. Внешние же аксиологические ценности науки суть
те, которые направлены вовне науки и регулируют ее отношения с обществом, культурой
и их различными структурами. Среди этих ценностей важнейшими выступают
практическая полезность, эффективность, повышение интеллектуального и
образовательного потенциала общества, содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу общества, рост адаптивных возможностей человечества в
его взаимодействии с окружающей средой и др. Как показано в историко-научной и
современной методологической литературе, набор и содержание внутренних и внешних
ценностей науки существенно различен не только для разных наук в одно и то же время,
но и для одной и той же науки в разные исторические периоды ее развития.
В исторических науках на первый план выходят хронологическая точность и полнота
описания исторических событий, адекватное их понимание и оценка значимости источников. В физике первостепенной ценностью является эмпирическая воспроизводимость
явлений, их точное количественное описание, экспериментальная проверяемость фактов и
теорий, практическая (техническая и технологическая) применимость физического
знания. В технических науках именно последняя ценность заведомо ведущая по
сравнению со всеми другими. Содержание и состав внутренних и внешних ценностей не
является чем-то постоянным, неизменным как для одной и той же науки в разное время,
так и для развития науки в целом. Например, мы имеем дело с существенно различным
пониманием «доказательства» в классической и конструктивной математике, физике
Аристотеля и физике И. Ньютона, в интроспективной психологии XIX в. и в современной
экспериментальной психологии.
Таким образом, аксиологический слой метатеоретиче- ского знания в науке ни в коем