Файл: Рабочая программа (id 405141) учебного предмета Изобразительное искусство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Древние корни народного искусства
Народные художественные промыслы
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными коммуникативными действиями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
МЕСТО МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Общие сведения о видах искусства
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Жанры изобразительного искусства
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Библейские темы в изобразительном искусстве
Духовно-нравственное воспитание
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
Жанры изобразительного искусства:
Библейские темы в изобразительном искусстве:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ человека и индивидуальное проектирование
Ценности познавательной деятельности
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
5.2. | Конструкция головы человека | 1 | 0 | 1 | | Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.; Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
5.3. | Графический портретный рисунок | 1 | 0 | 1 | | Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.; Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
5.4. | Свет и тень в изображении головы человека | 1 | 0 | 1 | | Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа.; Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения.; Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
5.5. | Портрет в скульптуре | 1 | 0 | 1 | | Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников- скульпторов.; Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета.; Иметь начальный опыт лепки головы человека; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
5.6. | Живописное изображение портрета | 1 | 0 | 1 | | Иметь опыт создания живописного портрета.; Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 6. Пейзаж | ||||||||
6.1. | Правила построения линейной перспективы в изображении пространства | 1 | 0 | 1 | | Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения.; Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».; Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
6.2. | Правила воздушной перспективы | 1 | 0 | 1 | | Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.; Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
6.3. | Особенности изображения разных состояний природы и её освещения | 1 | 0 | 1 | | Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы.; Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.; Узнавать и характеризовать морские пейзажи И. Айвазовского.; Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.; Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
6.4. | Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре | 1 | 0 | 1 | | Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи.; Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.; Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.; Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
6.5. | Пейзаж в графике | 1 | 0 | 1 | | Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.; Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок.; Приобретать навыки пейзажных зарисовок; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
6.6. | Городской пейзаж | 1 | 0 | 1 | | Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.; Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.; Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.; Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве | ||||||||
7.1. | Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох | 1 | 0 | 1 | | Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.; Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох.; Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей.; Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине.; Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
7.2. | Работа над сюжетной композицией | 1 | 0 | 1 | | Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.; Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве | ||||||||
8.1. | Историческая картина в истории искусства, её особое значение | 1 | 0 | 1 | | Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр.; Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.; Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
8.2. | Историческая картина в русской живописи | 1 | 0 | 1 | | Анализировать содержание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».; Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве В. Сурикова.; Характеризовать исторический образ России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
8.3. | Работа над сюжетной композицией | 1 | 0 | 1 | | Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве | ||||||||
9.1. | Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи | 1 | 0 | 1 | | Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства.; Объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений.; Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др.; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
9.2. | Библейские темы в русском искусстве XIX в. | 1 | 0 | 1 | | Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»); | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
9.3. | Иконопись в истории русского искусства | 1 | 1 | 0 | | Знать о смысловом различии между иконой и картиной.; Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.; Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры; | Тестирование; | https://resh.edu.ru/ | ||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ: | 34 | 3 | 31 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию
и непрерывному образованию.
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.
Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.
Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме,