Файл: Рабочая программа (id 405141) учебного предмета Изобразительное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

Древние корни народного искусства

Убранство русской избы

Народный праздничный костюм

Народные художественные промыслы

Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Гражданское воспитание

Трудовое воспитание

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Овладение универсальными коммуникативными действиями

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

МЕСТО МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Общие сведения о видах искусства

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

Жанры изобразительного искусства

Натюрморт

Портрет

Пейзаж

Бытовой жанр в изобразительном искусстве

Исторический жанр в изобразительном искусстве

Библейские темы в изобразительном искусстве

Духовно-нравственное воспитание

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

Жанры изобразительного искусства:

Натюрморт:

Портрет:

Пейзаж:

Бытовой жанр:

Исторический жанр:

Библейские темы в изобразительном искусстве:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Графический дизайн

Макетирование объёмно-пространственных композиций

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Образ человека и индивидуальное проектирование

Гражданское воспитание

Ценности познавательной деятельности

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными познавательными действиями

Базовые логические и исследовательские действия:

Работа с информацией:

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

Самоконтроль:

Эмоциональный интеллект:

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Графический дизайн:

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

культуры и истории народа;

понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения.

Бытовой жанр:


характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;

уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;

различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;

объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;

осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных

эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);

иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений

европейского и отечественного искусства;

обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному
видению окружающей действительности.

Исторический жанр:


характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;

знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;

иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;

уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;

узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;

знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.

Библейские темы в изобразительном искусстве:


знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;

объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;

знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна»
Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,

«Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.;

знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как

«Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге,

«Христос и грешница» В. Поленова и др.;

иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане

Греке, Дионисии;

воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;

объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;

уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о видах искусства

1.1.

Искусство его виды и их роль в жизни людей

1

0

1




Называть пространственные и временные виды искусства.;

Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.; Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.;

Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.;

Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

2.1.

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства

1

1

0




Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.;

Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.;

Объяснять роль материала в создании художественного образа;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.2.

Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника

1

0

1




Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.;

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.;

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.;

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.; Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе.; Овладевать навыками работы графическими материалами;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.3.

Выразительные возможности линии

1

0

1




Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.; Характеризовать различные виды линейных рисунков.;

Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.; Выполнить линейный рисунок на заданную тему;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.4.

Тёмное светлое тональные отношения

1

0

1




Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.; Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».;

Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.5.

Основы цветоведения

1

0

1




Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».; Характеризовать физическую природу цвета.;

Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.; Различать основные и составные цвета.;

Определять дополнительные цвета.;

Овладевать навыком составления разных оттенков цвета;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

2.6.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве

1

0

1




;

Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст»,

«локальный цвет».;

Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.; Проводить эстетический анализ произведений живописи.;

Овладевать навыками живописного изображения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/


2.7.

Выразительные средства скульптуры

1

0

1




Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.; Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.;

Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 3. Жанры изобразительного искусства

3.1.

Жанровая система в изобразительном искусстве

1

0

1




Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».; Перечислять жанры изобразительного искусства.;

Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

Раздел 4. Натюрморт

4.1.

Изображение объёмного предмета на плоскости листа

1

0

1




Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.;

Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.; Линейное построение предмета в пространстве.;

Освоить правила перспективных сокращений.; Изображать окружности в перспективе.;

Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.2.

Конструкция предмета сложной формы

1

0

1




Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.; Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.;

Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.3.

Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета

1

0

1




Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».; Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.4.

Рисунок натюрморта графическими материалами

1

0

1




Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.;

Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта.;

Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках.;

Рассматривать произведения художников-графиков.; Узнать об особенностях графических техник;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/

4.5.

Живописное изображение натюрморта

1

1

0




Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.; Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.;

Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

Раздел 5. Портрет

5.1.

Портретный жанр в истории искусства

1

0

1




Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.;

Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.;

Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.).;

Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.).;

Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/