Файл: Рабочая программа (id 405141) учебного предмета Изобразительное искусство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Древние корни народного искусства
Народные художественные промыслы
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными коммуникативными действиями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
МЕСТО МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Общие сведения о видах искусства
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Жанры изобразительного искусства
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Библейские темы в изобразительном искусстве
Духовно-нравственное воспитание
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
Жанры изобразительного искусства:
Библейские темы в изобразительном искусстве:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ человека и индивидуальное проектирование
Ценности познавательной деятельности
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;
уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей; иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных
эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства; характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений
европейского и отечественного искусства;
обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному
видению окружающей действительности.
Исторический жанр:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.
Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна»
Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,
«Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.;
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как
«Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге,
«Христос и грешница» В. Поленова и др.;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы; иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане
Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;
объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;
уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Общие сведения о видах искусства | ||||||||
1.1. | Искусство — его виды и их роль в жизни людей | 1 | 0 | 1 | | Называть пространственные и временные виды искусства.; Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.; Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.; Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.; Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства | ||||||||
2.1. | Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства | 1 | 1 | 0 | | Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.; Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.; Объяснять роль материала в создании художественного образа; | Тестирование; | https://resh.edu.ru/ |
2.2. | Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника | 1 | 0 | 1 | | Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.; Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.; Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.; Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.; Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе.; Овладевать навыками работы графическими материалами; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
2.3. | Выразительные возможности линии | 1 | 0 | 1 | | Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.; Характеризовать различные виды линейных рисунков.; Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.; Выполнить линейный рисунок на заданную тему; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
2.4. | Тёмное — светлое — тональные отношения | 1 | 0 | 1 | | Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.; Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».; Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
2.5. | Основы цветоведения | 1 | 0 | 1 | | Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».; Характеризовать физическую природу цвета.; Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.; Различать основные и составные цвета.; Определять дополнительные цвета.; Овладевать навыком составления разных оттенков цвета; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
2.6. | Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве | 1 | 0 | 1 | | ; Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет».; Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.; Проводить эстетический анализ произведений живописи.; Овладевать навыками живописного изображения; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
2.7. | Выразительные средства скульптуры | 1 | 0 | 1 | | Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.; Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.; Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства | ||||||||
3.1. | Жанровая система в изобразительном искусстве | 1 | 0 | 1 | | Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».; Перечислять жанры изобразительного искусства.; Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 4. Натюрморт | ||||||||
4.1. | Изображение объёмного предмета на плоскости листа | 1 | 0 | 1 | | Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.; Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.; Линейное построение предмета в пространстве.; Освоить правила перспективных сокращений.; Изображать окружности в перспективе.; Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
4.2. | Конструкция предмета сложной формы | 1 | 0 | 1 | | Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.; Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.; Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
4.3. | Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета | 1 | 0 | 1 | | Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».; Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
4.4. | Рисунок натюрморта графическими материалами | 1 | 0 | 1 | | Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.; Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта.; Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках.; Рассматривать произведения художников-графиков.; Узнать об особенностях графических техник; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |
4.5. | Живописное изображение натюрморта | 1 | 1 | 0 | | Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.; Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.; Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи; | Тестирование; | https://resh.edu.ru/ |
Раздел 5. Портрет | ||||||||
5.1. | Портретный жанр в истории искусства | 1 | 0 | 1 | | Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.; Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.; Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.).; Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.).; Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном; | Практическая работа; | https://resh.edu.ru/ |