Файл: Рабочая программа (id 405141) учебного предмета Изобразительное искусство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
МЕСТО МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
Древние корни народного искусства
Народные художественные промыслы
Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов
Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными коммуникативными действиями
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
МЕСТО МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Общие сведения о видах искусства
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
Жанры изобразительного искусства
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Библейские темы в изобразительном искусстве
Духовно-нравственное воспитание
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
Жанры изобразительного искусства:
Библейские темы в изобразительном искусстве:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ человека и индивидуальное проектирование
Ценности познавательной деятельности
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические и исследовательские действия:
Овладение универсальными регулятивными действиями
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов. Линейные графические рисунки и наброски.
Тон и тональные отношения: тёмное — светлое. Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура.
Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.
Жанры изобразительного искусства
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и анализа произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства.
Натюрморт
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на плоскости. Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и точка схода,
правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы. Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур. Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.
Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков. Особенности графических
техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов
эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека.
Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы.
Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины. Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города.
Опыт изображения городского пейзажа.
Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный материал по задуманному сюжету.