Файл: Учебнометодический комплекс для заочного обучения с применением дистанционных технологий для студентов специальности 190702 Организация и безопасность дорожного движения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 864
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основы построения локальной сети
1.1.Классификация локальной сети
1.2.Локальные компьютерные сети. Основные определения, классификация топологий
1.3.Основные компоненты компьютерных сетей. Их преимущества и недостатки
1.4.Физическая среда передачи ЭВС, виды применяемых кабелей, их маркировка
1.5.Сетевая карта. Общие принципы, функционирование установка и настройка
2.Безпроводные компьютерные сети
2.2.Сигналы для передачи информации
2.4.Кодирование и защита от ошибок
2.5. Пропускная способность канала
2.6.Методы доступа к среде в беспроводных сетях
2.7.Виды сигналов связи и способы их обработки
3.Основы безопасности компьютерных сетей
3.1 Система защиты от утечек конфиденциальной информации
3.2.Специфика проектов внутренней информационной безопасности
3.4.Практические мероприятия по защите информации
3.7.Шифрование данных в интернет-компьютерной сети
4.1.Территориально распределенные пользователи систематического видеонаблюдения
4.2.Функции видеонаблюдения. Основные элементы и схемы построения
4.3.Технология распознавания автомобильных номеров
5.Автоматизированная система управления движением
5.1. Назначения и функции АСУД
5.3.Современные АСУД. Расширенные возможности
6.1. Классификация дорожных контроллеров
7.1. Назначения и классификация
7.2. Принципы действия основные элементы
7.3. Сравнение различных систем детектора транспорта
8.Спутниковые и радионавигационные системы GPS и Глонасс
8.1.Назначения и принципы работы
8.2. Источники ошибок и основные сегменты
8.3. Современные навигационные системы на автомобильном транспорте
8.4. Современная спутниковая система навигации
8.5. История создания спутниковых навигационных систем
8.6.Среднеорбитные спутниковые навигационные системы СНС GPS
8.8.Точность определения координат объектов
8.10. Проблемы и перспективы автомобильной спутниковой навигации
9.1. Структура интеллектуального АТС
10.1. Общие сведения и характеристика
12.Цифровая радиосвязь стандарта АРСО-25
12.1.Основные определения и элементы
12.6. Шифрование и аутентификация
12.7.Вызовы и управления сетей
Примеры Раций стандарта АРСО 25 отечественного и иностранного производства
Ф едеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
А.Е. Боровской
Информационные технологии на транспорте
Учебно-методический комплекс
для заочного обучения
с применением дистанционных технологий
для студентов специальности 190702
«Организация и безопасность дорожного движения»
Белгород 2009
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Белгородский государственный технологический
университет им. В.Г. Шухова
А.Е. Боровской
Информационные технологии на транспорте
Белгород 2009
УДК 656 (07)
ББК 39.1я7
В72
В72 Боровской А.Е.
Информационные технологии на транспорте: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во. БГТУ им. В. Г. Шухова, 2009. – 319 с.
Рассмотрены основные элементы и решения в области информационных технологий применяемых на автомобильном транспорте. Данные математические основы передачи данных в компьютерных сетях и определении координат в системах глобальной спеутниковой навигации. Рассмотрено весь комплекс оборудования, применяемого в службах повышения безопасности дорожного движения, как-то ГИБДД, УГАДН и т.п.
Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)» направления подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте».
Табл. 43. Ил. 69. Список лит.: 28 назв.
УДК 656 (07)
ББК 39.1я7
Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ им В.Г. Шухова), 2009
Оглавление
1.Основы построения локальной сети 8
1.1.Классификация локальной сети 8
1.2.Локальные компьютерные сети. Основные определения, классификация топологий 9
1.3.Основные компоненты компьютерных сетей. Их преимущества и недостатки 12
1.4.Физическая среда передачи ЭВС, виды применяемых кабелей, их маркировка 18
1.5.Сетевая карта. Общие принципы, функционирование установка и настройка 22
Вопросы для самопроверки 30
2.Безпроводные компьютерные сети 30
2.1.Основные элементы сети 31
2.2.Сигналы для передачи информации 33
2.3. Передача данных 33
2.4.Кодирование и защита от ошибок 35
2.5. Пропускная способность канала 39
2.6.Методы доступа к среде в беспроводных сетях 40
2.7.Виды сигналов связи и способы их обработки 50
2.8.Шифрование в wi-fi сетях 73
Вопросы для самопроверки 96
3.Основы безопасности компьютерных сетей 96
3.1 Система защиты от утечек конфиденциальной информации 96
3.2.Специфика проектов внутренней информационной безопасности 98
3.3.Предыстория рынка DLP 99
3.4.Практические мероприятия по защите информации 101
3.5.Типовые проекты 102
3.6.Информация о шифровании и шифрах, основы шифрования 106
3.7.Шифрование данных в интернет-компьютерной сети 115
SEU-8420LV 115
Вопросы для самопроверки 119
4.Видеоданные и IP сеть 119
4.1.Территориально распределенные пользователи систематического видеонаблюдения 119
4.2.Функции видеонаблюдения. Основные элементы и схемы построения 124
4.3.Технология распознавания автомобильных номеров 130
Вопросы для самопроверки 135
5.Автоматизированная система управления движением 135
5.1. Назначения и функции АСУД 135
5.2.Требования к АСУД 137
5.3.Современные АСУД. Расширенные возможности 137
Вопросы для самопроверки 140
6.Дорожные контроллеры 140
6.1. Классификация дорожных контроллеров 140
6.2. Их структурная схема 142
Вопросы для самопроверки 144
7. Детекторы транспорта 144
7.1. Назначения и классификация 144
7.2. Принципы действия основные элементы 148
7.3. Сравнение различных систем детектора транспорта 153
153
Вопросы для самопроверки 154
8.Спутниковые и радионавигационные системы GPS и Глонасс 154
8.1.Назначения и принципы работы 154
8.2. Источники ошибок и основные сегменты 156
8.3. Современные навигационные системы на автомобильном транспорте 160
8.4. Современная спутниковая система навигации 164
8.5. История создания спутниковых навигационных систем 165
8.6.Среднеорбитные спутниковые навигационные системы СНС GPS 170
8.7.СНС ГЛОНАСС 170
8.8.Точность определения координат объектов 171
8.9.Проект «Галилео» 172
8.10. Проблемы и перспективы автомобильной спутниковой навигации 173
Вопросы для самопроверки 176
9.Интеллектуальные АТС 176
9.1. Структура интеллектуального АТС 176
9.2. Перспективы развития АТС 179
Вопросы для самопроверки 185
10.Радары 185
10.1. Общие сведения и характеристика 185
10.2Эффект Доплера 193
10.3. Радар-детекторы и анти-радары 198
Вопросы для самопроверки 211
11.Алкотестры 211
Вопросы для самопроверки 214
12.Цифровая радиосвязь стандарта АРСО-25 215
12.1.Основные определения и элементы 215
12.3. Интерфейс 217
12.4. Преобразование сигналов 218
12.5. Коррекция ошибок 220
12.6. Шифрование и аутентификация 221
12.7.Вызовы и управления сетей 223
Примеры Раций стандарта АРСО 25 отечественного и иностранного производства 224
Вопросы для самопроверки 229
13. Дорожная метеосвязь 230
Вопросы для самопроверки 234
Вопросы к зачету 235
Лабораторная работа №1 237
Лабораторная работа №2 264
Лабораторная работа №3 270
Итоговый тест 289
Введение
На сегодняшний день развитие автомобильного транспорта вышло на такой уровень, что без использования информационных технологий не возможно использования ни одного автомобиля. Это утверждение можно подтвердить тем, что в любом автомобиле сейчас используется электронный блок управления (ЭБУ), который взаимодействует со всеми агрегатами и устройствами последнего. Большинство новых разработок в автомобилестроении и управлении дорожным движением сводится к внедрению новейших компьютерных устройств или программного обеспечения. Данное учебное пособие предназначено для ознакомления студентов с различными аспектами использования информационных технологий в автомобильном транспорте и управлении дорожным движением.
Так как все большее распространение в информационных технологиях получают компьютерные сети, от передачи данных в системах АСУД до взаимодействия автомобилей между собой, в учебном пособии большое внимание уделено различным способам и технологиям организации компьютерных сетей и их безопасности. Поскольку взаимодействие различных систем как-то АСУД и автомобиля невозможно без четкого знания координат месторасположения автомобиля или груза, то здесь приводятся основные данные по системам спутниковой навигации и технологии определения координат объектов, как с помощью отечественных систем спутниковой навигации, так и с помощью системы GPS. Использование информационных технологий невозможно без перевода на цифровой способ передачи данных всех устройств и агрегатов используемых как в автомобиле, так и в системах управления дорожным движением и управлению грузовых потоков. Использование цифровых устройств определяется различными стандартами, которым уделено большое внимание в данной работе, в частности цифровой радиосвязи, которая находит все большое распространение в специальных службах и больших компаниях. Использование современных информационных технологий невозможно без практического опыта, поэтому в дисциплине «Информационные технологии на транспорте» предусмотрена целая серия лабораторных работ. Для студентов дистанционной формы обучения
введен сокращенный план лабораторных работ, которые приведены в данном пособии. После ознакомления студента с теоретическим сведениями, выполнением лабораторных работ, необходимо сдать тест для получения зачета, а для сдачи экзамена необходимо ответить на 3 экзаменационных вопроса, приведенных в конце учебного пособия.
1.Основы построения локальной сети
1.1.Классификация локальной сети
Компьютерная сеть – это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.
Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков:
- территориальная распространенность;
- ведомственная принадлежность;
- скорость передачи информации;
- тип среды передачи.
По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными. Локальные – это сети, перекрывающие территорию не более 10м2, региональные – расположенные на территории города или области, глобальные на территории государства или группы государств, например, всемирная сеть Internet.
По принадлежности различают ведомственные и государственные сети.
По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низкоскоростные, среднескоростные и высокоскоростные.
По типу среды передачи разделяются на сети коаксиальные, на витой паре, оптоволоконные, с передачей информации по радиоканалам, в инфракрасном диапазоне.
Компьютеры могут соединяться кабелями, образуя различную топологию сети (звездная, шинная, кольцевая и др.).
Следует различать компьютерные сети и сети терминалов (терминальные сети). Компьютерные сети связывают компьютеры, каждый из которых может работать и автономно. Терминальные сети обычно связывают мощные компьютеры (майнфреймы), а в отдельных случаях и ПК с устройствами (терминалами), которые могут быть достаточно сложны, но вне
сети их работа или невозможна, или вообще теряет смысл.
В классификации сетей существует два основных термина: LAN и WAN.
LAN (Local Area Network) – локальные сети, имеющие замкнутую инфраструктуру до выхода на поставщиков услуг. Термин «LAN» может описывать и маленькую офисную сеть, и сеть уровня большого завода, занимающего несколько сотен гектаров. Зарубежные источники дают даже близкую оценку – около шести миль (10км) в радиусе; использование высокоскоростных каналов.
WAN (Wide Area Network) – глобальная сеть, покрывающая большие географические регионы, включающие в себя как локальные сети, так и прочие телекоммуникационные сети и устройства. Термин «корпоративная сеть» также используется в литературе для обозначения объединения нескольких сетей, каждая из которых может быть построена на различных технических, программных и информационных принципах.