Файл: Александры Анатольевны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Если a – 2 = 0, a = 2, то 0 x = 2 (6 – b),

а) при b 6 0 x = 12 – 2b, корней нет;

б) при b = 6 0 x = 0, xлюбое число.

Ответ: при a 0, a 2, b 3a x = ;

при a = 0 корней нет;

при a = 2, b 6 корней нет;

при a = 2, b = 6 xлюбое число;

при a 2, b = 3aкорней нет.

Задачу можно усложнить, потребовав исследовать знаки корней, тогда в ответе появится дополнение:

x 0 при a 0, 0 a 2, a 2,

b 6; b 6; b 6;

x = 0 при b = 6;

x 0 при a 0, 0 a 2, a 2,

b 6; b 6; b 6.

Аналогичным требованием можно усложнить задачу 3, тогда:

x 0 при k (4; 6) U(6; 9),

x = 0 при k = 4;

x 0 при k (; 6) U( 6; 4) U(9; ).

Требуется применить метод интервалов.

  1. = .

Решение:

  1. ОДЗ: a R, b R, x b2.

  2. Умножим обе части уравнения на b4x2 0

(a – b)2x = a2 – b2.

  1. Найдем недопустимые значения aи b (ab):

1. Если x = b2, то (a – b)2b2 = a2 – b2;

a = ;

2. Если x = –b2, то (a – b)2(
b2) = a2 – b2,

a = ;

При a = , a = корней нет.

  1. (a – b)2x = a2 – b2.

1. Если (a – b)2 0, a b, то x = ;

x = .

2. Если (a – b)2 = 0, a = b, то

0 x = 0, xлюбое число, кромеx = b2(из ОДЗ).

Ответ: при a b, a , a x = ;

при a = b, xлюбое число, кроме b2;

при a = , a = решений нет.

При решении уравнений такого вида от учащихся требуется строгое соблюдение алгоритма. Если позволять менять местами шаги 3 и 4, то практика показывает, что шаг 3 учащиеся в решении теряют.

Также обращается особое внимание на строгость порядка при выписке ответа, рассмотрение последовательно всех значений параметра согласно решению.

Из ранее изученного восьмиклассникам на факультативе можно предложить такие задания:

  1. Решить уравнение x2 – 1 + a (x – 1) = 0.

Решение: Это уравнение равносильно системе


x2 – 1 = 0, x2 – 1= 0, x = –1, x = –1,

a (x – 1) = 0; a (x – 1) = 0; a (x – 1) = 0; a = 0;

x = 1, x = 1,

a (x – 1) = 0; a – любое число.

Ответ: при a 0, x = 1;

при a = 0, x = 1.


  1. Найти все значения параметра bтакие, что при любых значениях параметра a система:

x – 2y = a,(1)

ax + 3y = b(2)

имела хотя бы одно решение.

Решение: Систему решаем методом подстановки.

y = ,

ax + 3y = b.

Подставим yв уравнение (2), получим:

ax + = b;

(a + ) x = b + a.

  1. Если a + 0, a ,то x = .

Уравнение, а значит, и система, имеют решение при любом действительном b.

  1. Если a + = 0, a = ,то 0 x = b – .

Уравнение имеет решение при b = .

Значит, независимо от значения aсистема будет иметь решения при b =
.

Ответ:b = .

В восьмом классе более серьезно изучаются графики функции. Восьмиклассники знакомы с элементарными преобразованиями графиков. Поэтому я считаю целесообразным после изучения функции y = рассмотреть задания, в которых применяется графический способ решения, и его применение преимущественно.

  1. Сколько корней имеет уравнение x 2 = a при различных значениях параметра a?

Решение:

Построим график функции y = x 2, проведя ряд последовательных преобразо-ваний: y = x – 2 y = x 2 y = x 2 , и график функции y = a.

y


y = x 2

y = a (a 2)

2


y = a (a = 2)


y = a (0 a 2)


x


y = a (a = 0)

2

0

2






y = a (a 0)


Ответ: при a 0 корней нет;

при a = 0 два корня;

при 0 a 2 четыре корня;

при a = 2 три корня;

при a 0 два корня.

  1. Решить уравнение x 1 +x 3 = a.

Решение:

Построим графики функций y = x 1 + x 3и y = a.

4 – 2xпри x 1,

y = x 1 + x 3 = 2 при 1 x 3,

2x – 4 при x 3.


y = x 1 + x 3


y


y = a (a 2)

2


y = a (a = 2)


y = a (a 2)


x


1

0

3





  1. Если a 2, то ломаная и прямая y = aне пересекаются. Уравнение корней не имеет.

  2. Если a = 2, то ломаная и прямая совпадают при 1 x 3. Уравнение имеет бесконечно много корней.

  3. Если a 0, то ломаная и прямая пересекаются в двух точках. Уравнение имеет два корня: 4 – 2x = aили 2 – 4x = a;