ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Если a – 2 = 0, a = 2, то 0 x = 2 (6 – b),
а) при b 6 0 x = 12 – 2b, корней нет;
б) при b = 6 0 x = 0, x – любое число.
Ответ: при a 0, a 2, b 3a x = ;
при a = 0 корней нет;
при a = 2, b 6 корней нет;
при a = 2, b = 6 x – любое число;
при a 2, b = 3aкорней нет.
Задачу можно усложнить, потребовав исследовать знаки корней, тогда в ответе появится дополнение:
x 0 при a 0, 0 a 2, a 2,
b 6; b 6; b 6;
x = 0 при b = 6;
x 0 при a 0, 0 a 2, a 2,
b 6; b 6; b 6.
Аналогичным требованием можно усложнить задачу 3, тогда:
x 0 при k (4; 6) U(6; 9),
x = 0 при k = 4;
x 0 при k (; 6) U( 6; 4) U(9; ).
Требуется применить метод интервалов.
-
= .
Решение:
-
ОДЗ: a R, b R, x b2. -
Умножим обе части уравнения на b4 – x2 0
(a – b)2x = a2 – b2.
-
Найдем недопустимые значения aи b (ab):
1. Если x = b2, то (a – b)2b2 = a2 – b2;
a = ;
2. Если x = –b2, то (a – b)2(
b2) = a2 – b2,
a = ;
При a = , a = корней нет.
-
(a – b)2x = a2 – b2.
1. Если (a – b)2 0, a b, то x = ;
x = .
2. Если (a – b)2 = 0, a = b, то
0 x = 0, x – любое число, кромеx = b2(из ОДЗ).
Ответ: при a b, a , a x = ;
при a = b, x – любое число, кроме b2;
при a = , a = решений нет.
При решении уравнений такого вида от учащихся требуется строгое соблюдение алгоритма. Если позволять менять местами шаги 3 и 4, то практика показывает, что шаг 3 учащиеся в решении теряют.
Также обращается особое внимание на строгость порядка при выписке ответа, рассмотрение последовательно всех значений параметра согласно решению.
Из ранее изученного восьмиклассникам на факультативе можно предложить такие задания:
-
Решить уравнение x2 – 1 + a (x – 1) = 0.
Решение: Это уравнение равносильно системе
x2 – 1 = 0, x2 – 1= 0, x = –1, x = –1,
a (x – 1) = 0; a (x – 1) = 0; a (x – 1) = 0; a = 0;
x = 1, x = 1,
a (x – 1) = 0; a – любое число.
Ответ: при a 0, x = 1;
при a = 0, x = 1.
-
Найти все значения параметра bтакие, что при любых значениях параметра a система:
x – 2y = a,(1)
ax + 3y = b(2)
имела хотя бы одно решение.
Решение: Систему решаем методом подстановки.
y = ,
ax + 3y = b.
Подставим yв уравнение (2), получим:
ax + = b;
(a + ) x = b + a.
-
Если a + 0, a ,то x = .
Уравнение, а значит, и система, имеют решение при любом действительном b.
-
Если a + = 0, a = ,то 0 x = b – .
Уравнение имеет решение при b = .
Значит, независимо от значения aсистема будет иметь решения при b =
.
Ответ:b = .
В восьмом классе более серьезно изучаются графики функции. Восьмиклассники знакомы с элементарными преобразованиями графиков. Поэтому я считаю целесообразным после изучения функции y = рассмотреть задания, в которых применяется графический способ решения, и его применение преимущественно.
-
Сколько корней имеет уравнение x 2 = a при различных значениях параметра a?
Решение:
Построим график функции y = x 2, проведя ряд последовательных преобразо-ваний: y = x – 2 y = x 2 y = x 2 , и график функции y = a.
y
y = x 2
y = a (a 2)
2
y = a (a = 2)
y = a (0 a 2)
x
y = a (a = 0)
2
0
2
y = a (a 0)
Ответ: при a 0 корней нет;
при a = 0 два корня;
при 0 a 2 четыре корня;
при a = 2 три корня;
при a 0 два корня.
-
Решить уравнение x 1 + x 3 = a.
Решение:
Построим графики функций y = x 1 + x 3и y = a.
4 – 2xпри x 1,
y = x 1 + x 3 = 2 при 1 x 3,
2x – 4 при x 3.
y = x 1 + x 3
y
y = a (a 2)
2
y = a (a = 2)
y = a (a 2)
x
1
0
3
-
Если a 2, то ломаная и прямая y = aне пересекаются. Уравнение корней не имеет. -
Если a = 2, то ломаная и прямая совпадают при 1 x 3. Уравнение имеет бесконечно много корней. -
Если a 0, то ломаная и прямая пересекаются в двух точках. Уравнение имеет два корня: 4 – 2x = aили 2 – 4x = a;