Файл: Александры Анатольевны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8 класс.

Сейчас перед каждым учеником ставится задача научиться овладевать фундаментальными знаниями, т.е. не набором некоторых правил и умений решать стандартные задачи, а, прежде всего, глубокому пониманию сути изучаемых явлений, приобщению к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие.

В процессе исследования ребята разрабатывают способы решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для постановки новых проблем.
Уравнения с параметрами, приводимые

к линейным.
Следующий шаг в изучении уравнений с параметром, составляют уравнения, при решении которых требуется дополнительная проверка, связанная с ограничениями их области определения.

При изучении темы "Рациональные дроби" дается определение области допустимых значений переменных, а также условие равенства дроби нулю, что составляет базу для решения таких уравнений.

Прежде, чем заняться решением уравнений, мы опять возвращаемся к основам темы "Решение задач с параметрами", но уже на более серьезном теоретическом уровне.

Рассмотрим уравнения: + = 2; x 5 = a; = 0

Каждое из этих уравнений можно рассматривать как уравнение с переменными x и a. Однако мы говорим о решении уравнения относительно x, считая x и a неравноценными, и хотим выразить x через a, считая a известным. При таком рассмотрении переменная x называется неизвестным, переменная a – параметром.

Если параметру, содержащемуся в уравнении, придать некоторое значение, то возможен один из двух случаев:

  1. получится уравнение, содержащее лишь данные числа и неизвестные и не содержащее параметров;

  2. получится условие, лишенное смысла.

В первом случае значение параметра называется допустимым, во втором – недопустимым.

(обсудить предъявленные уравнения)

Решить уравнение, содержащее параметр – значит, для каждого допустимого значения параметра найти множество всех корней данного уравнения.


Условились параметры обозначать первыми буквами латинского алфавита: a, b, c, …, k, l, m, а неизвестные – последними: x, y, z.

Перейдем к рассмотрению ключевых уравнений.

(подобрать подготовительный материал для устной работы очень легко)

  1. = 1.

Решение:

  1. ОДЗ: x 2.

  2. Умножим обе части уравнения на x 2 0, получим:

a = x 2,

x = a + 2.

  1. Найдем недопустимые значения a, т.е. решим уравнение:

a + 2 = 2,

a = 0.

(Комментируем: при a = 0 x = 2, но число 2 не входит в область допустимых значений исходного уравнения, следовательно, не может быть его корнем).

Ответ: при a 0 x = a + 2;

при a = 0 корней нет.

  1. + = .

Решение:

  1. ОДЗ: x 1, a 0.

  2. Умножим обе части уравнения на a (x + 1) 0, получим:

a (x – 4) + 2x + 2 = 1,

(a + 2) x = –1 + 4a. (1)

  1. Найдем недопустимые значения a:

(комментарий: подставим x = –1 в уравнение (1)):

(a + 2) (–1) = –1 + 4a,

–a – 2 = –1

–5a = 1,

a = – .

При a = – корней нет.

(Комментарий: решим уравнение (1), это линейное уравнение относительно x, решение которого изучено в 7 классе.)

  1. (a + 2) x = –1 + 4a

1. Если a + 2 0, a 2, то x = ;

2. Если a + 2 = 0, a = 2, то

0 x = 9,

корней нет.

(Комментарий: обратите серьезное внимание на выписку ответа, можно упустить некоторые моменты).



Ответ: при a –2, a , a 0 x = ;

при a = –2, a = – , a = 0 корней нет.

Вторую часть ответа можно выписать и следующим образом:

при a = –2, a = – , корней нет;

при a = 0 левая и правая части уравнений не имеют смысла.

  1. = .

Решение:

  1. ОДЗ: kx 12 0;x ;

3x – k 0; x .

  1. Умножим обе части уравнения на (kx – 12) (3xk) 0, получим:

3 (3x – k) = kx – 12,

9x – 3k = kx – 12,

9x – kx = 3k – 12,

(9 – k) x = 3k – 12. (1)

  1. Найдем недопустимые значения k:

1. Если x = , то (9 – k) = 3k – 12,

108 – 12k= 3k2 – 12,

k2 = 36,

k = 6.

2. Если x = , то (9 – k) = 3k – 12,

9k – k2 = 9k – 36,

k2 = 36,

k = 6.

При k = 6 корней нет.

  1. Решим уравнение (9 – k) x = 3k – 12.

1. Если 9 – k 0, k 9, то x = ;

2. Если 9 – k = 0, k = 9, то

0 x = 15,

корней нет.

Ответ: при k 6, k 6, k 15 x = ;


при k = 6, k = 6, k = 15 корней нет.

Каждое из этих трех уравнений должно быть основательно проработано в классе, так как в их решении есть "подводные камни", которые должны преодолеть восьмиклассники.

Далее можно предложить учащимся самостоятельно составить словесное описание алгоритма решения таких уравнений.

Алгоритм решения уравнения с параметрами,

сводящегося к линейному.

  1. Найти область допустимых значений неизвестного и параметров, входящих в уравнение.

  2. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, преобразовать к виду линейного.

  3. Найти недопустимые значения параметра.

  4. Решить линейное уравнение с параметром.

  5. Выписать ответ с учетом пунктов 3, 4.

Для формирования навыка решим следующие уравнения:

  1. = a.

Решение:

  1. ОДЗ: x –1;

  2. Умножим обе части уравнения на x + 1 0, получим:

x = a (x + 1),

x = ax + a,

x – ax = a,

(1 – a) x = a.

  1. Найдем недопустимые значения a:

Если x = –1, то (1 – a) (– 1) = a, a – 1 = a, 0 a = 1, корней нет.

Не существует значений a, при которых x = –1.

  1. (1 – a) x = a.

1. Если 1 – a 0, a1, то x = ;

2. Если 1 – a = 0, a = 1, то 0 x = 1, корней нет.

Ответ: при a 1 x = ;

при a = 1 корней нет.

  1. = 0.

Ответ: при a 1 x = a;

при a = 1корней нет.

  1. = .

Решение:

  1. ОДЗ: x –3; x 2;

a –1;

  1. Упростим уравнение:


= ,

После преобразований, которые учащиеся выполняют самостоятельно, получим:

2ax = 1 – a.

  1. Найдем недопустимые значения a:

1. Если x = –3, то 2a (–3) = 1 – a,

–6a = 1 – a,

–5a = 1,

a = –0,2.

2. Если x = 2, то 2a 2 = 1 – a,

5a = 1,

a = 0,2.

При a = 0,2 корней нет.

  1. 2ax = 1 – a.

1. Если 2a 0, a0, то x = ;

2. Если 2a = 0, a = 0, то 0 x = 1, корней нет.

Ответ: при a –1, a 0,2, a 0 x = ;

при a = –1, a = 0,2, a = 0корней нет.

  1. + = .

Ответ: при m 1, m –0,4 , m 2,25 x = ;

при m = –0,4 , m = 2,25 , корней нет;

при m = 1 уравнение не имеет смысла.

Следующие два уравнения можно отнести в банк задач и рассмотреть их решение в любое удобное время вплоть до 11 класса.

  1. = .

Решение:

  1. ОДЗ: x –3a; x –b.

  2. a (b + x) = 6a + 2x,

(a – 2) x = a (6 – b).

  1. Найдем недопустимые значения aи b:

1. Если x = –3a, то (a – 2) (–3a) = a (6 – b);

a (b – 3a) = 0;

a = 0,

b = 3a.

2. Если x = –b, то (a – 2) (–b) = a (6 – b),

2b = 6a,

b = 3a.

При a = 0 и b = 3aкорней нет.

  1. (a – 2) x = a (6 – b).

1. Если a – 2 0, a2, то x = ;