Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 675

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум

жаргонных, просторечных и диалектных слов, а также тех слов и выражений, которые отвергаются понятиями нравственности.

Чистота речи отвергает употребление слов-сорняков, слов-паразитов. В языке все эти слова имеют определенное значение. Засоряющими речь они становятся из-за частого, неуместного их употребления, когда почти в каждой фразе говорящего слышим значит, понимаете, так сказать, вот, собственно говоря, видите ли, да, так и др. Слова-«сорняки» не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они не только засоряют речь, но и затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, раздражают их.

Нарушают чистоту речи также речевые штампы и канцеляризмы.

Речевые штампы – слова и обороты, которые из-за частой употребительности превратились в ходовую и надоевшую стандартную языковую единицу.

Канцеляризмы – характерные для распространенных деловых документов слова и обороты за пределами официально-делового стиля.

Выразительность речи – это коммуникативное качество, которое предполагает образность, эмоциональность высказывания. Выразительность речи зависит от многих условий: от собственно лингвистических до экстралингвистических. К лингвистическим средствам выразительности относятся тропы (сравнение, метафора, метонимия, гипербола и др.), стилистические фигуры(антитеза, инверсия, повтор и др.), фонетическое благозвучие, разнообразие грамматических форм,пословицы, поговорки, фразеологизмы и крылатые слова. К экстралингвистическим средствам выразительности относятся мимика, жесты и пантомима. Они служат для уточнения мысли, оживления речи.

Конечно, все элементы, перечисленные нами, не исчерпывают всего многообразия выразительных средств русской речи. Прибегая к ним, не следует за
бывать, что все эти «цветы красноречия», как называл их видный мастер русского судебного красноречия П. С. Пороховщиков (П. Сергеич), хороши только в том случае, когда кажутся неожиданными для слушателя. Их нельзя, да и не нужно заучивать, их можно только впитать в себя вместе с народной речью, развивая и совершенствуя речевую культуру, речевой вкус и чутье.

Уместность речи – обязательное коммуникативное качество хорошей речи, которое предполагает не только лингвистическое чутье – умение подбирать правильные слова, интонацию, даже тему разговора, но и внутренний такт, то есть уместность речи – это не только понятие культуры речи, но и культуры поведения.

Различают 3 вида уместности речи: стилевую, ситуативно-контекстуальную, личностно-психологическую.

Стилевая уместность учитывает тот факт, что каждый функциональный стиль имеет свои языковые средства, которые неуместны в другом стиле. Так, слова, употребительные в официально-деловом стиле, неуместны в разговорном стиле.

Ситуативно-контекстуальная уместность диктует употребление языкового материала в зависимости от ситуации общения, с учетом возраста адресата речи, интересов, уровня подготовки и т.д. Лекции на одну тему для разной возрастной категории, конечно же, должны различаться между собой.

Личностно-психологическая уместность предполагает внутреннюю вежливость, тактичность, умение учесть индивидуально-психологические особенности собеседника.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.
И спользованная литература
Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 71 – 81).





ВОПРОСЫ для самопроверки.


  • Можно ли ставить знак равенства между речью правильной и речью хорошей?

  • Что может быть причиной нарушения логичности речи?

  • Что понимается под точностью речи?

  • Что является свидетельством богатства речи?

  • Какие элементы нарушают чистоту речи?

  • Что понимается под выразительностью речи?

  • Уместность речи – это категория чисто языковая?




Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений.


ТЕСТЫ


  1. Предполагает умение последовательно, непротиворечиво, аргументировано оформлять выражаемое содержание такое коммуникативное качество речи, как

  1. точность речи;

  2. выразительность речи;

  3. уместность речи;

  4. логичность речи.

  1. Богатство речи характеризуется прежде всего

  1. умением использовать выразительные средства

  2. обширным словарным запасом

  3. употреблением слова в соответствии с его значением

  4. умением чувствовать настроение собеседника.

  1. Метафора – это

  1. образное художественное определение

  2. оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения

  3. выражение отвлеченных идей или понятий в конкретном художественном образе

  4. оборот речи, состоящий в замене одного слова другим, смежным по значению

  1. Гипербола – это

  1. оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения

  2. вид тропа, когда одно слово или выражение употребляется вместо другого на основе близости, смежности понятий

  3. образное художественное определение

  4. слово или выражение, заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа

  1. Причиной нарушения чистоты речи во фразе: Малява должна дойти в срок – является употребление

  1. иноязычных слов

  2. просторечных слов

  3. жаргонных слов

  4. речевых штампов

  1. Частое употребление таких слов, как короче, как бы, как говорится и др., может привести к нарушению


  1. логичности речи

  2. уместности речи

  3. точности речи

  4. чистоты речи

  1. В предложении: Это была очень длинная коса – нарушено такое качество хорошей речи, как

  1. точность речи

  2. логичность речи

  3. чистота речи

  4. выразительность речи

  1. В предложении: Потерпевший поджал под себя ноги и лежал невредим с разбитой головой – нарушено такое качество хорошей речи, как

  1. точность речи

  2. чистота речи

  3. логичность речи

  4. выразительность речи

  1. В предложении: Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться – нарушено такое качество хорошей речи, как

  1. точность речи

  2. чистота речи

  3. логичность речи

  4. выразительность речи

  1. В предложении: У рецензента уйма претензий к автору научного сочинения – нарушено такое качество хорошей речи, как

  1. точность речи

  2. чистота речи

  3. уместность речи

  4. выразительность речи

  1. В предложении: Семь действующих платформ обслуживают несколько сот человек – нарушено такое качество хорошей речи, как

  1. точность речи

  2. чистота речи

  3. уместность речи

  4. выразительность речи

  1. В предложении: Состоялся новый спектакль в театре, какого мы никогда не видели прежде – нарушено такое качество хорошей речи, как

  1. точность речи

  2. чистота речи

  3. уместность речи

  4. выразительность речи