Файл: Курс лекций для дистанционного обучения студентов гуманитарных специальностей москва 2012 Авторы составители.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 372

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ЛИТЕРАТУРА

Основной список

Дополнительный список

1. Алгебра высказываний

1.1. Аксиоматический метод и его понятийный аппарат

1.2. Алгебра высказываний. Основные законы математической логики.

1.3. Числа

2. Матрицы. Действия с матрицами

2.1. Вычисление определителей

2.2. Вычисление обратной матрицы

2.3. Решение системы линейных уравнений

3. Комплексные числа

Понятие комплексного числа

Алгебраическая форма комплексного числа.Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел

Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа

Возведение комплексных чисел в степень

Извлечение корней из комплексных чисел

4. Математические формулы и графики

Для того чтобы успешно решать задачи по высшей математике НЕОБХОДИМО:

Математические формулы и таблицы

Графики и основные свойства элементарных функций

Как правильно построить координатные оси?

Графики и основные свойства элементарных функций

График линейной функции

График квадратичной, кубической функции, график многочлена

Кубическая парабола

График функции 

График гиперболы

График показательной функции

График логарифмической функции

Графики тригонометрических функций

Графики обратных тригонометрических функций



Запомним намертво, модуль – длина (которая всегда неотрицательна), аргумент – угол.
1) Представим в тригонометрической форме число  . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что  . Формальный расчет по формуле:  .
Очевидно, что   (число лежит непосредственно на действительной положительной полуоси). Таким образом, число в тригонометрической форме:  .

Ясно, как день, обратное проверочное действие: 

2) Представим в тригонометрической форме число  . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что  . Формальный расчет по формуле:  .
Очевидно, что   (или 90 градусов). На чертеже угол обозначен красным цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме:  .

Используя таблицу значений тригонометрических функций, легко обратно получить алгебраическую форму числа (заодно выполнив проверку):


3) Представим в тригонометрической форме число  . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что  . Формальный расчет по формуле:  .
Очевидно, что   (или 180 градусов). На чертеже угол обозначен синим цветом. Таким образом, число в тригонометрической форме:  .

Проверка: 

4) И четвёртый интересный случай. Представим в тригонометрической форме число  . Найдем его модуль и аргумент. Очевидно, что  . Формальный расчет по формуле:  .

Аргумент можно записать двумя способами: Первый способ:   (270 градусов), и, соответственно:  . Проверка: 

Однако более стандартно следующее правило: Если угол больше 180 градусов, то его записывают со знаком минус и противоположной ориентацией («прокруткой») угла:   (минус 90 градусов), на чертеже угол отмечен зеленым цветом. Легко заметить, что   и   – это один и тот же угол.

Таким образом, запись принимает вид: 

Внимание! Ни в коем случае нельзя использовать четность косинуса, нечетность синуса и проводить дальнейшее «упрощение» записи:
Кстати, полезно вспомнить внешний вид и свойства тригонометрических и обратных тригонометрических функций, справочные материалы находятся в последних параграфах страницы Графики и свойства основных элементарных функций. И комплексные числа усвоятся заметно легче!

В оформлении простейших примеров так и следует записывать: «очевидно, что модуль равен… очевидно, что аргумент равен...».  Это действительно очевидно и легко решается устно.

Перейдем к рассмотрению более распространенных случаев. Как я уже отмечал, с модулем проблем не возникает, всегда следует использовать формулу  . А вот формулы для
нахождения аргумента будут разными, это зависит от того, в какой координатной четверти лежит число  . При этом возможны три варианта (их полезно переписать к себе в тетрадь):

1) Если   (1-ая и 4-ая координатные четверти, или правая полуплоскость), то аргумент нужно находить по формуле  .

2) Если   (2-ая координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле  .

3) Если   (3-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле  .

Пример 8

Представить в тригонометрической форме комплексные числа:  ,  ,  ,  .

Коль скоро есть готовые формулы, то чертеж выполнять не обязательно. Но есть один момент: когда вам предложено задание представить число в тригонометрической форме, точертёж лучше в любом случае выполнить. Дело в том, что решение без чертежа часто бракуют преподаватели, отсутствие чертежа – серьёзное основание для минуса и незачета.

Эх, сто лет от руки ничего не чертил, держите:

Я представлю в комплексной форме числа   и  , первое и третье числа будут для самостоятельного решения.

Представим в тригонометрической форме число  . Найдем его модуль и аргумент.

Поскольку   (случай 2), то   – вот здесь нечетностью арктангенса воспользоваться нужно. К сожалению, в таблице отсутствует значение  , поэтому в подобных случаях аргумент приходится оставлять в громоздком виде:
 – число   в тригонометрической форме.

Расскажу о забавном способе проверки. Если вы будете выполнять чертеж на клетчатой бумаге в том масштабе, который у меня (1 ед. = 1 см), то можно взять линейку и измерить модуль в сантиметрах. Если есть транспортир, то можно непосредственно по чертежу измерить и угол.

Перечертите чертеж в тетрадь и измерьте линейкой расстояние от начала координат до числа  . Вы убедитесь, что действительно  . Также транспортиром можете измерить угол и убедиться, что действительно  .

Представим в тригонометрической форме число  . Найдем его модуль и аргумент.


Поскольку   (случай 1), то   (минус 60 градусов).

Таким образом: 
 – число   в тригонометрической форме.

А вот здесь, как уже отмечалось, минусы не трогаем.

Кроме забавного графического метода проверки, существует и проверка аналитическая

, которая уже проводилась в Примере 7. Используем таблицу значений тригонометрических функций, при этом учитываем, что угол   – это в точности табличный угол   (или 300 градусов):
 – число   в исходной алгебраической форме.

Числа   и   представьте в тригонометрической форме самостоятельно. Краткое решение и ответ в конце урока.

В конце параграфа кратко о показательной форме комплексного числа.

Любое комплексное число (кроме нуля)   можно записать в показательной форме:
, где   – это модуль комплексного числа, а   – аргумент комплексного числа.

Что нужно сделать, чтобы представить комплексное число в показательной форме? Почти то же самое: выполнить чертеж, найти модуль и аргумент. И записать число в виде  .

Например, для числа   предыдущего примера у нас найден модуль и аргумент:  ,  . Тогда данное число в показательной форме запишется следующим образом:  .

Число   в показательной форме будет выглядеть так: 

Число   – так: 

 И т.д.

Единственный совет – не трогаем показатель экспоненты, там не нужно переставлять множители, раскрывать скобки и т.п. Комплексное число в показательной форме записывается строго по форме  .

Возведение комплексных чисел в степень


Начнем со всем любимого квадрата.

Пример 9

Возвести в квадрат комплексное число 

Здесь можно пойти двумя путями, первый способ это переписать степень как произведение множителей   и перемножить числа по правилу умножения многочленов.

Второй способ состоит в применение известной школьной формулы сокращенного умножения  :


Для комплексного числа легко вывести свою формулу сокращенного умножения:
. Аналогичную формулу можно вывести для квадрата разности, а также для куба сумма и куба разности. Но эти формулы более актуальны длязадач комплексного анализа, поэтому на данном уроке я воздержусь от подробных выкладок.

Что делать, если комплексное число нужно возвести, скажем, в 5-ую, 10-ую или 100-ую степень? Ясно, что в алгебраической форме проделать такой трюк практически невозможно, действительно, подумайте, как вы будете решать пример вроде  ?

И здесь на помощь приходит тригонометрическая форма комплексного числа и, так называемая, формула Муавра: Если комплексное число представлено в тригонометрической форме  , то при его возведении в натуральную степень   справедлива формула:

Просто до безобразия.

Пример 10

Дано комплексное число  , найти  .

Что нужно сделать? Сначала нужно представить данной число в тригонометрической форме. Внимательные читатели заметили, что в Примере 8 мы это уже сделали:

 

Тогда, по формуле Муавра:


Упаси боже, не нужно считать на калькуляторе  , а вот угол в большинстве случае следует упростить. Как упростить? Образно говоря,  нужно избавиться от лишних оборотов. Один оборот составляет   радиан или 360 градусов. Смотрим сколько у нас оборотов в аргументе  :   оборотов, в данном случае можно убавить один оборот:  . Надеюсь всем понятно, что   и   – это один и тот же угол.

Таким образом, окончательный ответ запишется так:


Любители стандартов везде и во всём могут переписать ответ в виде:
 (т.е. убавить еще один оборот и получить значение аргумента в стандартном виде).

Хотя   – ни в коем случае не ошибка.

Пример 11

Дано комплексное число  , найти  . Полученный аргумент (угол) упростить, результат представить в алгебраической форме.


Это пример для самостоятельного решения, полное решение и ответ в конце урока.

Отдельная разновидность задачи возведения в степень – это возведение в степень чисто мнимых чисел.

Пример 12

Возвести в степень комплексные числа  ,  , 

Здесь тоже всё просто, главное, помнить знаменитое равенство.

Если мнимая единица возводится в четную степень, то техника решения такова:


Если мнимая единица возводится в нечетную степень, то «отщипываем» одно «и»,  получая четную степень:


Если есть минус (или любой действительный коэффициент), то его необходимо предварительно отделить:


Пример 13

Возвести в степень комплексные числа  , 

Это пример для самостоятельного решения.

Извлечение корней из комплексных чисел


Наконец-то. Меня всю дорогу подмывало привести этот маленький примерчик:


Нельзя извлечь корень? Если речь идет о действительных числах, то действительно нельзя. В комплексных числах извлечь корень –  можно! А точнее, два корня:
Действительно ли найденные корни являются решением уравнения  ? Выполним проверку:
Что и требовалось проверить.

Часто используется сокращенная запись, оба корня записывают в одну строчку под «одной гребёнкой»:  .

Такие корни также называют сопряженными комплексными корнями.

Как извлекать квадратные корни из отрицательных чисел, думаю, всем понятно:  ,  ,  ,  ,   и т.д. Во всех случаях получается двасопряженных комплексных корня.

Пример 14

Решить квадратное уравнение 

Вычислим дискриминант:


Дискриминант отрицателен, и в действительных числах уравнение решения не имеет. Но корень можно извлечь в комплексных числах!


По известным школьным формулам получаем два корня:

 – сопряженные комплексные корни

Таким образом, уравнение   имеет два сопряженных комплексных корня:  , 

Теперь вы сможете решить любое квадратное уравнение!

И вообще, любое уравнение с многочленом «энной» степени   имеет ровно   корней, часть из которых может быть комплексными.

Простой пример для самостоятельного решения:

Пример 15

Найти корни уравнения   и разложить квадратный двучлен на множители.