Файл: Курс лекций для дистанционного обучения студентов гуманитарных специальностей москва 2012 Авторы составители.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Аксиоматический метод и его понятийный аппарат
1.2. Алгебра высказываний. Основные законы математической логики.
2. Матрицы. Действия с матрицами
2.2. Вычисление обратной матрицы
2.3. Решение системы линейных уравнений
Алгебраическая форма комплексного числа.Сложение, вычитание, умножение и деление комплексных чисел
Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа
Возведение комплексных чисел в степень
Извлечение корней из комплексных чисел
4. Математические формулы и графики
Для того чтобы успешно решать задачи по высшей математике НЕОБХОДИМО:
Математические формулы и таблицы
Графики и основные свойства элементарных функций
Как правильно построить координатные оси?
Графики и основные свойства элементарных функций
График квадратичной, кубической функции, график многочлена
График логарифмической функции
- обеспечить основу для понимания математических моделей и методов статистического анализа данных, прогноза бизнес-процессов и оптимизации управления;
- дать представление о принципах рассуждений, основных концепциях и фундаментальных понятиях линейной алгебры, математического анализа и теории вероятностей, развить навыки построения и анализа количественных моделей;
- изучить фундаментальные концепции математики и их взаимосвязи для понимания и сознательного использования на практике математических методов и моделей, применяемых в экономике и управлении, и для того, чтобы воспринимать и использовать новые идеи, концепции, компьютерные программы, непрерывно возникающие в этих быстро развивающихся областях.
Связь с другими дисциплинами
Математика широко внедряется в другие науки. Если в период классической физики математика служила преимущественно для обработки экспериментальных физических данных, то к концу XIX века математические вычисления стали предварять физические гипотезы и открытия. В наше время физик, химик, и даже биолог-теоретик - это, прежде всего, математик.
Математика обладает чудесной способностью давать правильное описание (отображение) физических процессов, что позволяет ей все более широко применяться в специальных науках. МАТЕМАТИКА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ЭТО ЯЗЫК НАУКИ.
Естественно, что процесс математизации не в одинаковой степени охватил все науки, например, общественные, но в настоящее время математика широко используется при исследовании проблем демографии и структурной лингвистики.
Наиболее значительным является внедрение математических методов в экономическую науку и в науку оптимизации и управления бизнес-процессами: прогнозирование, изучение спроса на товары и услуги, планирование транспортных перевозок, планирование работ и т. д.
План изучения курса
№ раздела/темы | Наименование разделов и тем (I семестр) | | |
01. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | | |
1. | РАЗДЕЛ I. Алгебра высказываний | | |
1.1. | Аксиоматический метод и его понятийный аппарат | | |
1.2. | Основные законы математической логики | | |
2. | РАЗДЕЛ II. Алгебра матриц | | |
2.1. | Вычисление определителей | | |
2.2. | Вычисление обратной матрицы | | |
2.3. | Решение системы линейных уравнений | | |
3. | РАЗДЕЛ III. Алгебра комплексных чисел | | |
3.1. | Понятие комплексного числа | | |
3.2. | Алгебраическая форма комплексного числа | | |
3.3. | Тригонометрическая форма комплексного числа | | |
3.4. | Возведение комплексных чисел в степень | | |
3.5. | Извлечение корней из комплексных чисел | | |
4. | РАЗДЕЛ IV. Математические формулы и графики | | |
4.1. | Математические формулы и таблицы | | |
4.2. | Графики и свойства элементарных функций | | |
4.3. | Построение графиков функций. | К.р. №2 | |
№ раздела/темы | Наименование разделов и тем (II семестр) | Задание по теме | Срок сдачи работы |
5. | РАЗДЕЛ V. Пределы функций | | |
5.1. | Вычисление пределов | К.р. №3 | |
5.2. | Первый замечательный предел | К.р. №4 | |
5.3. | Второй замечательный предел | | |
6. | РАЗДЕЛ VI. Производная и дифференциал | | |
6.1. | Вычисление производных | | |
6.2. | Производная сложной функции | | |
6.3. | Логарифмическая производная и производная степенно-показательной функции | | |
6.4. | Производная функции, заданной неявно | | |
6.5. | Частные производные | | |
6.6. | Абсолютная и относительная погрешности вычислений | | |
6.7. | Приближённые вычисления с помощью дифференциалов функций одной и двух переменных | | |
7. | РАЗДЕЛ VII. Интегралы. | | |
7.1. | Неопределённый интеграл | | |
7.2. | Определённый интеграл | | |
7.3. | Несобственные интегралы | | |
7.4. | Эффективные методы вычисления определенных и несобственных интегралов | | |
7.5. | Приближенные формулы трапеций и метод Симпсона | | |
8. | РАЗДЕЛ VIII. Элементы теории вероятностей | | |
8.1. | Основные понятия теории множеств | | |
8.2. | Структуры на множестве. Элементы комбинаторики. | | |
8.3. | Случайные события и их вероятности. | | |
8.4. | Случайные величины и их характеристики. | | |
8.5. | Законы больших чисел | | |
8.6. | Применение теории вероятности в статистике | | |
График прохождения контрольных мероприятий:
| Недели прохождения контрольных этапов и сдачи заданий | | |||||||||||||||
Вид работы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
КР | | | | | | | 1 | | | | 2 | | 3 | | | 4 | |
Все контрольные работы выполняются полностью. Для самоконтроля даются ответы. Контрольные работы должны быть представлены в электронном виде.
ЛИТЕРАТУРА
Основной список
-
Красс М. С., Чупрынов Б. П. «Математика для экономистов». – СПб., 2007.
Дополнительный список
-
Общий курс высшей математики под ред. Ермакова. - М., 2004. -
Кремер Н.Ш. «Математика». - М., 2003. -
Шипачев В.С. «Высшая математика». - М., 2003. -
Шипачев В.С. «Высшая математика». Задачник. - М., 2003. -
http://mathprofi.ru/matematicheskie_formuly.html
1. Алгебра высказываний
1.1. Аксиоматический метод и его понятийный аппарат
Основные понятия. Определение. Аксиома. Аксиоматический метод. Теорема. Доказательство. Основные методы доказательств
Определение.
В любой науке, в математике тоже, существуют некоторые понятия, которые мы принимаем за исходные, или начальные понятия. Это так называемые основные понятия, определить которые достаточно сложно (именно потому, что они основные) и содержание которых можно выяснить только из опыта. Таковы, например, понятия: точки в геометрии, прямой в планиметрии, плоскости в стереометрии, материи в физике, информации в информатике.
Все остальные понятия мы объясняем, выражая их через начальные понятия. Такие объяснения называются определениями. Таким образом, каждое математическое определение опирается либо непосредственно на начальные понятия, либо на понятия, определённые прежде.
Однако здесь невозможно обеспечить всеобщего согласия. Дело в том, что одно и то же, например, геометрическое понятие можно определять различно. Диаметр окружности, например, можно определить как хорду, проходящую через центр, или как хорду наибольшей длины. Приняв за определение одно из этих свойств, можно доказать другое. Отметим, что обычно за определение берут простейшее свойство.
Аксиома. Аксиоматический метод.
При построении любой теории выделяется некоторый набор высказываний, истинность которых постулируется. Такие принимаемые без доказательства высказывания, называются аксиомами. В физике аксиомы называют постулатами, которые являются обобщением опытных данных.
Аксиомы также возникли из опыта, и опыт же проверяет истинность аксиом в их совокупности.
Аксиоматический метод – это способ построения научной (математической) теории, основу которого составляют некоторые исходные положения (аксиомы), а все остальные положения теории получаются как логические следствия аксиом.
Доказательство. Теорема.
Последовательность высказываний рассматриваемой теории, каждое из которых либо является аксиомой, либо выводится из одного или более предыдущих высказываний этой последовательности по логическим правилам вывода, называется доказательством.
Высказывание, которое можно доказать, называется теоремой. Как было указано выше, опыт проверяет истинность аксиом в их совокупности. Проверка состоит в том, что все теоремы математики оказываются согласными с опытом. Этого не случилось бы, если бы система аксиом была ложной.
Каждая теорема может быть выражена в формализованной математической форме вида:
(читается: «для любого элемента х из А(х) следует В(х), где х принадлежит множеству М»).
Посылка А называется условием теоремы, а следствие В – заключением. Теорема верна, если выражающая её логическая связка, в данном случае это импликация (читается: «из А следует В», или «если А, то В»), обеспечивает истинное высказывание.
Рассмотрим примеры:
Теорема 1. Если сумма цифр натурального числа делится на 3, то и само число делится на 3.
Теорема 2. Если четырёхугольник является прямоугольником, то его диагонали конгруэнтны.
Теорема 3. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
Из-за краткости формулировки теоремы 3 о диагоналях ромба может показаться, что эта теорема не имеет формы . На самом деле это не так. Полная формулировка этой теоремы такова (напомним, что ромбом называется параллелограмм, у которого все стороны равны): «Для любого параллелограмма верно утверждение: если параллелограмм – ромб, то его диагонали взаимно перпендикулярны».
Особенность аксиоматического метода.
Ни одно математическое высказывание (или свойство), взятое в отдельности, не является аксиомой, так как его всегда можно доказать на основании других высказываний (свойств). Например, в геометрии обычно принимается за аксиому следующее свойство параллельных прямых линий: «Через одну и ту же точку нельзя провести две различные прямые, параллельные одной и той же прямой» (аксиома параллельности). На основании этой аксиомы (и ряда других) доказывается такое свойство треугольника, как: «Сумма углов треугольника равна 180
о». Между тем, можно было бы это свойство принять за аксиому вместо аксиомы параллельности (оставив остальные аксиомы прежними). Тогда свойство параллельности прямых линий можно доказать, и оно станет теоремой.
Таким образом, систему аксиом можно выбирать различными способами. Нужно только, чтобы взятых аксиом было достаточно для вывода всех прочих высказываний.
Отметим, что при построении доказательств число аксиом стремятся, по возможности, уменьшить.
Основные методы доказательств.
Метод цепочек импликаций состоит в том, что из посылки А выстраивается цепочка из n импликаций, последним высказыванием в которой является заключение теоремы В, т.е.
.
В основе этого метода лежит закон цепного высказывания, или закон силлогизма:
.
Символ означает логический союз «и», а выражение читается, как «А и В».
Метод от противного.
Этот метод основан на законе контрапозиций, который имеет вид:
.
Символ ( ) соответствует логическому союзу «не»,
выражение читается, как: «не А», или «не верно, что А».
Символ ( ) соответствует любому из трёх логических высказываний:
1) «необходимо и достаточно»,
2) «тогда и только тогда»
3) «эквивалентно»
Метод необходимого и достаточного.
Например, теорема формулируется так: «Чтобы имело место А, необходимо и достаточно выполнение В».
Доказательство такого вида теоремы распадается на две части: сначала доказывается, что если имеет место А, то справедливо В (В необходимо для А), затем доказывается, что если имеет место В, то имеет место и А (В достаточно для А).
Доказательство таким методом базируется на законе тавтологии:
.
Упражнения для самостоятельного анализа к Разделу 1:
Упражнение 1.
Установите правильное соответствие между математическим утверждением и его формулировкой.
-
1. «В любой треугольник можно вписать окружность».
А. Определение
B. Аксиома
C. Теорема
2. «Если все стороны многоугольника касаются окружности, то окружность называется вписанной в многоугольник».
3. «Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна».