Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 758

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы

«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»

Суммативное оценивание за разделы

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание»

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»

Осмос

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».

Суммативное оценивание за раздел «Выделение»

Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»

Рубрика для предоставления информации родителям

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Движение»

Рубрика для предоставления информации родителям

Суммативное оценивание за разделы

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

Суммативное оценивание за раздел «Размножение»

Рубрика для предоставления информации родителям

ФИО обучающегося

Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие»

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Эволюционное развитие»



Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету «Биология»

9 класс

Нур-Султан 2019

Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для обучающихся 9 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.

Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

СОДЕРЖАНИЕ


ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ 4

Суммативное оценивание за разделы 4

«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы» 4

Суммативное оценивание за разделы 10

«Влияние деятельности человека
на окружающую среду» и «Питание» 10

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» 15

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ 20

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание» 20

Суммативное оценивание за раздел «Выделение» 25

Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция» 31

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ 36

Суммативное оценивание за раздел «Движение» 36

Суммативное оценивание за разделы «Молекулярная биология» и «Клеточный цикл» 40

Суммативное оценивание за разделы 44

«Закономерности наследственности и изменчивости» и «Микробиология и биотехнология»44 ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ 49

Суммативное оценивание за раздел «Размножение» 49

Суммативное оценивание за раздел «Рост и развитие» 55

Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие» 58

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы

«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»




Цели обучения

        1. Объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки

        2. Вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии

        1. Использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов

        2. Распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям)

        1. Анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций

        2. Рассчитывать эффективность переноса энергии

        3. Сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии

Критерий оценивания

Обучающийся:

  • Объясняет основные функции органелл эукариотической клетки

  • Вычисляет линейное увеличение клеток, используя микрофотографии

  • Распознает по определителям виды животных

  • Использует бинарную номенклатуру при описании различных видов

  • Анализирует диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций

  • Рассчитывает эффективность переноса энергии

  • Сравнивает пирамиды численности, биомассы и энергии

Уровень мыслительных навыков

Применение

Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут

Задания
1. На рисунке изображена растительная клетка.





  1. Опишите основную функцию органеллы А на рисунке.

  2. Опишите основную функцию органеллы В на рисунке.

  3. Вычислите линейное увеличение микрофотографии, если длина органеллы В равна 10 мкм. Покажите свою работу.





  1. 110
    На рисунке изображено животное семейства кошачьих, рода Пантеры.




Ключдляопределенияродовсемействакошачьих

  1. Длина тела с хвостом менее 2 м; кондилобазальная длина черепа менее 165 мм. Длина хвоста не более половины длины тела — 2

  • Длина тела с хвостом более 2 м; кондилобазальная длина черепа более 165 мм. Длина хвоста значительно превосходит половину длины тела 4

  • Хвост не достаёт до пятки. Кондилобазальная длина черепа более 120 мм. Подглазничное отверстие почти вертикальное Рыси

    • Хвост длиннее, достаёт до пятки. Кондилобазальная длина черепа менее 120 мм. Подглазничное отверстие вытянутое — 3

  • На лбу 2 продольных светлых полосы. На тыльной стороне ушей белые пятна. Череп с заглазничным мостиком, замыкающим сзади глазницу. — Коты дальневосточные.

    • На лбу светлых полос, а на ушах белых пятен нет. Глазница не замкнута заглазничным мостиком Коты.

  • Окраска с большей или меньшей примесью жёлтого цвета. Кондилобазальная длина черепа более 185 мм. На своде черепа носовые кости выступают назад за верхнечелюстные кости; длина задненёбной вырезки значительно превышает её ширину Пантеры.




    • — Окраска без примеси жёлтого цвета. Кондилобазальная длина черепа менее 185 мм. На своде черепа носовые кости почти не выступают назад за верхнечелюстные кости; длина задненёбной вырезки почти не превышает её ширину Ирбисы.

    И.Я.Павлинов«КраткийопределительназемныхзверейРоссии». М:МГУ.2002



      1. Напишите два параметра, помимо цвета позволяющих определить род данного животного.

    Ключдляопределениявидовродапантер

    1. Основу узора в окраске составляют тёмные пятна и кольца. Кондилобазальная длина черепа менее 240 мм — Барс (Panthera pardus Linnaeus, 1758)

    • Основу узора в окраске составляют тёмные поперечные полосы и кольца. Кондилобазальная длина черепа более 240 мм Тигр (Panthera tigris Linnaeus, 1758)

    И.Я.Павлинов«КраткийопределительназемныхзверейРоссии». М:МГУ.2002



      1. Напишите параметр, позволяющий определить вид данного животного.

      2. Определите вид млекопитающего, напишите название согласно правилам бинарной номенклатуры.




    1. Выделяют две основные формы кривых роста популяций чисто экспоненциальную (J-образную) и сигмоидную (S-образную).

      1. Сравните в таблице экспоненциальную и сигмоидальную кривые роста популяции.




    Критерий

    Экспоненциальная

    Сигмоидальная

    Характерная особенность







    Пример живых организмов