Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 761
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за разделы
«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»
Суммативное оценивание за разделы
«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание»
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».
Суммативное оценивание за раздел «Выделение»
Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»
Рубрика для предоставления информации родителям
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Движение»
Рубрика для предоставления информации родителям
Суммативное оценивание за разделы
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
Суммативное оценивание за раздел «Размножение»
Рубрика для предоставления информации родителям
Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие»
Цели обучения 9.2.5.7 Изучать основные этапы развития жизни на Земле
-
Изучать основные положения работ К. Линнея и Ж.Б. Ламарка -
Объяснять роль трудов Ч. Дарвина в создании учения об эволюции -
Охарактеризовать движущие силы эволюции -
Описывать роль естественного отбора в адаптации организмов -
Охарактеризовать структуру и критерии вида -
Объяснять процесс видообразования
Критерий оценивания Обучающийся:
-
Определяет последовательность событий основных этапов жизни на Земле -
Оценивает взгляды Линнея, Ламарка и Дарвина относительно механизма эволюции -
Характеризует движущие силы эволюции -
Объясняет механизм естественного отбора в адаптации организмов -
Характеризует критерии вида и объясняет механизм видообразования
Уровень мыслительных навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
-
Соотнесите эоны и эры развития жизни на Земле относительно событий, происходивших в них.
1 | Архей | | A | Широкое распространение водорослей, выход растений на сушу, расцвет земноводных |
2 | Протерозой | B | Господство покрытосеменных, млекопитающих, птиц, появление и развитие человека | |
3 | Палеозой | C | Следы жизни не значительны | |
4 | Мезозой | D | Господство голосеменных растений, пресмыкающихся, головоногих моллюсков | |
5 | Кайнозой | E | Господство цианобактерий сменилось зелеными водорослями, появление многоклеточных организмов |
1., 2., 3., 4., 5 ..
-
На развитие эволюционного учения огромное влияние оказали: Карл Линней, Жан-Батист Ламарк и Чарльз Дарвин. В таблице приведены выводы, которые были сделаны этими учёными, на основании одного факта.
Карл Линней | Жан-Батист Ламарк | Чарльз Дарвин |
Длинная шея жирафа создана богом изначально, и этот признак неизменен. | Предок жирафа, имевший короткую шею, в процессе питания ежедневно вытягивал её для того , чтобы сорвать листья с высокого дерева. В | В виду изменчивости, рождаются жирафы с разной длиной шеи, но у длинношеих жирафов было больше шансов выжить, и оставить потомство, |
| результате тренеровки шея постепенного удлиннялась в течение жизни. Данный признак наследовался и улучшился у помков. | в тяжелые времена, чем у их короткошеих соперников. |
-
Объясните, в чем заключается ошибка Линнея в понимании представлений о виде.
-
Объясните, в чем точка зрения Ламарка в отношении механизма эволюции была верна. В чём заключалось ошибочное представление данного учёного на процесс видообразования?
-
Опишите отличие взглядов Дарвина от взглядов Ламарка с точки зрения изменчивости и наследственности.
-
Рисунок иллюстрирует представителей семейства фазановых, павлинов. Самки павлина имеют неприметную серую окраску, что позволяет им оставаться незаметными, в отличии от них самцы павлина имеют длинный и ярко окрашенный хвост и весьма заметную окраску.
-
Определите вид движущей силы эволюции являющеся причиной данного полового различия.
-
Опишите механизм закрепления данного признака у самцов павлина.
-
На рисунке изображены куропатки и гепард.
Куропатки | Гепард |
-
Определите вид адаптации, возникший у куропатоки и гепарда в результате естественного отбора.
-
Объясните, как данный вид адаптации мог возникнуть и у видов- хищников, и у видов-жертв.
-
На рисунке изображены полярный и бурый медведи. Они очень похожи генетически и могут давать плодовитое потомство, что зарегистрировано как в природе, так и в зоопарках. Однако по целому комплексу признаков эти виды чётко различаются, а их скрещивание происходит настолько редко, что смешение генетического материала минимально.
-
Назовите два видовых критерия, на основании которых этих животных можно отнести к разным видам.
-
Объясните, как могли появится данные виды медведей, относительно аллопатрической модели видообразования.
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Балл |
Обучающийся | |||
Определяет | 1 | соотносит эоны и эры развития жизни на Земле | 2 |
последовательность событий основных этапов жизни на Земле | | относительно событий; | | |
Оценивает взгляды Линнея, Ламарка и Дарвина относительно механизма эволюции | 2 | проводит оценку взглядов Линнея на вид; | 1 | |
оценивает взгляды Ламарка относительно механизма эволюции; | 1 | |||
указывает отличия взглядов Дарвина от взглядов Ламарка в отношении изменчивости; | 1 | |||
Характеризует движущие силы эволюции | 3 | определяет движущую силу эволюции; | 2 | |
| описывает механизм закрепления признака у самцов павлина; | 1 | ||
Объясняет механизм естественного отбора в адаптации организмов | 4 | определяет вид адаптации; | 1 | |
| описывает механизм возникновения данной адаптации у хищников; | 1 | ||
| описывает механизм возникновения данной адаптации у жертв; | 1 | ||
Характеризует критерии вида и объясняет механизм видообразования | 5 | называет два критерия вида; | 2 | |
указывает механизм аллопатрической модели видообразования; | 1 | |||
объясняет видообразование относительно аллопатрической модели. | 1 | |||
Всего баллов | 15 |