Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 779

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы

«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»

Суммативное оценивание за разделы

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание»

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»

Осмос

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».

Суммативное оценивание за раздел «Выделение»

Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»

Рубрика для предоставления информации родителям

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Движение»

Рубрика для предоставления информации родителям

Суммативное оценивание за разделы

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

Суммативное оценивание за раздел «Размножение»

Рубрика для предоставления информации родителям

ФИО обучающегося

Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие»

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Эволюционное развитие»

Суммативное оценивание за разделы


«Закономерности наследственности и изменчивости» и «Микробиология и биотехнология»


Цели обучения

        1. Оценивать роль исследований Г. Менделя в становлении и развитии генетики

        2. Обосновывать цитологические основы моногибридного скрещивания и решать задачи на моногибридное скрещивание

        3. Обосновывать цитологические основы дигибридного скрещивания и решать задачи на дигибридное скрещивание

        4. Сравнивать полное и неполное доминирование

        5. Оценивать значение анализирующего скрещивания

9.2.4.8 Объяснять механизм определения и наследования групп крови человека

        1. Описывать общую схему биотехнологического процесса на примере производства инсулина

        2. Приводить примеры продуктов, получаемых в биотехнологии

Критерий оценивания

Обучающийся:

  • Оценивает роль Г. Менделя в становлении и развитии генетики

  • Решает задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание

  • Сравнивает полное и неполное доминирование

  • Оценивает значение анализирующего скрешивания

  • Определяет механизм наследования групп крови

  • Описывает общую схему биотехнологического процесса на примере производства инсулина

  • Приводит примеры продуктов получаемых биотехнологическим путем

Уровень мыслительных навыков

Знание и понимание Применение

Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут

Задания


  1. Грегора Иоганна Меделя называют отцом генетики, однако его вклад в биологию получил признание только после его смерти, в начале XX в. Г. Мендель разработал и положил в основу своих опытов гибридологический метод. Суть его заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Однако ученые (Дж. Госс, Огюстен Сажрэ, Ш. Ноден) проводили такие опыты и до Менделя.

    1. Объясните, почему именно работы Менделя оказали наибольший вклад в генетику.


Для опытов Мендель использовал разные сорта гороха, с пазушными цветками и с верхушечными цветками. Он наносил на рыльца цветков пыльцу с другого растения, все полученные гибриды были с пазушными цветками.


    1. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 опыта Менделя, при условии, что они были получены путем самоопыления. Пропишите решение задачи полностью.

Установив возможность предсказывать результаты скрещиваний по одной паре альтернативных признаков, Мендель перешел к изучению наследования двух пар таких признаков.


(с) Были скрещены между собой горох с гладкими желтыми семенами и морщинистыми зелеными семенами, все полученные гибриды были гладкие и желтые.

Определите генотип гибридов F2 при дигибридном скрещивании при самоопылении растений.

Пропишите решение задачи полностью.

Следует отметить, что в выборе экспериментального объекта Менделю кое в чем просто повезло: в наследовании отобранных им признаков не было ряда более сложных генетических особенностей, таких как неполное доминированиеили кодоминирование.
(d) Опишите отличие неполного доминирования от полного.


  1. Для некоторых пород собак стандартом считается чёрная масть, которая является доминантной. Иногда в потомстве чёрных собак появляются рыжие щенята, которые считаются отступлением от стандарта и ценятся значительно меньше. Для профессионального собаковода приобретение породистой чёрной собаки, но гетерозиготной по рецессивному гену b крайне нежелательно.

(а) Определите фенотип и генотип партнера для скрещивания, чтобы проверить генотип собаки.
(b) Определите генотипы и фенотипы щенков F1 в результате такого скрещивания, при условии, что черная собака была гомозиготной по генотипу.


  1. У пары, имеющей II и III группу крови, родился ребенок, имеющий I группу крови. (а) Определите генотипы родителей.


(b) Определите возможные генотипы групп крови детей у данных родителей.


  1. 1973 г. Стенли Коэн и Герберт Бойер успешно перенесли гены инсулина человека кишечной палочке (Escherichiacoli). Инсулин оказался первым белком, полученным для коммерческих целей, с использованием технологии рекомбинантной ДНК.


Человеческаяклетка

Кишечнаяпалочка
Опишите последовательно процесс, представленный на диаграмме, используя ключевые слова. Ключевые слова: рекомбинантнаяплазмида,плазмида,ген инсулина,трансгеннаябактерия.


  1. Биотехнология это использование организмов, биологических систем или процессов в промышленном производстве.

Приведите пример четырех продуктов, получаемых биотехнологическим путем.

Критерий оценивания



задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Оценивает роль Г. Менделя в становлении и

развитии генетики

1

описывает методы работы Г. Менделя;

1

объясняет важность методологии для науки;

1

Решает задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание

составляет схему скрещивания для задачи;

1

определяет генотипы и фенотипы гибридов F2;

1

составляет схему скрещивания для задачи;

1

определяет генотипы гибридов F2;

1

Сравнивает полное и

неполное доминирование

описывает отличие неполного доминирования

от полного;

1

Оценивает значение анализирующего скрешивания

2

определяет фенотип и генотип партнера для

анализирующего скрещивания;

1

определяет генотипы и фенотипы F1 при

анализирующем скрещивании;

1

Определяет механизм наследования групп

крови

3

определяет генотип групп крови родителей;

1

определяет возможные группы крови детей;

1

Описывает общую схему биотехнологического процесса на примере производства инсулина

4

описывает кратко стадии получения инсулина;

1

применяет терминологию при описании биотехнологичекого процесса;

1

Приводит примеры продуктов получаемых биотехнологическим

путем

5

приводит четыре примера продуктов, получаемых биотехнологическим путем.

4

Всего баллов

17





Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания


за разделы «Закономерности наследственности и изменчивости» и «Микробиология и биотехнология» ФИО обучающегося


Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Оценивает роль Г. Менделя в становлении и развитии генетики

Затрудняется при оценивании роли Г. Менделя в становлении и развитии генетики


Допускает ошибки при описании методик Г. Менделя/ при объяснении важности методолгии в науке


Оценивает роль Г. Менделя в становлении и развитии генетики


Решает задачи на

моногибридное и дигибридноескрещивание

Затрудняется при решении задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

Допускает ошибки при составлении схем скрещивания к / определении генотипов и фенотипов гибридов при решении задач на моногибридное и дигибридное скрещивание


Решает задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание

Сравнивает полное и неполное доминирование

Затрудняется при сравнении полного и неполного доминирование

Допускает ошибки описании отличия неполного доминирования от полного


Сравнивает полное и неполное доминирование



Оценивает значение анализирующего скрешивания

Затрудняется в оценивании значения анализирующего скрешивания


Допускает ошибки в определении фенотипа и генотипа партнера для анализирующего скрещивания/ потомстсва при анализирующем скрещивании

Оценивает значение анализирующего скрешивания

Определяет механизм наследования групп крови

Затрудняется при определении механизма наследования групп крови

Допускает ошибки при определении групп крови родителей/ детей


Определяет механизм наследования групп крови