Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 789

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы

«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»

Суммативное оценивание за разделы

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание»

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»

Осмос

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».

Суммативное оценивание за раздел «Выделение»

Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»

Рубрика для предоставления информации родителям

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Движение»

Рубрика для предоставления информации родителям

Суммативное оценивание за разделы

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

Суммативное оценивание за раздел «Размножение»

Рубрика для предоставления информации родителям

ФИО обучающегося

Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие»

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Эволюционное развитие»

Суммативное оценивание за раздел «Выделение»



Цели обучения 9.1.5.1 Описывать строение и функцию нефрона

        1. Описывать процессы фильтрации и образования мочи

        2. Описывать факторы, влияющие на работу почек

        3. Объяснять меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы

        4. Установить связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов


Критерий оценивания Обучающийся:

  • Указывает функцию нефрона, определяет его структурные компоненты

  • Описывает процессы фильтрации и образования мочи

  • Описывает факторы, влияющие на работу почек

  • Объясняет меры профилактики болезней почек и мочевыделительной системы

  • Объясняет связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов



Уровень мыслительных навыков


Применение


Время выполнения 20 минут

Задания





  1. На рисунке 1 изображена схема строения нефрона.





Рисунок 1

    1. Определите структурные компоненты нефрона.





1

2

3

4

A

Боуменова

Дистальный извитой

Петля Генле

Проксимальный извитой




капсула

каналец




каналец

B

Боуменова

капсула

Проксимальный извитой

каналец

Петля Генле

Дистальный извитой

каналец

C

Петля Генле

Дистальный извитой

каналец

Боуменова капсула

Проксимальный извитой

каналец

D

Боуменова

капсула

Проксимальный извитой

каналец

Дистальный извитой

каналец

Петля Генле





A

B

C

D






    1. Укажите функцию нефрона.


  1. Рисунок демонстрирует процесс фильтрации.


Приносящая артериола

Выносящая артериола

Клубочек (капиллярная сеть)



    1. Назовите причину высокого давления в клубочке.



    1. Укажите вещество, остающееся в составе крови при ультрафильтрации.



    1. В ходе ультрафильтрации, за сутки, у человека образуется 180 л первичной мочи, однако, в среднем, выделяется 1,5 л вторичной мочи. Так как при процессе реабсорбции в кровь возвращаются некоторые вещества и более 99% воды.

Назовите два вещества реабсорбирующиеся обратно в кровь.



    1. Опишите необходимость реабсорции воды и питательных веществ для организма человека.



  1. Опишите как переохлаждение может повлиять на работу почек.



  1. Мочекаменная болезнь почек занимает второе место после инфекционно-воспалительных заболеваний.

    1. Объясните причину образования камней в почках.



    1. Опишите меры первичной профилактики от мочекаменной болезни почек.





  1. Азотистые продукты, подлежащие экскреции, образуются при расщеплении белков, нуклеиновых кислот и лишних аминокислот. Аммиак может выделяться прямо в окружающую среду или превращаться в азотистые соединения — мочевину или мочевую кислоту.




    1. Первый продукт разрушения аминокислот аммиак, он крайне токсичен и должен быстро удалятся из организма.

Объясните , почему аммиак является основным экскретом водных организмов обитающие в пресных водоемах.



    1. Для обитающих на суше насекомых, а также птиц продуктом выделения является мочевая кислота. Объясните, почему мочевая кислота является идеальным азотистым экскретом для наземных животных.



    1. В печени млекопитающих аммиак превращается в мочевину. Объясните роль данного процесса для организма.




Критерий оценивания



задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Указывает функцию

нефрона, определяет его структурные компоненты

1

определяет строение нефрона;

1

указывает функцию нефрона;

1

Описывает процессы

фильтрации и

образования мочи

2

описывает процесс ультрафильтрации;

1

называет вещества, остающиеся в крови при

ультрафильтрации;

1

называет два вещества, реабсорбирующиеся в

кровь;

2

описывает роль реабсорции воды для организма

человека;

1

описывает роль реабсорции

веществ для организма человека;

питательных

1

Описывает влияющие

почек


на

факторы, работу

3

описывает влияние переохлаждения на работу почек;

1

Объясняет меры профилактики болезней почек и

мочевыделительной системы

4

объясняет причину образования камней в почках;

1

описывает меры первичной мочекаменной болезни почек;

профилактики

1

Объясняет связь между

средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов

5

объясняет почему аммиак является основным

экскретом водных организмов обитающие в пресных водоемах;

1

объясняет почему мочевая кислота является идеальным азотистым экскретом для наземных

животных;

1

объясняет роль изменения свойств аммиака для

млекопитающих.

1

Всего баллов

14




Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Выделение»

ФИО обучающегося



Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Указывает функцию нефрона, определяет его структурные компоненты

Допускает ошибки в указании структурных компонентов и функции нефрона.

Допускает ошибки в указании структурных компонентов нефрона по предложенной схеме/ в определении функции нефрона.


Определяет все структурные компоненты нефрона по предложенной схеме. Правильно определяет функцию нефрона.


Описывает процессы фильтрации и образования мочи

Затрудняется процесса реабсорбции.

в описании фильтрации и

Допускает ошибки в описании процесса ультрафильтрации/ веществ, остающихся в крови при ультрафильтрации/ в описании роли реабсорции воды для организма человека/ в описании роли реабсорции питательных веществ для организма человека.



Описывает процессы фильтрации и реабсорбции.


Описывает факторы, влияющие на работу почек

Затрудняется при описании влияния переохлаждения на работу почек.


Допускает ошибки при описании влияния переохлаждения на работу почек.


Описывает переохлаждения почек.

влияние

на работу


Объясняет меры профилактики болезней почек и

мочевыделительной системы

Затрудняется при объяснении причин мочекаменной болезни и в формулировке

профилактических мер.


Допускает ошибки в указании причин мочекаменной болезни/ в описании мер профилактики данного заболевания.


Объясняет мочекаменной формулирует профилактики заболевания.

причины болезни и меры данного



Объясняет связь между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ у различных организмов.

Затрудняется при объяснении связи между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ.


Допускает ошибки при объяснении почему аммиак является основным экскретом водных организмов обитающие в пресных водоемах/почему мочевая кислота является идеальным азотистым экскретом для наземных животных/ роли изменения свойств аммиака для млекопитающих.


Объясняет связь между связи между средой обитания и конечными продуктами обмена веществ.