Файл: Е. В. Буцко А. Г. Мерзляк В. Б. Полонский М. С. Якир.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 842

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся


Проект — это вид учебной деятельности, направленный на решение конкретной учебно-познавательной проблемы с заранее запланированным результатом.

Учебно-исследовательская работа — это решение исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, представляющее собой самосто- ятельную творческую работу, имитирующую настоящее научное исследова- ние (в частности, учащиеся учатся выдвигать гипотезы и предлагать спосо- бы их проверки, планировать и работать по плану, искать оптимальные и не- стандартные решения поставленной задачи и др.).

Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках матема- тики направлены:

  • на повышение интереса учащихся к предмету, мотивацию учебной де- ятельности, развитие познавательной деятельности;

  • развитие коммуникативных умений;

  • формирование исследовательских умений: выявлять проблему, ста- вить цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы;

  • формирование умений осуществлять планирование, самоконтроль, рефлексию и самоанализ своей деятельности.

При выполнении учебных проектов по математике учащийся на- учится:

  • анализировать фрагменты работ учёных-математиков;

  • описывать историю математических открытий;

  • оценивать вклад выдающихся учёных-математиков в развитие науки;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • рассматривать практические приложения математических знаний;

  • применять математические знания в быту и в технике;

  • анализировать связь математики с другими естественными науками.



Критерии оценки проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся



  1. Обоснование проблемы проекта (исследования) и планирование способов её решения.

  2. Постановка целей и задач исследования, глубина раскрытия темы проекта (исследования).

  3. Вариативность представленных источников информации, методов исследования, целесообразность их использования.

  4. Анализ хода работы, формулировка выводов и оценок, выявление перспектив дальнейшего исследования.

  5. Оригинальность высказанных идей, реализация рациональных и нестандартных решений.

  6. Оформление проектного продукта (результатов исследования), ка- чество проведения презентации.

  7. Практическая направленность полученных результатов.

При оценке проекта (исследования) следует оценивать прежде всего качество работы в целом, а также проявленные при этом умения проектиро- вания учебной деятельности. Отметим, что учитель может устанавливать и другие критерии на основе своего опыта и математической подготовки уча- щихся.

Технология организации проведения


учебно-исследовательской и проектной и деятельности

План организации проектной деятельности

(рекомендации для учителя)
НазваниепроектаЦелипроекта

Планируемые результаты

Предметные:


Личностные:

Метапредметные:

Общая характеристика проекта
Типпроекта: Виды деятельностиучащихся:

Формаорганизации: Продолжительность выполнения:Результат (продукт)деятельности:

План реализации проекта


Этапы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

2

3

4

1. Организация деятельности

Погружение

Определение темы

Обсуждение темы

Мотивирует учащих-

в проект

и целей проекта. Формирование групп

проекта в группе (группах) и с учите-

ся на проектную де- ятельность.




(группы)

лем

Рассказывает, что такое проект и ме-










тод проектов.










Помогает в поста-










новке проблемы.










Помогает формиро-










вать группу (группы)

Планиро-

Определение объёма

Распределяют обя-

Оказывает необхо-

вание

работ для каждой группы (членов

занности внутри группы. Каждая

димую организаци- онную и консульта-




группы). Составление плана

группа выбирает те- му работы и источ-

ционную помощь




работы: определение

ники информации.







источников информа-

Составляют план ра-







ции; определение спо-

боты над проектом.







собов сбора данных;

Вырабатывают кри-







определение способа

терии регламента







представления ре- зультата; определение

и оценки работы







критериев регламента










и оценки работы







2. Осуществление деятельности

Сбор

Сбор информации

Выполняют работу

Помогает в изуче-

информа- ции

различными метода- ми: метод опроса, на- блюдение, изучение

над проектом

нии информации. Наблюдает, советует. Анализирует груп-




документации и т. д.




повые взаимоотно- шения


Окончание

1

2

3

4

Обобщение результа- тов, выводы

Анализ полученной информации, подго- товка к её представ- лению

Анализируют полу- ченную информа- цию, выполняют оформление проект- ной работы

Контролирует, на- блюдает, советует

3. Представление результатов и их оценка

Презента- ция

Отчёт участников про- екта о проделанной работе

Представляют проект

Слушает, при необ- ходимости задаёт вопросы, обобщает, комментирует вы- ступления

Оценка про-

Оценка конечного ре-

Оценивают работу

Участвует в коллек-

цесса и ре-

зультата коллектив-

каждого члена груп-

тивном анализе и

зультатов

ной деятельности.

пы (каждой группы).

оценке результатов

работы

Анализ достижения поставленной цели.

Анализируют, была ли достигнута по-

проекта. Проводит рефлек-




Рефлексия

ставленная цель. Проводят рефлек-

сию.

Оценивает свою де-







сию своей деятель-

ятельность по педа-







ности (см. бланк

гогическому руко-







рефлексии)

водству деятельно- стью детей


Карта оценки проектной деятельности
Названиепроекта

Группа:


Параметры

Самооценка1

Взаимооценка1

Оценка учителя1

Средний балл

1

2

3

4

5

Выполнение ра- боты по проекту













Математическая точность















1 Оценивается по пятибалльной системе.

Окончание

1

2

3

4

5

Оформление ре- зультатов проекта













Качество пред- ставления резуль- татов (анализ вы- ступления)













Итоговый балл





Бланк рефлексии


Вопрос

Ответ

1. Понравилось ли вам участвовать в проектной деятельности?




2. Какой этап работы над проектом оказался для вас самым интересным?




3. Какой этап работы над проектом оказался для вас самым сложным? Почему?




4. Какие знания вы получили в ходе работы над проектом?




5. Довольны ли вы своим участием в работе группы (если нет, то почему)?




6. Как вы оцените взаимоотношения в вашей группе во время работы над проектом?






Примерная тематика учебных проектов и исследований


  1. Совершенные и дружественные числа

  2. Математика в музыке

  3. Математические фокусы

  4. История числа π

  5. Задачи на смеси и сплавы

  6. Л.Ф. Магницкий и его «Арифметика»

  7. Треугольник Паскаля

  8. Решето Эратосфена