ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
5.Специфика экономических идей феодализма.
6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
21Методологические принципы. Этапы формирования.
22.Структура и основные проблемы «Капитала»
23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
25.Маржинализм: методология и этапы развития
26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
32.Теория благосостояния а.Пигу
34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
38.Програма социального контроля Веблена
39.Экономические идеи Туган-Барановского
40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
Товар, функционирующий в качестве меры стоимости есть деньги.
а. Образование сокровищ. Чтобы удержать у себя золото как деньги, надо воспрепятствовать его образованию, его растворению как покупательного средства.
b. Средство платежа. Функция денег как средства платежа заключается в противоречиях. Т.к. платежи взаимно погашаются, деньги функционируют лишь идеально как счетные деньги или мера стоимости. Деньги – индивидуальное воплощение общественного труда, как самостоятельное наличное бытие меновой стоимости (абсолютный товар).
с. Мировые деньги. Выходя за пределы сферы обращения, деньги сбрасывают с себя приобретенные ими в этой сфере локальные формы – масштабы цен, монеты, знаков стоимости – и опять выступают в своей первоначальной форме слитков благородных металлов. Мировые деньги – всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство.
24.Экономический анализ накопления капитала и теория воспроизводства К. Маркса
Всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства. Ни одно общество не может непрерывно производить, т.е. воспроизводить, не превращая непрерывно известной части своего продукта в средства производства, или элементы нового производства. Простое воспроизводство есть простое повторение процесса производства в неизменном масштабе. Исходным пунктом процесса производства является купля рабочей силы на определенное время. Простое повторение производственного процесса, или простое воспроизводство, неизбежно превышает по истечении более или менее продолжительного периода всякий капитал в накопленный капитал, или капитализированную прибавочную стоимость. Капиталистический процесс производства, рассматриваемы как процесс воспроизводства, производит и воспроизводит само капиталистическое отношение. Маркс рассматривает накопление капитала и приходит к выводу, что оно ведет к усилению противоречий между капиталистами и рабочими: «Накопление капитала на одном полюсе есть также накопление нищеты, мук труда, рабства, невежества, огрубления и моральной деградации на другом полюсе». Это ведет к обострению конфликта, который Маркс называл основным противоречием капитализма — между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов. Если в условиях конкурентного капитализма частные интересы ограничивались неподконтрольным для них рынком, то постепенно, по мере концентрации капиталов общественное производство перестает быть стихийным, и контроль над ним сосредоточивается в руках крупного частного капитала. Для Маркса такое положение было признаком того, что общественное производство технически и организационно созрело для общественного контроля и, следовательно, для смены экономической системы, т.е. для перехода к социализму. Своей теорией воспроизводства Маркс продолжил дело, начатое Экономической таблицей Ф. Кенэ: моделирование кругооборота общественного продукта. Схема простого воспроизводства воспроизводит повторяющийся кругооборот общественного продукта в неизменном масштабе, в этом случае предполагается, что вся прибавочная стоимость идет на личное потребление капиталистов. Схема расширенного воспроизводства, напротив, строится на предположении, что часть прибавочной стоимости сберегается от потребления и становится источником накопления капитала. В основе теоретической модели воспроизводства лежит ряд упрощающих предпосылок: во-первых, экономика разделена на два подразделения - производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение), в рамках которых создается весь общественный продукт. Стоимость общественного продукта может быть представлена как сумма стоимости продуктов двух подразделений; во-вторых, предполагается наличие «чистого капитализма» - общества, состоящего только из двух классов: капиталистов и рабочих; в-третьих, Маркс исходит из предположения, что авансированный капитал полностью расходуется в течение года; в-четвертых, рассматривается закрытая экономика (без внешней торговли). в-пятых, цены, органическое строение капитала (соотношение постоянного и переменного капиталов), норма прибавочной стоимости (100%) предполагаются неизменными. Маркс рассматривает следующую модель простого воспроизводства: I подразделение: 4000c + 1000v + 1000m = 6000 II подразделение: 2000c + 500v + 500m = 3000. Совокупный продукт – 9000. В схемах воспроизводства каждый элемент выступает с одной стороны, как часть совокупного продукта и, соответственно, предложения, с другой — как часть совокупного дохода и, соответственно, спроса. При простом воспроизводстве накопления не происходит, соответственно, I подразделение в этом случае работает исключительно на возмещение использованных средств производства: I (c + v + m) = I c + II c, а продукция II подразделения идет только на личное потребление: II (c + v + m) = I (v + m) +
25.Маржинализм: методология и этапы развития
В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю. Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в., которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины. Основные положения маржинализма следующие: использование предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений; основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие потребности покупателя; исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро -, но и на микроуровне; широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач; гедонизм, то есть жизнь ради счастья. Маржинальная революция - переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму). Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма. Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей. Сущность маржиналистской революции. Во-первых, осуществился переворот в методах анализа. А именно: а) центр тяжести в анализе был решительно перемещен с издержек и затрат на конечные результаты; б) в качестве исходного момента для экономической теории принята субъективная мотивировка экономического поведения индивидов (в отличие от в неличностной трактовки в предшествующих теориях); в экономическую науку был впервые внесен принцип предельности. Классическая наука обычно использовала средние величины, так как считалось, что именно они показывают закономерности. Однако маржиналисты пришли к выводу о том, что существенные закономерности отражают не средние, а предельные величины. Возник предельный анализ. Во-вторых, существенно изменилась постановка задач. Классики акцентировали внимание на динамических задачах (экономический рост, увеличение общественного богатства). Маржиналисты сделали упор на статических задачах, характерных для краткосрочных периодов, в которые величины не успевают измениться. При этом анализируются различные способы использования ресурсов для удовлетворения потребностей, для выбора наилучшего (оптимального) - целевая функция.
26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
Австрийская школа маржинализма - самое старое неоклассическое направление. Основные положения австрийской школы маржинализма: в трудовой теории стоимости внимание этой школы сосредоточено на потребительной стоимости, полезности; представители школы ввели в экономическую науку понятие субъективной полезности (ценности), определив последнюю как основу ценообразования. Субъективная полезность - значимость данной вещи для данного человека; заменили термины классической политэкономии "стоимость" и "товар" на "ценность" и "экономическое благо"', применяли принцип монизма - единым основанием цены признавалась полезность. Негативной стороной этой школы является отсутствие связи теории с практикой. Карл Менгер (1840 - 1921) - основоположник австрийской школы маржинализма, профессор кафедры политической экономии Венского университета. В 1871 году он опубликовал книгу "Основания политической экономии", где исследовал нарушение физиологического равновесия человека как результат неудовлетворения желаний и стремлений. Методология исследования К. Менгера сводится к микроэкономическому анализу. Автор "Оснований политической экономии" считал, что экономические процессы следует изучать через "...их причинную связь и законы, которыми они управляются". Критерий экономического характера благ он определял из отношения между надобностью в благах и количеством благ. Сходство менгеровской методологии с классической проявилось в отсутствии применения математических методов. Принцип снижающейся полезности утверждает, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Эта наименьшая полезность зависит от соотношения количества благ (объективный фактор) и интенсивности потребления индивида (субъективный фактор) Поэтому каждая дополнительная единица блага получает все меньшую и меньшую ценность. Ценность материальных благ определяется по шкале конкретных потребностей конкретного человека. К. Менгер разделил экономические блага на порядки — так называемая шкала Менгера. Она представляет собой попытку объяснить место каждого блага в шкале полезностей и степень насыщения потребности в нем, причем различается абстрактная полезность разных категории благ (предметы питания, одежда, обувь, топливо, украшения и т п ) и конкретная полезность каждой единицы данного рода благ (например, первого, второго,