ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 268
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
5.Специфика экономических идей феодализма.
6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
21Методологические принципы. Этапы формирования.
22.Структура и основные проблемы «Капитала»
23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
25.Маржинализм: методология и этапы развития
26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
32.Теория благосостояния а.Пигу
34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
38.Програма социального контроля Веблена
39.Экономические идеи Туган-Барановского
40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
миллионы мелких фирм от тысячи гигантов, он лежит в основе широкого разделения экономики на «рыночную систему» и «планирующую систему». Разница между планирующей и рыночной системами лежит не в стремлении избавиться от ограничений рынка и обрести контроль над экономической средой. Она заключается в инструментах, с помощью которых достигаются эти цели, и в том, насколько успешными оказываются такие попытки. Участники рыночной системы, которые хотят обеспечить стабилизацию своих цен или добиться контроля над предложением, должны действовать коллективно или получить помощь со стороны правительства. Напротив, в планирующей системе фирма автоматически добивается контроля над ценами без лишнего шума, просто в силу своих размеров. То же относится и к объему производства. Фирма может стать крупной потому, что ее задачи поддаются решению при помощи организации. V. Техноструктура В прошлом руководство в хозяйственной организации олицетворял предприниматель С развитием современной корпорации направляющей силой предприятия считается администрация. Она представляет собой некую коллективную единицу, с трудом поддающуюся точному определению. В крупной корпорации в состав администрации входят председатель совета директоров, президент, те вице-президенты, которые выполняют существенно важные обязанности по общеадминистративному руководству или руководству отделами, а также лица, занимающие другие ответственные административные посты, и, возможно, другие руководители отделений и отделов.Основной положительной целью техноструктуры является рост фирмы. Затем этот рост становится важнейшей целью планирующей системы и – как следствие – общества, в котором доминируют крупные фирмы.
56.Немецкая школа.
В 1840-х гг. в Германии возникла историческая школа политической экономии. Ее основателями и главными представителями были Бруно Гильдебранд (1812-1878), Вильгельм Рошер (1817-1894) и Карл Книс (1821-1898). Представители этой школы претендовали на перестройку классической политической экономии на основе нового предложенного ими исторического метода. Они подвергли нападкам методологию Смита и Рикардо, обвиняя их в односторонности. Так, Б. Гильдебранд осуждал попытку классиков «вывести общие непреложные положения» для экономики всех стран и всех народов и утверждали, что ни один закон и ни одно политическое учреждение не могут быть применены к различным народам, находящимся на разных ступенях развития. Однако отрицание значения формулирования таких положений и законов, которые действуют в разных странах на различных ступенях их развития (как, например, закона стоимости, в соответствии с которым осуществляется обмен во всех странах, где существует товарное производство), означает по существу отрицание самих объективных экономических законов да и самой экономической науки, главной задачей которой является изучение этих законов! Представители исторической школы (в частности Б. Гиль-дебранд) отвергали критику частной собственности, ссылаясь на то, что с возникновением частной собственности человечество сделало огромный шаг вперед в своем развитии. Действительно, частная собственность на определенном историческом этапе развития каждой страны играла исключительно прогрессивную роль, способствуя колоссальному развитию производительных сил. Однако вряд ли можно утверждать, что это — вечная категория, и вряд ли с ней можно связывать прогресс на всех последующих этапах человеческой истории. Представители исторической школы отрицали трудовую теорию стоимости, утверждая, что стоимость определяется полезностью предмета, а «единственным мерилом полезности может быть только человек». Таким образом, стоимость, по мнению представителей исторической школы, определяется субъективными оценками людей и всегда имеет относительный характер. Историческая школа в лице Б. Гильдебранда и В. Роше-ра, вслед за Сэйем, Бастиа и Сениором, выводила происхождение капитала из теории «воздержания» капиталиста, его личной бережливости. Прибыль же, согласно представителям исторической школы, является платой за бережливость и воздержание. Таким образом, представители исторической школы не исследовали реально существующие отношения на разных этапах человеческой истории, а использовали ссылки на историю для отрицания объективного характера экономических законов и подтверждения некоторых своих положений. Н.Г. Чернышевский, высмеивая аргументы исторической школы, писал: «Если разум говорит против тебя, хватайся за историю — она выручит» В развитии исторической школы выделяют два этапа: "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер; "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт. Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) - "Национальная система политической экономии" (1841 г.).Главные идеи: для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам; задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации; богатство нации составляют ее производительные силы; выделил три стадии развития производства (земледельческую, земле-дельческо-промышленную, промышленную); защищал государственную политику протекционизма; считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке. Особенности взглядов В. Рошера (1817 - 1894): политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве; для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство; человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.
Экономические взгляды .Я. Брентано (1844 - 1931): экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними; справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции); ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна. Заслуга Э. Дюркгейма (1858 - 1917) состоит в следующем - ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества. О. Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 - 1941) - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы. М. Вебер (1864 - 1920) считал, что:капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства; для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность; существует связь между религией и экономической организацией общества.