Файл: Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.

2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.

3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.

4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.

5.Специфика экономических идей феодализма.

6.Меркантилизм: методология, стадии развития.

7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1

9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ

10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ

11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти

13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.

14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо

18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.

19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя

20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.

21Методологические принципы. Этапы формирования.

22.Структура и основные проблемы «Капитала»

23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.

25.Маржинализм: методология и этапы развития

26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.

27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)

28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса

29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики

30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»

31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.

32.Теория благосостояния а.Пигу

33. Методология кейнсианства.

34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.

36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.

37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена

38.Програма социального контроля Веблена

39.Экономические идеи Туган-Барановского

40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.

41.Обоснование Нэпа Лениным

42.Монетаризм.

43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона

44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда

45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.

46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева

47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.

48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.

50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.

52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»

53.Прибавочная стоимость.

54.Теория доходов Маркса

55.Коммонс Митчел

56.Немецкая школа.

миллионы мелких фирм от тысячи гигантов, он лежит в основе широкого разделения экономики на «рыночную систему» и «планирующую систему». Разница между планирующей и рыночной системами лежит не в стремлении избавиться от ограничений рынка и обрести контроль над экономической средой. Она заключается в инструментах, с помощью которых достигаются эти цели, и в том, насколько успешными оказываются такие попытки. Участники рыночной системы, которые хотят обеспечить стабилизацию своих цен или добиться контроля над предложением, должны действовать коллективно или получить помощь со стороны правительства. Напротив, в планирующей системе фирма автоматически добивается контроля над ценами без лишнего шума, просто в силу своих размеров. То же относится и к объему производства. Фирма может стать крупной потому, что ее задачи поддаются решению при помощи организации. V. Техноструктура В прошлом руководство в хозяйственной организации олицетворял предприниматель С развитием современной корпорации направляющей силой предприятия считается администрация. Она представляет собой некую коллективную единицу, с трудом поддающуюся точному определению. В крупной корпорации в состав администрации входят председатель совета директоров, президент, те вице-президенты, которые выполняют существенно важные обязанности по общеадминистративному руководству или руководству отделами, а также лица, занимающие другие ответственные административные посты, и, возможно, другие руководители отделений и отделов.Основной положительной целью техноструктуры является рост фирмы. Затем этот рост становится важнейшей целью планирующей системы и – как следствие – общества, в котором доминируют крупные фирмы.


56.Немецкая школа.

В 1840-х гг. в Германии возникла историческая школа поли­тической экономии. Ее основателями и главными представите­лями были Бруно Гильдебранд (1812-1878), Вильгельм Рошер (1817-1894) и Карл Книс (1821-1898). Представители этой школы претендовали на перестройку классической политической экономии на основе нового пред­ложенного ими исторического метода. Они подвергли нападкам методологию Смита и Рикардо, обвиняя их в одностороннос­ти. Так, Б. Гильдебранд осуждал попытку классиков «вывести общие непреложные положения» для экономики всех стран и всех народов и утверждали, что ни один закон и ни одно поли­тическое учреждение не могут быть применены к различным на­родам, находящимся на разных ступенях развития. Однако отрицание значения формулирования таких положений и зако­нов, которые действуют в разных странах на различных ступенях их развития (как, например, закона стоимости, в соответ­ствии с которым осуществляется обмен во всех странах, где существует товарное производство), означает по существу от­рицание самих объективных экономических законов да и самой экономической науки, главной задачей которой является изу­чение этих законов! Представители исторической школы (в частности Б. Гиль-дебранд) отвергали критику частной собственности, ссы­лаясь на то, что с возникновением частной собственности че­ловечество сделало огромный шаг вперед в своем развитии. Действительно, частная собственность на определенном исто­рическом этапе развития каждой страны играла исключительно прогрессивную роль, способствуя колоссальному развитию про­изводительных сил. Однако вряд ли можно утверждать, что это — вечная категория, и вряд ли с ней можно связывать про­гресс на всех последующих этапах человеческой истории. Представители исторической школы отрицали трудовую теорию стоимости, утверждая, что стоимость определяется полезностью предмета, а «единственным мерилом полезности может быть только человек». Таким образом, стоимость, по мнению представителей исторической школы, определяется субъективными оценками людей и всегда имеет относитель­ный характер. Историческая школа в лице Б. Гильдебранда и В. Роше-ра, вслед за Сэйем, Бастиа и Сениором, выводила происхож­дение капитала из теории «воздержания» капиталиста, его личной бережливости. Прибыль же, согласно представителям исторической школы, является платой за бережливость и воздержание. Таким образом, представители исторической школы не исследовали реально существующие отношения на разных этапах человеческой истории, а использовали ссылки на историю для отрицания объективного характера экономи­ческих законов и подтверждения некоторых своих положений. Н.Г. Чернышевский, высмеивая аргументы исторической шко­лы, писал: «Если разум говорит против тебя, хватайся за ис­торию — она выручит» В развитии исторической школы выделяют два этапа: "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами явля­лись Ф. Лист, В. Рошер; "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт. Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) - "Национальная система поли­тической экономии" (1841 г.).Главные идеи: для каждой страны характерна своя национальная политическая эко­номия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собствен­ным законам; задача национальной политической экономии заключается в определе­нии наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации; богатство нации составляют ее производительные силы; выделил три стадии развития производства (земледельческую, земле-дельческо-промышленную, промышленную); защищал государственную политику протекционизма; считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые не­конкурентоспособны на мировом рынке. Особенности взглядов В. Рошера (1817 - 1894): политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве; для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство; человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.


Экономические взгляды .Я. Брентано (1844 - 1931): экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними; справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как по мне­нию классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции); ученый не признавал математических исследований процессов эконо­мики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна. Заслуга Э. Дюркгейма (1858 - 1917) состоит в следующем - ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в со­здании условий дифференциации деятельности и возрастании солидар­ности общества. О. Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 - 1941) - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочета­ние духа предпринимательства с жаждой наживы. М. Вебер (1864 - 1920) считал, что:капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с ре­зультатами производства; для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность; существует связь между религией и экономической организацией об­щества.