Файл: Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.

2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.

3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.

4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.

5.Специфика экономических идей феодализма.

6.Меркантилизм: методология, стадии развития.

7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1

9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ

10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ

11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти

13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.

14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо

18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.

19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя

20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.

21Методологические принципы. Этапы формирования.

22.Структура и основные проблемы «Капитала»

23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.

25.Маржинализм: методология и этапы развития

26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.

27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)

28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса

29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики

30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»

31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.

32.Теория благосостояния а.Пигу

33. Методология кейнсианства.

34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.

36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.

37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена

38.Програма социального контроля Веблена

39.Экономические идеи Туган-Барановского

40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.

41.Обоснование Нэпа Лениным

42.Монетаризм.

43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона

44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда

45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.

46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева

47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.

48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.

50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.

52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»

53.Прибавочная стоимость.

54.Теория доходов Маркса

55.Коммонс Митчел

56.Немецкая школа.

Цена Реq, соответствующая точке пересечения кривых спроса D и предложения S, называется равновесной ценой (eq-equilibbrium), объем Qeq — равновесным объемом Кривая спроса выражает уменьшение предельной полезности для потребителя, а кривая предложения — рост предельных издержек производителя. Так как равновесие спроса и предложения соответствует лишь одной точке графика, то при любой цене, превышающей равновесную, предложение будет превышать спрос — т.е. возникает избыточное предложение товаров, или профицит, при любой цене ниже равновесной спрос превысит предложение, что означает дефицит товаров. О Курно при построении кривой спроса, следуя обычной математической практике, располагал цену как независимую переменную на оси у, а объем — на оси х А Маршалл изменил это расположение на обратное, ныне уже привычное Причина нарушения математических правил заключается в том, чтобы объединить кривую спроса на одном графике с кривой предложения, при этом количество становится независимой переменной, а цена — величиной, которую необходимо найти А Маршалл не придавал глобального значения графическому методу исследования в экономической науке и даже выносил в своих работах графики спроса и предложения в сноски.


32.Теория благосостояния а.Пигу

Центром теории экономического благосостояния А. Пигу служит понятие национального дохода, рассматриваемого как множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги. Этот показатель считается мерой общественного благосостояния. В понятие индивидуального благосостояния А. Пигу, помимо наибольшей полезности от потребления, включал показатели качества жизни (безопасность, условия отдыха, жилищные условия, окружающую среду и т. д.).

Другим фактором, влияющим на благосостояние, А. Пигу называет распределение дохода. Здесь автор выдвигает мысль о том, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает общенародное благосостояние. Видя проблему расточительства при использовании природных ресурсов, А. Пигу пришел к выводу о том, что свободный рынок порождает конфликты между частными и общественными интересами. Поэтому государство должно осуществлять меры по защите интересов будущих поколений.

(1877—1959). Пигу был учеником и преемником А.Маршалла в Кембриджском университете и начинал свою научную деятельность в русле идей неоклассицизма. Пигу одним из первых обратился к исследованию зон неэффективности («провалов» или «фиаско») рынка. Одной из таких зон неэффективности является стихийное рыночное распределение доходов, которое способствует экономической дифференциации и росту социальной напряженности в обществе, что стало особенно болезненной проблемой в условиях социальных потрясений начала XX века. В работах «Богатство и благосостояние»(1912) и «Экономическая теория благосостояния» (1920) А. Пигу обратился к исследованию категории национального дохода («национального дивиденда») в качестве меры общественного благосостояния. Он анализировал противоречия общественных и частных интересов с точки зрения критериев благосостояния, факторы роста национального дохода и исследовал проблему его динамики в условиях перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных слоев населения. В связи с этим Пигу рассматривал роль налоговой системы, в том числе принципа прогрессивного налогообложения доходов и имущества. Формирование налоговой политики и осуществление других мер по перераспределению национального дохода Пигу увязывал с необходимостью расширения экономических функций государства. Проблема противоречивости общественных и частных интересов в разрезе критериев благосостояния тесно связана в научных исследованиях А.Пигу с другим важным вопросом теории и практики рынка — это вопрос об интересах «третьих лиц», или о внешних эффектах рыночных сделок. При осуществлении рыночных сделок между покупателями и продавцами (которые рассматриваются в качестве двух главных экономических субъектов рыночной системы) часто возникают побочные внешние эффекты («экстерналии»), которые могут иметь либо положительное, либо отрицательное значение для других членов общества, не участвующих в этих сделках и выступающих в качестве «третьих лиц» относительно данных покупателей и продавцов. Возникновение внешних эффектов — это еще одно проявление несовершенств рыночного механизма, смягчение которых требует, по мнению Пигу, вмешательства государства в экономические процессы, особенно для защиты интересов «третьих лиц», претерпевающих ущерб вследствие отрицательных экстерналии. Пигу также одним из первых поставил вопрос о защите интересов будущих поколений с точки зрения использования природных ресурсов и критиковал расточительность и нерациональность потребления ресурсов, фактически заложив, тем самым, основы будущих эколого-экономических подходов. Исследования А.Пигу, таким образом, вышли за рамки собственно неоклассической проблематики и способствовали формированию методолого-теоретических препосылок кейнсианских новаций по вопросам государственного регулирования рынка, концепций экономики благосостояния, социального рыночного хозяйства, расширительных трактовок предмета экономической науки в теоретических построениях институционализма.



33. Методология кейнсианства.

Методология исследования Дж Кейнса состоит в следующем ученый создал основы краткосрочного макроэкономического анализа - представил экономическое поведение в виде функции с небольшим числом основных переменных, при этом он ограничился двумя единицами измерения - денежной единицей и единицей труда, ввел в теорию экономической науки математические модели, основанные на взаимосвязи небольшого числа переменных, при этом равновесие экономики сводилось к равновесию товарного рынка, денежного рынка, рынка облигаций и т д , создал новый язык экономической теории - этот язык сталкивается с небольшим числом мало изменяющихся в короткий период времени агрегатированных величин, с его помощью вся экономика сводится к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (рынка ценных бумаг и услуг, рынка труда, денежного рынка и рынка ценных бумаг), Дж Кейнс считал центральным в экономическом процессе роль предложений, он утверждал, что когда ждут повышения цен и хозяйственная жизнь сообразуется с этим, то этого вполне достаточно, чтобы вызвать на некоторое время повышение цен, а когда ожидание оправдывается, повышение цен еще более усиливается, ввел понятие предельной эффективности капитала - mec - как отношение ожидаемого дохода от капитального имущества к цене предложения этого имущества, под последней понимается наименьшая цена, достаточная для того, чтобы побудить производителя к выпуску новой добавочной единицы этого имущества Другими словами, предельная эффективность капитала есть отношение прибыли, приходящейся на единицу вновь вводимого в действие капитального имущества (основного капитала), к восстановительной стоимости этой единицы Он выступает с критикой закона Сэя, согласно которому предложение автоматически порождает спрос. Признавая в противоположность Сэю возможность несовпадения совокупного предложения и совокупного спроса, Кейнс утверждает, что необходимо увеличение общего объема совокупного спроса. Принцип эффективного спроса состоит в необходимости увеличения платежеспособности населения, которого можно достичь при помощи государства. Недостаточно эффективный спрос является причиной таких явлений, как низкие темпы роста производства, а также «предпочтения ликвидности» (рост сбережений за счет сокращения потребляемой части дохода). Существуют следующие мотивы для увеличения предпочтения ликвидности:


— мотив, связанный с доходом (операционный, или транс-акционный мотив);

— коммерческий мотив — на ведение дел от получения выручки до реализации продукции;

— мотив предосторожности — для обеспечения резерва на случай всякого рода неожиданностей, требующих внезапных расходов;

— спекулятивный мотив.

34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.

Теория потребления и сбережений рассматривается Дж.М.Кейнсом в 6—10 главах «Общей теории занятости, процента и денег». На склонность к потреблению, влияют следующие объективные факторы: 1) изменения единицы заработной платы; 2) изменения в разнице между доходом и чистым доходом; 3) непредвиденные изменения в ценности капитала, не принятые в расчет при исчислении чистого продукта; 4) изменения в пропорции обмена настоящих благ на будущие; 5) изменения в налоговой политике; 6) изменения предполагаемого отношения между будущим и текущим уровнями дохода. Решающими моментами, определяющими спрос на предметы личного потребления, являются: склонность населения к потреблению и сбережениям, а также величина национального дохода. Под средней склонностью к потреблению понимается отношение части национального дохода, идущей на потребление, ко всему национальному доходу: APC = C/Y, где APC — средняя склонностью к потреблению (average propensity to consume); C — потребление; Y — национальный доход. Психология общества такова, что с ростом занятости и увеличением совокупного дохода возрастает и личное потребление, однако в меньшей степени, чем растет доход. В результате увеличивается сберегаемая часть национального дохода. Она изымается из обращения и на эту величину относительно сокращается спрос на потребительские товары. Таким образом, можно признать присущую рыночной экономике относительную ограниченность рынка на предметы потребления, которая тем больше, чем больше объем производства и национальный доход. Часть прироста дохода, идущая на потребление, именуется предельной склонностью к потреблению и рассчитывается по формуле: MPC=detC/detY, где MPC — предельная склонностью к потреблению (marginal propensity to consume); detС — изменения в потреблении; detY — изменения в национальном доходе. Аналогично рассчитываются средняя и предельная склонность к сбережению. Средняя склонность к сбережению равна отношению сберегаемой части национального дохода к величине национального дохода. APS=S/Y, где APS — средняя склонностью к сбережению (average propensity to save); S — сбережения. Предельная склонность к сбережению представляет отношение изменения в сбережениях к изменению в национальном доходе, которое его вызвало: MPS = detS/detY, где MPS — предельная склонностью к сбережениям (marginal propensity to save); detS — изменения в сбережениях. Связь показателей предельной склонности к сбережению и потреблению можно выразить в виде следующей формулы: МРС+МРS=1. На уровень потребления и сбережений влияет ряд факторов, не связанных с доходом. 1) богатство, чем больше накоплено сбережений в предыдущий период, тем больше величина текущего потребления и меньше сумма сбережений; 2) уровень цен. рост уровня цен приводит к уменьшению потребления, 3) ожидание повышения цен ведет к увеличению текущего потребления, ожидание понижения цен ведет к обратным результатам; 4) задолженность, обычно ведет к сокращению потребления и росту сберегаемой части дохода; 5) налогообложение: рост налогов приводит к сокращению и потребления, и сбережений. Концепция мультипликатора и зависимость прироста национального дохода в зависимости от степени прироста инвестиций анализируется Дж.М.Кейнсом в 6 и 10 главах «Общей теории занятости, процента и денег». Инвестиции представляют собой затраты денежных ресурсов, направляемые на воспроизводство основного капитала. Источником инвестиций являются сбережения домохозяйств, а также накопления, осуществляемые предприятиями и организациями. На величину инвестиций влияют два основных фактора: 1) ожидаемая норма чистой прибыли; 2) ставка процента. Существует обратная зависимость между ставкой процента и величиной требуемых инвестиций. Кроме величины процентной ставки и нормы прибыли, на величину спроса на инвестиции влияют следующие факторы. 1) издержки на приобретение и эксплуатацию оборудования, 2) налоги на бизнес; 3) технический