Файл: Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.

2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.

3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.

4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.

5.Специфика экономических идей феодализма.

6.Меркантилизм: методология, стадии развития.

7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1

9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ

10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ

11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти

13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.

14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо

18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.

19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя

20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.

21Методологические принципы. Этапы формирования.

22.Структура и основные проблемы «Капитала»

23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.

25.Маржинализм: методология и этапы развития

26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.

27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)

28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса

29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики

30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»

31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.

32.Теория благосостояния а.Пигу

33. Методология кейнсианства.

34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.

36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.

37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена

38.Програма социального контроля Веблена

39.Экономические идеи Туган-Барановского

40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.

41.Обоснование Нэпа Лениным

42.Монетаризм.

43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона

44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда

45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.

46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева

47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.

48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.

50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.

52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»

53.Прибавочная стоимость.

54.Теория доходов Маркса

55.Коммонс Митчел

56.Немецкая школа.

1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.

Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономи­ке, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.

Под термином "экономика" одновременно понимается: совокупность производственных отношений; экономический базис об­щества;

народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства; отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специ­фические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истори­ческого процесса возникновения, развития и смены экономических кон­цепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпо­ха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные от­ношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, фило­софы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень системати­зации экономических идей и концепций не обеспечил достаточ­ных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют перио­дом первоначального накопления капитала

2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной эконо­мики.

с конца XVII в. до 30-х гг. XX в. , в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз абсолют­ного невмешательства государства в деловую жизнь, принцип экономического либерализма.

В данную эпоху экономика благодаря промышленному перево­роту совершила переход от стадии мануфактурной к так называе­мой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в. , индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.


3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориен­тированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в. , т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимо­нопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа невмешательства и нацеливающие на многообразные меры демонополи­зации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику.

2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.

В истории науки принято различать кумулятивный и эволюционный взгляды. Согласно кумулятивному взгляду, научные знания накапливаются, и поэтому более поздние теории являются улучшением старых. Поскольку усовершенствуются методы исследования, более поздние теории способны решить некоторые не решенные ранее задачи, устранить ошибки предшественников, ввести в аналитическую сферу некоторые новые проблемы. Как пишет М. Блауг, кумулятивный подход означает, что «аналитический инструментарий постоянно совершенствуется и наращивается, эмпирические данные непрерывно накапливаются и упорядочиваются, работа экономической системы понимается лучше, чем когда-либо ранее».

Эволюционный взгляд на развитие экономической науки заключается в том, что законы экономического поведения не остаются неизменными, они существенно изменяются во времени. На различных этапах исторического развития экономисты изучают различную экономическую реальность, и ей должна соответствовать новая научная парадигма. С этой точки зрения требуется создание новых теорий, отвечающих изменившейся действительности. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое время. И тогда старая экономическая идея может оказаться полезной для понимания возникшей новой экономической реальности и для создания новых моделей.

Курс истории экономических учений появился в университетских программах в конце XIX –начале XX веков. В целом сложилось два подхода к изучению данной науки: историческое и логическое. Сторонники первого направления (У. Митчелл, А.В. Аникин) рассматривают экономические учения в историческом контексте, обращая внимание прежде всего на их обусловленность уровнем развития, политической ситуацией, идеологической средой и т.д. Такой подход позволяет лучше понять особенности взглядов того или иного автора, однако, в этом случае исчезает внутренняя логика развития экономической теории, нет возможности проследить развитие идей во времени. Этот недостаток преодолевается вторым – логическим направлением. Представители этого направления (Й. Шумпетер, М. Блауг) рассматривают развитие теории, идеи, вне связи с историческими особенностями.



3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.

Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцо­вого гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из эконо­мических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата "О домашнем хозяйстве" сводятся к следующему:

естественным происхождением является разделение труда на умствен­ный и физический, а людей - на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная сто­имость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).

Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеальною общественного

устройства и изложил ее в своем труде "Государство" Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (эффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собствен ноет. общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":

обязательным является наличие частной собственности, все виды деятельности разделены на две группы: экономию н хрематис тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимости Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственною потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;


деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;

человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личностей. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.