ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
5.Специфика экономических идей феодализма.
6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
21Методологические принципы. Этапы формирования.
22.Структура и основные проблемы «Капитала»
23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
25.Маржинализм: методология и этапы развития
26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
32.Теория благосостояния а.Пигу
34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
38.Програма социального контроля Веблена
39.Экономические идеи Туган-Барановского
40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
1) Класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 млрд. ливров. Следовательно, к классу фермеров возвращается 1 млрд. ливров и 1/5 часть годового продукта выходит из обращения. 2) Класс землевладельцев на второй млрд. ливров полученной ренты покупает у “бесплодного” класса промышленные изделия. 3) Класс “бесплодных” на полученные за свои товары 1 млрд. ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Таким образом, классу фермеров возвращается второй млрд. ливров и 2/5 части продукта выходят из обращения. 4) Класс фермеров покупает у “бесплодного класса” на 1 млрд. ливров промышленных изделий, идущих на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта.5) Класс “бесплодных” на 1 млрд. ливров покупает сырье у класса фермеров. В результате проведенного анализа Кенэ показал, что обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных средств в сельском хозяйстве и промышленности как предпосылку возобновления производства. Теоретическая система Кенэ имела для своего времени прогрессивное значение, давала практические советы (например, переложить все налогообложение на землевладельцев), носила антифеодальный характер. В “Экономической таблице” рассмотрено только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, как реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Игнорировалась необходимость восстановления средств труда у “бесплодных”. Тем не менее, “Экономическая таблица” Кенэ впервые показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.
11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
Классическая политическая экономия - экономическое течение конца XVIII - начала XIX века, призванное для решения проблем свободного частного предпринимательства. Создало трудовую теорию стоимости. Вершиной классической политической экономии являются труды Д Рикардо, показавшего, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе заработной платы, прибыли, процента и ренты. К характерным особенностям классической политической экономии можно отнести следующие.Классическая политическая экономия основана на учении о трудовой теории стоимости.Главный принцип - "предоставьте делам идти своим ходом", то есть полное невмешательство государства в вопросы экономики. В этом случае "невидимая рука" рынка обеспечит оптимальное распределение ресурсов.Предметом изучения является в основном сфера производства.Ценность товара определяется издержками, затраченными на его производство.Человек рассматривается только как "экономический человек", который стремится к собственной выгоде, к улучшению своего положения Нравственность, культурные ценности во внимание не принимаются.Эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы. Это значит, что любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение заработной платы - к уменьшению численности рабочей силы.Целью предпринимательской деятельности капиталиста является получение максимума прибыли. Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала.Экономический рост достигается путем производительного труда в сферематериального производства.Деньги — орудие, облегчающее процесс обмена товарами. У истоков классической политической экономии стоят У. Петти (Англия) и П. Буагильбер (Франция).Развитие классической школы связано с А. Смитом. Последователи учения А С-мита: Д. Рикардо и Т. Мальтус (Англия), Ж. Б. Сей и Ф. Бастиа (Франция).
Завершен процесс развития классической школы трудами Дж. С. Милля и К. Маркса.Уильям Петти (1623- 1687) - основоположник классической школы политической экономии в Англии.Родился в г. Рамси (Англия) в семье суконщика. Получил образование в Лейдене, Париже и 3 года обучался в Оксфордском университете. В 27 лет получил степень доктора. Спустя 10 лет стал крупным землевладельцем.В 1658 году У. Петти был избран в парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.
Первое серьезное экономическое сочинение Петти - "Трактат о налогах и сборах" (1662 г.). Среди других известных произведений можно отметить следующие: "Политическая анатомия Ирландии" (1672 г.), "Политическая арифметика" (1576 г.), "Несколько слов по поводу денег" (1682 г.).У. Петти — первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость, которую и называл "естественной ценой", и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.Считал, что образование богатства происходит в сфере материального производства благодаря именно труду. Широко известна фраза У. Петти: "Труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля - его мать".Утверждал, что торговля не является источником создания национального богатства.Выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен.
Говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: избыток денег ведет к росту цен, а недостаток - к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей. Создал экономическую статистику (политическую арифметику) и предложил метод исчисления национального дохода.
В целом учение У. Петти описательно, но при анализе ряда экономических явлений приближается к раскрытию их сущностиРента - прибавочный продукт, остающийся после издержек (заработной платы и семян).
13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
А. Смит (1723–1790) был экономистом мануфактурного периода. При его жизни промышленный переворот в Англии только начинался и преобладающей была мануфактурная форма производства с ограниченным применением машин, но с развитым разделением труда между рабочими. А. Смит в своем учении ставил две цели. С одной стороны, он пытался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, а с другой – описать явления капитализма, проявляющиеся внешним образом. Исходя из этого следует, что его методологии свойственна двойственность, или дуализм; он использовал два метода познания – эзотерический и экзотерический. Общество он рассматривал как меновой союз, а основной характерной чертой человека считал склонность к обмену, торговле, был сторонником свободной конкуренции и выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Предметом экономической науки, по Смиту, является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народаМетодология учения А Смита основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем
интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества,"экономический человек", по Смиту, есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства;непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция;погоня за прибылью и свободная торговля А. Смитом оценивается как деятельность, выгодная всему обществу;на рынке действует "невидимая рука", при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целомЗадача политической экономии, по А. Смиту, состоит в увеличении могущества и богатства страны.В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства - это богатство нации, а величина последнего зависит от;
доли населения, занятого производительным трудом; производительности труда.Главный фактор увеличения уровня производительности труда - разделение труда, или специализация. (Вспомните хрестоматийный пример с булавочной мануфактурой.)Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд.Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена.А. Смит считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.
В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов А. Смита В своих работах он дает три подхода к понятию "стоимость":1) стоимость определяется затратами труда;2) стоимость определяется покупаемым трудом, то есть количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение справедливо для простого товарного производства, а в условиях капиталистического производства - нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда;
3) стоимость определяется доходами, то есть источниками дохода, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту Это определение носит название "догма Смита" и легло в основу теории факторов производства.Признавая, что в стоимость единичного товара, кроме доходов, входит также стоимость потребленных средств производства, Смит, однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что в конечном счете стоимость совокупного общественного продукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.Заработная плата - это "продукт труда", вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране,