ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 248
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
5.Специфика экономических идей феодализма.
6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
21Методологические принципы. Этапы формирования.
22.Структура и основные проблемы «Капитала»
23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
25.Маржинализм: методология и этапы развития
26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
32.Теория благосостояния а.Пигу
34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
38.Програма социального контроля Веблена
39.Экономические идеи Туган-Барановского
40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
Предметом изучения этой дисциплины является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Под термином "экономика" одновременно понимается: совокупность производственных отношений; экономический базис общества;
народное хозяйство определенной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и виды производства; отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.
1. Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Эта эпоха включает в себя периоды древнего мира и средневековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйственные общественные отношения и воспроизводство было преимущественно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достигнутый ими уровень систематизации экономических идей и концепций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления теоретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала
2. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.
с конца XVII в. до 30-х гг. XX в. , в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь, принцип экономического либерализма.
В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в. , индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.
3. Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в. , т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа невмешательства и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику.
2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
В истории науки принято различать кумулятивный и эволюционный взгляды. Согласно кумулятивному взгляду, научные знания накапливаются, и поэтому более поздние теории являются улучшением старых. Поскольку усовершенствуются методы исследования, более поздние теории способны решить некоторые не решенные ранее задачи, устранить ошибки предшественников, ввести в аналитическую сферу некоторые новые проблемы. Как пишет М. Блауг, кумулятивный подход означает, что «аналитический инструментарий постоянно совершенствуется и наращивается, эмпирические данные непрерывно накапливаются и упорядочиваются, работа экономической системы понимается лучше, чем когда-либо ранее».
Эволюционный взгляд на развитие экономической науки заключается в том, что законы экономического поведения не остаются неизменными, они существенно изменяются во времени. На различных этапах исторического развития экономисты изучают различную экономическую реальность, и ей должна соответствовать новая научная парадигма. С этой точки зрения требуется создание новых теорий, отвечающих изменившейся действительности. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое время. И тогда старая экономическая идея может оказаться полезной для понимания возникшей новой экономической реальности и для создания новых моделей.
Курс истории экономических учений появился в университетских программах в конце XIX –начале XX веков. В целом сложилось два подхода к изучению данной науки: историческое и логическое. Сторонники первого направления (У. Митчелл, А.В. Аникин) рассматривают экономические учения в историческом контексте, обращая внимание прежде всего на их обусловленность уровнем развития, политической ситуацией, идеологической средой и т.д. Такой подход позволяет лучше понять особенности взглядов того или иного автора, однако, в этом случае исчезает внутренняя логика развития экономической теории, нет возможности проследить развитие идей во времени. Этот недостаток преодолевается вторым – логическим направлением. Представители этого направления (Й. Шумпетер, М. Блауг) рассматривают развитие теории, идеи, вне связи с историческими особенностями.
3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
Экономическая мысль Древней Греции связана с именами Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) в трактате "О домашнем хозяйстве" дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд "О доходах" — попытка найти выход из экономических трудностей Афин. Важнейшие идеи трактата "О домашнем хозяйстве" сводятся к следующему:
естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей - на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость).
Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеальною общественного
устройства и изложил ее в своем труде "Государство" Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное (эффектное) состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение частной собствен ноет. общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) основывал свое экономическое учение на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда "Политика":
обязательным является наличие частной собственности, все виды деятельности разделены на две группы: экономию н хрематис тику. Под экономией Аристотель понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей, к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовлетворения потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель установил два вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимости Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями. Второй вид богатства Аристотель называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственною потребления, и размеры его ничем не ограничиваются. Таким образом, Аристотель одобряет экономическую деятельность и порицает хрематистику;
деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). Аристотель считал, что деньги стали "всеобщим средством обмена" в результате соглашения;
человек, по мнению Аристотеля, есть существо, которое не может жить вне общества и государства. Следовательно, государство важнее семьи и отдельной личностей. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, философ считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.