Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 461

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторные работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного произ-

223

водства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создают предпосылки для технического обучения.

5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражне­ния, лабораторные работы. В процессе обучения боль­шое значение имеет выработка у учащихся умений и на­выков по применению изучаемого материала на практи­ке. На занятиях по языкам необходимо формировать ор­фоэпические и орфографические навыки, умение делать морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений, писать изложения, пересказы, сочинения и т.д. По математике следует вырабатывать навыки уст­ного счета, умение решать примеры и задачи, пользо­ваться измерительными приборами и т.д. Значительный объем умений и навыков нужно формировать у учащихся по физике, химии, природоведению и другим предметам.

Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократ­ные действия, то есть тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и та­ким путем углубляют знания, вырабатывают соот­ветствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого оп­ределения следует, что упражнения должны, во-первых, носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изуча­емый материал, во-вторых, способствовать дальнейше­му углублению знаний и, в-третьих, содействовать разви­тию творческих способностей школьников.

На организацию тренировочной деятельности оказы­вает влияние также характер тех умений и навыков, ко­торые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения (устный счет по математике, запоминание хронологических дат по исто­рии, правильное произношение слов по языкам и т.д.); б) письменные упражнения по языкам, математике, фи­зике, химии; в) выполнение практических заданий по физике, биологии, географии и другим предметам, свя­занных с проведением измерительных работ, с выработ­кой умений обращения с механизмами и инструмента­ми, с наблюдениями за явлениями природы, растения­ми, животными и т.д.

224

При проведении тренировочных упражнений по при­менению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе фор­мирования умений и навыков. Можно выделить четыре приема:


  • первый - учитель, опираясь на усвоенные учащи­ мися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;

  • второй — учитель показывает, как нужно выпол­ нять то или иное упражнение;

  • третий — первоначальное воспроизведение учащи­ мися действий по применению знаний на практике;

  • четвертый — последующая тренировочная деятель­ ность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточ­ной четкостью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и на­выка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и твор­ческую деятельность учащихся и требовали от них сооб­разительности, размышления, поиска собственных путей решения той или иной задачи. К.Д.Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.

Эта идея получила дальнейшее развитие в педагоги­ке. Л.В.Занков указывал, что, если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся ле­жит лишь воспроизводящая деятельность, тогда их мыш­ление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не при­учаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь запомнить знания и способы их при­менения на практике. Об этом писал также М.А.Данилов1:

Нередко закрепление пройденного материала произ­водится неправильно. Изучив правило и выполняя на это правило те упражнения, в которых характер действий под­сказан (подчеркнуть слова, вставить букву, изменить фор­му слова и т.п.), ученик пишет грамотно. Но, начиная пи-

1 Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М., 1960. С.22.

225

сать без этих подсказок, он допускает много ошибок. По­добные упражнения слишком облегчают умственную работу школьников, вследствие чего затормаживается их умствен­ное развитие.

В то же время учителю необходимо знать и о тех труд­ностях, с которыми сопряжена тренировочная деятель­ность учащихся и о которых шла речь в предыдущей главе. Упражнения, особенно если они проводятся твор­чески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится усвоенные мыслительные операции, умения и навыки как бы переносить, то есть применять в других условиях. На знаниях же не напи­сано, где их можно применять. Усвоив на основе конк­ретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно использовать в новой, ранее не встречавшейся ситуации или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А.Менчинская подчеркивала, что учащимся 'сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сфор­мулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. После­днее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.


Это положение обусловливает определенную логику и порядок учебной работы по закреплению изложенного материала. Первые тренировочные упражнения по при­менению новых знаний на практике, как правило, должны начинаться с показа учителя.

При изучении, например, в 6-м классе по белорусско­му языку темы "Складаныя словы i ix утварэнне" учитель, переходя к закреплению изложенного материала, вначале дает учащимся более простые задания и показывает, как их необходимо выполнять. Выполнение заданий чаще всего носит воспроизводящий характер, так как ход действий учащихся уже дан учителем. Затем по мере приобретения умений и навыков упражнения усложняются. Они должны содержать в себе определенную новизну и требовать от учащихся вдумчивого и творческого подхода к примене­нию знаний. В данном случае учитель предлагает учащимся объяснить на основе изученного правила написание таких,

226

например, слов, как аднагадовы, двухпавярховы, дабраякасны, даугавечны и т.д.

После этого учащиеся сами придумывают сложные слова, записывая их в своих тетрадях и делая соответ­ствующие пояснения об их образовании. В дальнейшем упражнения могут быть еще более усложнены. Учитель может дать ряд парных слов и предложить учащимся образовать от них сложные слова, а затем определить в них основы, корни и соединительные гласные.

Таким образом, по мере закрепления изложенного материала учебная работа учащихся все более усложня­ется и приобретает самостоятельно-творческий характер.

Подобная методика организации упражнений по при­менению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсив­ного умственного развития учащихся. Но придавать уп­ражнениям развивающий характер можно лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выпол­нение которых требует от учащихся нетривиальных по­воротов мысли, обдумывания, догадки, умственной са­мостоятельности.

Что же касается отдельных предметов, то методика этой работы может включать в себя следующие приемы. Например, по математике вначале обычно проводится коллективная работа класса по анализу задачи или при­меров с тем, чтобы убедиться, что учащиеся поняли но­вый материал, и затем вырабатываются первичные уме­ния в применении его на практике. Здесь, собственно говоря, ничего нового нет. Это обычный прием, который известен всем учителям. А вот далее опытные педагоги стараются расширять самостоятельность учащихся, при­бегая к инновационным формам проверки. На практике это выглядит следующим образом.


На уроках математики учитель может сделать коллек­тивный анализ задачи, а потом предложить учащимся решить эту же задачу самостоятельно. Новую задачу уче­ники должны решить самостоятельно без предваритель­ного анализа, а потом провести проверку решения. Хоро­шо также, чтобы учащиеся сами придумали одну-две за­дачи по новому материалу. Можно также предложить им выполнить самостоятельно практические и графические работы, если это позволяет изложенная учителем тема.

227

На занятиях по языкам даются разнообразные упраж­нения на списывание текстов с заданием вставить пропу­щенные буквы, на составление предложений и словосо­четаний с опорными словами и без них; предлагается на­писание кратких сочинений, описаний, творческих диктан­тов; проводится устная и письменная работа со словарем; даются задания сделать грамматический, морфологичес­кий и синтаксический разбор слов и предложений, пере­вести текст с одного языка на другой и т.д.

Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фак­тического материала, который лежит в основе формиро­вания научных понятий, практических умений и навы­ков.

Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо фор­мировать умения и навыки обращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ.

Например, при изучении по физике темы "Электри­ческая цепь и ее составные части" учитель знакомит уча­щихся с составными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измерительные приборы, по­требители тока. На доске вывешивается схема простей­шей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетрадях. Пос­ле этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабора­торную) работу. Выполняя ее, учащиеся овладевают уме­ниями и навыками применения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений по математике и т.д.

Организация лабораторных (практических) работ уча­щихся по применению знаний на практике включает следующие приемы: а) постановку цели лабораторных (практических) занятий; б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения; в) подведение ито­гов работы. При проведении лабораторных (практичес­ких) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультиро­ваться с учителем.


228

6. Методы проверки и оценки знаний, умений и на­выков учащихся: повседневное наблюдение за учеб­ной работой учащихся; устный опрос — индивидуаль­ный, фронтальный, уплотненный; выставление поуроч­ного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль; тестирование. Как отмечалось в предыдущих главах, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соот­ветствии с принципом систематичности, последователь­ности и прочности обучения должна осуществляться регу­лярно в течение всего года. Этим обусловливаются различ­ные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются:

  • текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;

  • четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;

  • годовая оценка знаний, то есть оценка успеваемос­ ти учащихся за год;

  • выпускные и переводные экзамены.

При проверке и оценке качества успеваемости необхо­димо выявлять, как решаются основные задачи обуче­ния, то есть в какой мере учащиеся владеют знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравствен­но-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной школьник к учению, работа­ет ли он с необходимым напряжением или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний, которые названы выше. Какова же сущность и дидак­тические основы использования каждого из этих ме­тодов?

Повседневное наблюдение за учебной работой уча­щихся. Этот метод позволяет учителю составить пред­ставление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый мате­риал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значе­ние имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярно-

229

сти в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблю­дений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для повышения успевае­мости.