Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 455

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распрост­раненным при проверке и оценке знаний. Сущность его заключается в том, что учитель ставит учащимся-вопросы по содержанию изученного материала и побуж­дает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос явля­ется вопросно-ответным способом проверки знаний уча­щихся, его еще иногда называют беседой.

При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно пред­лагать учащимся воспроизводить ту или иную изучен­ную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику.

По многим предметам устный опрос (беседа) сочета­ется с выполнением учениками устных и письменных упражнений.

Так, при опросе учащихся по материалу сложносочи­ненных предложений важно, чтобы они аргументировали свои ответы примерами, записывали эти примеры на доске и делали их синтаксический или грамматический разбор. Устный опрос по математике, физике и химии, как правило, сопровождается решением примеров и задач с целью провер­ки не только знаний, но и практических умений и навыков.

Будучи эффективным и самым распространенным ме­тодом проверки и оценки знаний учащихся, устный оп­рос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3—4 школьни­ков. Поэтому в школьной практике применяются различ­ные модификации этого метода, в частности, фронталь­ный и уплотненный опрос, а также поурочный балл.

Сущность фронтального опроса состоит в том, что учи­тель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся.

230

При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.

Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).

Уплотненным этот опрос называется потому, что учи­тель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки в классный журнал, несколько "уплотняя", то есть экономя время на проверку знаний, умений, и навыков.


Практика уплотненного опроса привела к возникнове­нию методики письменной проверки знаний. Суть ее со­стоит в том, что учитель раздает учащимся заранее подго­товленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10—12 минут дают письменные ответы.

Письменный опрос позволяет на одном уроке оцени­вать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.

Известной модификацией устного опроса является так­же выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла.

Поурочный балл выставляется за знания, которые от­дельные ученики проявляют в течение всего урока.

Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу.

Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового мате­риала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позво­ляет поддерживать познавательную активность и произ­вольное внимание учащихся, а также делать более систе­матической проверку их знаний.

Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков уча­щихся, а также их творческих способностей.

Сущность этого метода состоит в том, что после про­хождения отдельных тем или разделов учебной программы

231

учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

При проведении контрольных работ необходимо со­блюдать ряд дидактических требований.

Первое. Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный матери­ал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же пос­ледние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует и нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному овладению.

Второе. Необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Например, полезно проводить решение различных задач и приме­ров по математике по пройденным темам, а также орга­низовать тренировочные упражнения по языкам, физи­ке, химии и другим предметам. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявле­ния творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестан­дартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные провероч­ные работы, позволяющие определять степень подготов­ленности учащихся к предстоящей контрольной работе.


Третье. Очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного ма­териала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообра­зительности и творчества.

Четвертое. При проведении контрольных работ необ­ ходимо обеспечивать их самостоятельное выполнение учащимися, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для уча­ щихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Пятое. Контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообраз- но, так как в это время учащиеся испытывают повышен- ное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказываться на их выполнении. По этой же причине не- допустимо проведение в день нескольких контрольных работ.

232

Шестое. Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также про­водить анализ качества их выполнения, классифициро­вать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их зна­ниях.

Проверка домашних работ учащихся. Для оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учи­телю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие про­белов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

Проверка домашних работ в той или иной форме осу­ществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель пе­риодически берет тетради с домашними работами уча­щихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих школьников, то учитель обя­зан регулярно проверять все их домашние работы.

Программированный контроль. В системе провер­ки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным ме­тодом (от фр. alternative — одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каж­дый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ.

Например, при изучении по русскому языку темы о со­ставе слова учащимся может быть предложен вопрос, ко­торый требует определить приставки в словах: разом, разные, разлом, разносить. Ученики должны отобрать слова, в которых есть приставки.


Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листках или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программирован­ного контроля.

Однако этот метод имеет и свои недочеты. С его помощью можно проверить лишь отдельные стороны ус­воения изучаемого материала, например знание написа­ния отдельных слов по языкам, формул и теорем по ма-

233

тематике, хронологических дат по истории и т.д. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не по^ зволяет.

В последнее время для проверки и оценки знаний уча­щихся все более широко используется такая инноваци­онная методика, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлага­ются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест — это стандартизи­рованное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тесты могут приобретать следу­ющие формы: выбрать из 4—5 предложенных на вопрос ответов правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тек­сте и т.д.

В заключение следует сказать, что в системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний, что дает возмож­ность обеспечить необходимую систематичность и глу­бину контроля за качеством успеваемости обучаю­щихся.

7. Критерии оценки успеваемости учащихся. При

проверке знаний, умений и навыков школьников боль­шое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особен­но если учесть, что оценка знаний является весьма эффек­тивным инструментом воздействия на учащихся. Напри­мер, высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учеб­ной работы, и отбивать охоту к учению. Вот почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в форму борьбы с так называемой процентоманией, то есть намеренным завышением оценок знаний учащихся, то принимают форму предложений о переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как это делается в некоторых зарубежных странах.


Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оцен-

234

ки — удовлетворительно и неудовлетворительно. С 1935 года в школе начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредствен­но, плохо и очень плохо), которая в 1944 году была заме­нена пятибалльными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.

Исторический опыт, однако, свидетельствует, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игно­рирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуске из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики про­верки и оценки знаний. В этом смысле важное значение имеет то, чтобы учителя придерживались тех общих кри­териев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?

Балл "5" выставляется за такие знания, когда: а) уче­ник обнаруживает усвоение всего объема программного материала; б) выделяет в нем главные положения; в) ос­мысленно применяет полученные знания на практи­ке; г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уве­ренно и аккуратно; д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.

Балл "4" выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала; б) отвечает без особых за­труднений на вопросы учителя; в) умеет применять по­лученные знания на практике; г) в устных ответах не допус­кает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные не­точности с помощью дополнительных вопросов учителя; д) в письменных работах делает незначительные ошибки.

Знания, оцениваемые баллами "5" и "4", как прави­ло, характеризуются высоким понятийным уровнем, глу­боким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.

Балл "3" выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испы­тывает затруднение при его самостоятельном воспроиз­ведении и требует дополнительных и уточняющих воп­росов учителя; б) предпочитает отвечать на вопросы вос­производящего характера и путается при ответах на видо­измененные вопросы; в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом "3", зачастую на­ходятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.