ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 455
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
Устный опрос — индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность его заключается в том, что учитель ставит учащимся-вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику.
По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений.
Так, при опросе учащихся по материалу сложносочиненных предложений важно, чтобы они аргументировали свои ответы примерами, записывали эти примеры на доске и делали их синтаксический или грамматический разбор. Устный опрос по математике, физике и химии, как правило, сопровождается решением примеров и задач с целью проверки не только знаний, но и практических умений и навыков.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3—4 школьников. Поэтому в школьной практике применяются различные модификации этого метода, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также поурочный балл.
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего количества учащихся.
230
При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках).
Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки в классный журнал, несколько "уплотняя", то есть экономя время на проверку знаний, умений, и навыков.
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее состоит в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10—12 минут дают письменные ответы.
Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла.
Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока.
Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу.
Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей.
Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы
231
учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
Первое. Контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует и нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному овладению.
Второе. Необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Например, полезно проводить решение различных задач и примеров по математике по пройденным темам, а также организовать тренировочные упражнения по языкам, физике, химии и другим предметам. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.
Третье. Очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
Четвертое. При проведении контрольных работ необ ходимо обеспечивать их самостоятельное выполнение учащимися, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для уча щихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.
Пятое. Контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообраз- но, так как в это время учащиеся испытывают повышен- ное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказываться на их выполнении. По этой же причине не- допустимо проведение в день нескольких контрольных работ.
232
Шестое. Учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.
Проверка домашних работ учащихся. Для оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих школьников, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.
Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative — одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика — выбрать правильный ответ.
Например, при изучении по русскому языку темы о составе слова учащимся может быть предложен вопрос, который требует определить приставки в словах: разом, разные, разлом, разносить. Ученики должны отобрать слова, в которых есть приставки.
Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листках или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. С его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала, например знание написания отдельных слов по языкам, формул и теорем по ма-
233
тематике, хронологических дат по истории и т.д. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не по^ зволяет.
В последнее время для проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такая инновационная методика, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест — это стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тесты могут приобретать следующие формы: выбрать из 4—5 предложенных на вопрос ответов правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тексте и т.д.
В заключение следует сказать, что в системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний, что дает возможность обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
7. Критерии оценки успеваемости учащихся. При
проверке знаний, умений и навыков школьников большое значение имеет их объективная оценка, при этом во всех школах должен быть единый подход к определению качества успеваемости. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний является весьма эффективным инструментом воздействия на учащихся. Например, высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению. Вот почему время от времени возникают дискуссии, которые то облекаются в форму борьбы с так называемой процентоманией, то есть намеренным завышением оценок знаний учащихся, то принимают форму предложений о переводе учащихся из класса в класс независимо от качества их знаний, как это делается в некоторых зарубежных странах.
Было время, когда вообще отрицалась необходимость оценки знаний учащихся, потом были введены две оцен-
234
ки — удовлетворительно и неудовлетворительно. С 1935 года в школе начала использоваться пятиступенчатая система словесных оценок (отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо), которая в 1944 году была заменена пятибалльными цифровыми оценками: 5, 4, 3, 2, 1.
Исторический опыт, однако, свидетельствует, что борьба с субъективизмом и процентоманией при оценке знаний учащихся должна идти не в направлении игнорирования успеваемости при переводе их в следующие классы и выпуске из школы, а только путем повышения качества обучения и совершенствования методики проверки и оценки знаний. В этом смысле важное значение имеет то, чтобы учителя придерживались тех общих критериев, которые должны лежать в основе оценки знаний учащихся. В чем же суть этих критериев?
Балл "5" выставляется за такие знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала; б) выделяет в нем главные положения; в) осмысленно применяет полученные знания на практике; г) не допускает ошибок при воспроизведении знаний, а также в письменных работах и выполняет последние уверенно и аккуратно; д) легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике.
Балл "4" выставляется тогда, когда: а) ученик выявляет знание материала; б) отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; в) умеет применять полученные знания на практике; г) в устных ответах не допускает серьезных ошибок и легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя; д) в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые баллами "5" и "4", как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов, примеров и вытекающих из них обобщений.
Балл "3" выставляется за знания, когда: а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов учителя; б) предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и путается при ответах на видоизмененные вопросы; в) допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом "3", зачастую находятся на уровне представлений, их понятийный аспект является недостаточным.