ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 458
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
10. Развитие учащихся в процессе обучения. При
2. Специфические закономерности обучения. К ним
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. Свое
2. Уроки изложения нового материала учителем.
6. Поиски инновационных форм урочных занятий.
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
Глава 14 другие формы организации обучения
Передовые учителя пошли дальше. Донецкий учитель В.Ф.Шаталов, излагая новый учебный материал, кодирует его в виде так называемых опорных сигналов, то есть различных значков, рисунков и т.д. При проверке знаний он предлагает учащимся воспроизводить эти опорные сигналы и каждому из них выставляет оценку на каждом уроке.
Опытные учителя математики, физики и химии сочетают проверку знаний с проведением тренировочных упражнений в устном счете, в устном решении задач и примеров, спрашивают слабых учеников по более сложным вопросам, на которые только что отвечал сильный ученик.
Еще больше возможностей для придания работе над пройденным материалом обучающего характера предоставляют занятия по тем предметам, по которым наряду с усвоением теоретического материала учащиеся должны вырабатывать практические умения и навыки. Домашние задания по таким предметам обычно включают в себя как изучение материала соответствующего параграфа учебника, так и выполнение письменных и практических упражнений. Раньше по таким предметам проверка выполнения домашних заданий проводилась следующим образом: один из учащихся зачитывал по своей тетради ход решения примеров или задач и полученные резуль-
252
таты, а остальные должны были следить за его ответами по своим тетрадям. То же самое делалось по языку, физике и химии.
Подобная методика придавала работе над пройденным материалом однообразно-утомительный, малопродуктивный характер и не включала никаких творческих элементов в учебную деятельность школьников. Вот почему передовые учителя внесли в методику проверки домашних заданий существенные изменения. Они, как правило, не зачитываются в классе полностью, учитель лишь сверяет полученные результаты при решении задач по математике, физике и химии и обращает внимание на трудные случаи орфографии и синтаксиса в упражнениях по языкам. Более же детальную проверку домашней работы учащихся он осуществляет во внеурочное время, собирая для этого их тетради. Тем самым экономится время урока и расширяется возможность организации тренировочных упражнений по пройденному материалу.
Возьмем, к примеру, систему повторительно-обучающей работы по пройденному материалу на занятиях по белорусскому и русскому языкам. Она включает в себя следующие виды устных и письменных работ:
выполнение упражнений с заданием вставить пропущенные буквы, дописать окончания, поставить слово в нужном падеже, заменить одни словосочетания другими; составление предложений с употреблением слов на изученные правила; образование словосочетаний по опорным словам; придумывание предложений на основе впечатлений, полученных во время экскурсии, с обязательным употреблением слов на изученные правила; перевод с русского языка на белорусский и наоборот; написание небольших сочинений, изложений и рассказов на заданную тему, а также словарных диктантов; восстановление пропущенных в цепочке слов; решение кроссвордов на изученные темы; построение схемы предложения; нахождение в данном перечне слов или словосочетаний "лишних", то есть тех, которые не относятся к изученному правилу; заполнение таблиц и составление схем с целью более прочного усвоения пройденного материала и т.д.
Рассмотрим, как были организованы практические упражнения в 5-м классе на уроке белорусского языка по теме "Сiнонiмы".
253
Войдя после звонка в класс, учительница развернула правую половину доски, и учащиеся прочитали задание: "Скласц! сказы з наступным! радам! с1нон!мау: адважны, бясстрашны, смелы; даун!, незапамятны, старажытны; запюаць ix, падкрэогнць дзейн!к! i выказнш". Учащиеся приступают к работе.
Проверив выполнение задания, учительница предлагает пятиклассникам выполнить упражнение, в котором они должны найти в группе предложенных слов то, которое не является синонимом по отношению к остальным: ззяць, свяц/ць, смяяцца; гарэць, палыхаць, цв!сц1; мяцел!ца, заваруха, пурга, з'ша.
Затем следует новое задание, требующее от учащихся составления предложений по опорным словам (вецер, мароз, хмарь/, снег, зямля) на тему "Першы снег" с использованием синонимичных прилагательных и глаголов.
Следующий вид работы состоял в том, что учащиеся должны были, пользуясь словарем, подобрать синонимы к словам: добры, высакамерны, прыгожы, ласкавы, бессар-дэчны, добрасумленны.
Как показывает этот пример, работа над пройденным материалом была организована таким образом, что от учащихся требовалось не простое воспроизведение, а активное применение изученного материала на практике, выполнение разнообразных упражнений, в процессе которых глубже закреплялись знания, умения и навыки.
Аналогичный практический характер носит работа по пройденному материалу на уроках математики. Она может включать: решение примеров и задач, подобных тем, которые задавались на дом; составление учащимися задач по изученному материалу; выполнение графических работ; применение разнообразных приемов устного счета; коллективный анализ задач и примеров; коллективное решение задачи, при котором учащиеся поочередно формулируют вопросы и указывают путь их решения; работу с различными математическими таблицами, фигурами и т.д.
Рассмотрим, как была организована работа по пройденному материалу "Умножение обыкновенных дробей".
Учитель не стал тратить время на чтение домашнего задания. Он начал урок с практической работы. Дал классу задачу: "В первый день стекольщики остеклили 50 окон, что составляет 2/3 всех окон строящегося дома. Сколько всех окон в доме?"
254
Второе задание состояло в следующем: придумать задачу, содержание которой отражало бы; работу учащихся на пришкольном участке. Придумали: "Благодаря дружной работе класс убрал картофель с площади 500 кв. м, что составляет 2/3 площади пришкольного участка. Какова площадь пришкольного участка?"
Затем новое задание: решение примеров на умножение и деление целых чисел на дроби. После этого — устный счет. Вся работа заняла 12 минут. За это время учащиеся решили три задачи, несколько примеров, тренировались в устном счете.
Что здесь положительного? Следует отметить значительный объем тренировочных упражнений, выполняемых учащимися, что способствует закреплению и углублению знаний. Вместе с тем учитель имел возможность оценить знания всех учащихся.
Широкое применение подобная работа может иметь на уроках физики и химии. Школьники могут решать задачи по ранее усвоенному материалу, отвечать письменно на поставленные вопросы, выполнять небольшие практические и лабораторные работы и т.д.
Повторительно-обучающая и проверочная работа по пройденному материалу, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением учителя, в котором он дает общую оценку качества знаний учащихся, отмечает выявленные недочеты в усвоении изученной темы и дает задание отдельным учащимся с целью преодоления пробелов в их подготовке.
Наконец, стремление к обстоятельной проверке знаний всех учащихся послужило основой для проведения зачетов, которые практикуются после изучения отдельных разделов учебной программы непосредственно на уроке или во внеурочное время. Естественно, что к зачетам учащихся необходимо готовить, добиваясь хорошего усвоения изучаемого материала. В противном случае зачет будет фиксировать только незнание.
Восприятие, осмысление и усвоение (запоминание) нового материала. Этот этап урока, как правило, начинается с установления связи нового материала с ранее изученным .
"Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный
255
опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято"1.
Установление связи нового материала с ранее пройденным осуществляется разнообразными приемами.
Во-первых, учитель может подвести учащихся к осмыслению логической связи между ранее изученным материалом и новой темой. Например, по алгебре изучается тема "Арифметическая прогрессия", следующая тема — "Геометрическая прогрессия". При переходе к ее изучению учитель указывает, что на предыдущем уроке изучалась арифметическая прогрессия, сегодня же нужно познакомиться с геометрической прогрессией. В чем же состоит ее сущность? Чем она отличается от прогрессии арифметической?
Во-вторых, связь нового материала с пройденным может быть установлена на основе противопоставления. Например, по математике после изучения действий с умножением чисел обычно изучаются действия их деления. В этих случаях учитель отмечает, что действием, обратным умножению, является деление, и затем определяет тему нового материала.
В-третьих, новая тема может быть связана с ранее изученной путем указания на последовательность в расположении программного материала. Например, после изучения в 6-м классе по географии темы "Суша и водная поверхность земли" идет тема "Рельеф земной поверхности". В данном случае учитель отмечает, что при изучении природных условий земной поверхности важно не только знать материки, острова, океаны и моря, но и понимать, как образуются равнины и горы, почему происходят землетрясения, какие процессы связаны с вулканизмом и т.д. Затем учитель говорит, что дальнейшие уроки и будут посвящены изучению рельефа земной поверхности.
Вместе с тем учителю необходимо заботиться о возбуждении познавательной активности учащихся. Как отмечалось в главе о сущности и закономерностях обучения, эта активность и стремление к овладению изучаемым материалом появляется тогда, когда учащиеся сталкиваются с вопросами, проблемами и парадоксальными
' Матюхина М.В., Михальчик Г.С., Патрина К.Т. Психология младшего школьника. М., 1970. С. 104.
256
явлениями и переживают противоречия между знанием и незнанием. Элементы этого противоречия уже содержатся при установлении учителем связи нового материала с ранее изученным. Однако многие учителя этим не ограничиваются. С целью возбуждения непроизвольного внимания и познавательной активности учащихся они начинают свое изложение с рассказа о каких-то интересных и связанных с темой урока фактах и событиях или же создают проблемные ситуации. Это можно проследить на примере занятий по белорусской литературе, приведенном одним из учителей.
Программа 9-го класса начинается с изучения творчества белорусского народного поэта Янки Купалы. С биографией поэта ученики знакомятся в младших классах, поэтому очень важно найти новую форму изложения. Некоторые учителя по старинке пересказывают даты жизни поэта, называют произведения, которые он написал. Такое "преподавание" не возбуждает живой мысли учащихся, не зажигает в их душе искры, пытливости и интереса.
Один из учителей пишет: "Изучая биографию белорусского поэта, я стремлюсь раскрыть его неисчерпаемую и глубокую, самоотверженную и чистую любовь к родной земле, к своему народу. Глубокий патриотизм, любовь к родной земле, к своему народу особенно ярко проявились в годы грозного лихолетья. Затаив дыхание, слушают ученики, как в 1941 году, когда немецко-фашистские захватчики вторглись в пределы Беларуси, во время эвакуации на восток Янка Купала предложил остановить машину в том месте, где Беларусь граничит со Смоленщиной, опустился на колени и припал к земле. Глаза его полны были слез...
Такое глубже западает в душу, чем простой пересказ биографии. Что-то новое, примечательное я стремлюсь найти в биографии каждого писателя, важно, чтобы она была для учащихся интересной, трогала души".
При изучении нового материала во многих случаях его изложение начинается с создания проблемной ситуации.
На уроке физики, например, объясняя тему "Сила трения", учитель может создать проблемную ситуацию путем анализа следующих примеров: автомобиль и велосипед, мчащиеся с большой скоростью, все же останавливаются, если выключить мотор или же велосипедист прекращает вращать педали. Возникают вопросы: почему автомобиль
257
и велосипед останавливаются? Какая сила действует на них в этом случае? Постановка этих вопросов помогает создать на уроке проблемную ситуацию, которая мобилизует мышление учащихся на ее разрешение.
Связав новую тему с ранее изученным материалом, важно четко ее сформулировать, определить цель урока и основные вопросы, которые должны быть усвоены учащимися. Так, при изучении по физике темы "Гальванические элементы и аккумуляторы" учитель указывает, что учащимся необходимо осмыслить и усвоить следующие вопросы: а) понятие о гальванических элементах; б) устройство элемента Вольта и сухих гальванических элементов; в) понятие об устройстве кислотного и щелочного аккумуляторов. Эти вопросы охватывают образовательную цель урока. В то же время учитель указывает на необходимость активности и самостоятельности при осмыслении и усвоении новой темы, что выражает развивающую цель урока. В других же случаях подчеркивается необходимость усвоения учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетических идей и таким образом определяется воспитательная цель занятий.
Далее следует непосредственная работа по усвоению нового материала, его теоретической стороны. Как от-мечалось в главе о сущности и закономерностях обуче-ния, эта работа должна включать в себя организацию первичного восприятия и осмысления нового материала его последующее, более глубокое осмысление и запоминал ние. Иначе говоря, овладение новым материалом, как правило, должно предусматривать двукратную работу по его восприятию, осмыслению и запоминанию. Только при этом условии новый материал может быть усвоен непосредственно на уроке, как это и должно быть.
К сожалению, большинство учителей этого не добивается. Спрашивается: почему? В массовой школьной практике укоренилась и стала привычной такая методика: учитель один раз объяснит новый материал и сразу же переходит к так называемому закреплению, то есть к опросу учащихся. Конечно, если новая тема несложная, учащиеся отвечают на вопросы учителя и воспроизводят изложенный материал. Однако чаще всего материал характеризуется достаточной сложностью. В результате, изложив новую тему и приступив к опросу учащихся, учитель видит, что они не в состоянии отвечать на его вопросы, обнаруживая непонимание и незнание нового