Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 373

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важным направлением воспитания активистов явля­ется оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится "трудовой десант" по уборке урожая. В этом случае необходимо помочь акти­вистам подготовить учащихся к работе, определить ее объем и порядок выполнения, а также формы подведе­ния итогов. Старостам классов необходимо оказывать помощь в подготовке и проведении ученических собра­ний: подобрать актуальные вопросы для совместного об­суждения, подготовить выступления, накануне погово­рить с активом и т.д. Такой подход следует соблюдать и при оказании помощи активистам в подготовке и прове­дении школьных вечеров, классных диспутов, экскур­сий и других мероприятий. Хорошей формой инструк-

360

тирования и оказания практической помощи активис­там является организация обмена опытом работы. В не­которых школах практикуется проведение с активиста­ми (один-два раза в месяц) коротких "летучек" — сове­щаний, на которых они рассказывают о положительных сторонах своей работы. Например, в одном из классов содержательно прошло обсуждение вопросов о нравствен­ном поведении учащихся, в другом — экскурсия на мест­ный завод и встреча с рабочими, в третьем — выпущена интересная газета-молния и т.д. Директор школы или его заместитель подводят итоги и рекомендуют активис­там использовать в своей работе то или иное положи­тельное начинание, которое появилось в школе.

Существенной стороной в работе с активистами явля­ется контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им поручений. Контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с акти­вистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повышают их ответственность и стимулируют к лучше­му выполнению своих обязанностей.

Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно под­держивают порядок и дисциплину в школе, оказывают положительное влияние на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень. Хорошо поставленное самоуправление придает ученическому кол­лективу организационную прочность, демократизм и спло­ченность, что помогает направлять учащихся на успеш­ное решение предстоящих задач.

7. Закон развития (движения) коллектива. Органи­зация перспективных устремлений учащихся. Разви­тие и укрепление коллектива во многом зависит от со­держательности и динамики его деятельности.


А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллек­тива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на разви­тие и личностное формирование своих членов.

Остановка в развитии коллектива ведет к его ослабле­нию и распаду. Вот почему в системе коллективного вос­питания большое значение имеет организация перспек-

361

тивных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных пер­спектив. В этой связи А.С.Макаренко писал1:

Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель,— не перед отдельным классом, а обязательно перед целой школой.

Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания ученического коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отраже­ния действительности. Согласно этой теории, каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулиру­ет его деятельность, наполняет жизнь радостью достига­емых успехов. Недаром А.С.Макаренко называл перспек­тивы "завтрашней радостью". Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах становления коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем, по мере его развития, - средние и дальние.

В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Под­держивая эту перспективу, учителям необходимо содер­жательно и эффективно осуществлять учебный процесс, проводить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школьник добивался успехов в овладении изу­чаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идет в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не добива­ются главного в своей школьной деятельности — успехов в учебе, нельзя надеяться на эффективную работу по со­зданию коллектива.

В качестве перспектив в системе учебной работы мо­гут выступать подготовка и проведение предметных вече­ров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, ис­кусства и т.д. Еще большие возможности для организа­ции перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекательные


1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 124.

362

формы могут иметь праздники труда, поддержание шеф­ских связей, организация поездок в соседние школы, экскурсии в районные и областные центры.

Для расширения перспектив большое значение име­ет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача в учеб­ной или внеклассной работе, которая выдвигается перед учащимися и решение которой связано с переживанием радости достигаемых успехов, воспринимается ими как увлекательная перспектива. Если, например, коллектив поставил задачу улучшения домашней учебной работы и для ее решения организуется активная помощь учащимся, то положительные сдвиги в учебе воспринимаются пос­ледними как воодушевляющая радость. В качестве по­добных деловых перспектив могут выступать задачи развития интереса к чтению, соблюдения правильного режима труда и отдыха и т.д. Большие возможности в этом отношении открывает соревнование между класса­ми и школами за первенство в различных формах физ-культурно-спортивной работы и общественно полезном труде.

Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективных творческих дел учащихся, разработанная И.П.Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучше­нию окружающей жизни, например разбивка и благоус­тройство детского парка, установление шефства над дет­ским садом и т.д. Если дело найдено, учащиеся совмест­но с учителем планируют практические коллективные дела и акции, стремятся придать им яркие, красочные формы. Все это развивает самодеятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитатель­ной новизны и значительно повышает его влияние на нрав­ственное и социальное воспитание школьников.

8. Формирование в коллективе здорового обществен­ного мнения. Педагогика параллельного действия. Су­щественным фактором развития и зрелости коллектива является формирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту пре­обладающую оценку, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо фор-

363

мировать в коллективе здоровое общественное мнение. Как можно диагностировать, то есть определять зрелость общественного мнения учащихся? На помощь здесь при­ходит естественный эксперимент.


Например, школьники принимали участие в озелене­нии близлежащей дороги, но несколько ребят уклонились от активного участия в этой работе. И вот этот факт может служить своеобразным показателем того, насколько об­щественное мнение коллектива является здоровым и прин­ципиальным. Если учащиеся в своей массе будут осуж­дать недобросовестный поступок одноклассников, можно говорить о наличии в коллективе здорового общественно­го мнения. Если же большинство класса будет отмалчи­ваться и не проявит стремления к преодолению подобных недостатков, это будет свидетельствовать о недостаточ­ной зрелости общественного мнения.

Но как же формировать и развивать в коллективе здо­ровое общественное мнение? Эта задача решается только в процессе и с помощью хорошо налаженной практичес­кой деятельности учащихся, которая охватывает учение, общественно полезную и культурно-массовую работу, труд и различные разъяснительные мероприятия: беседы, со­брания учащихся, вечера и т.д. Если все основные виды этой деятельности организуются содержательно, с актив­ным участием школьников, тогда последние не только переживают радость успехов, но и критически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания прин­ципиальности и здорового общественного мнения важно подвергать коллективному обсуждению все более или менее значительные события и явления в жизни школы (класса), давать им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демокра­тизма.

В одной из сельских школ учащиеся 7-го класса шеф­ствовали над участком школьного сада. Школьники добро­совестно ухаживали за деревьями. Лишь один из них не проявлял должной старательности. Из-за него класс полу­чил замечание от директора школы. Этот факт взволновал учащихся. Они выражали свое недовольство поведением од­ноклассника. На классном собрании речь шла о том, что один ученик может подвести весь коллектив. Обществен­ное мнение явно было направлено на осуждение недобро-

364

совестного отношения к порученному делу. Это стало воз­можным благодаря тому, что основная масса семикласс­ников с большой ответственностью относилась к его выполнению. В этих условиях нерадивость одного вызвала осуждение со стороны всего класса.

Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль учкома и других органов само­управления в формировании в коллективе дисциплини­рованности, принципиальности и взаимной требователь­ности среди учащихся.


Благодаря здоровому общественному мнению в кол­лективе реализуется положение А.С.Макаренко о педа­гогике "параллельного действия". Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на от­дельных его членов и, наоборот, воздействие на отдель­ного ученика влияет на весь коллектив. Иначе говоря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-на­стоящему выступает как субъект воспитания, когда ис­чезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллектив начинает функци­онировать как хорошо организованная и социально здо­ровая ячейка нашего общества.

9. Накопление и развитие положительных тради­ций совместной деятельности учащихся. В организа­ции и воспитании коллектива большую роль играют тра­диции (от лат. traditio — передача). А.С.Макаренко под­черкивал1:

Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Вос­питать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет тра­диций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал... - это школы, которые накопили тра­диции.

Большое значение в воспитании придавал традициям В.А.Сухомлинский.

В укреплении ученического коллектива немаловаж­ное значение имеют такие яркие и содержательные тра­диции, как "День встречи первоклассников", "Последний

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 125.

365

звонок выпускникам школы", праздник "За честь школы", праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных тра­диций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждающие учащихся к трудо­вой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

В одной из школ, например, зародился обычай, когда учащиеся отмечают окончание учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе выпускники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. В классах многих школ складываются и поддерживаются традиции точно в назначенное время начинать собрания, утренники и другие мероприятия. Широкое распространение получили традиции шефства старших классов над младшими.