Файл: lektsii_org_pr_deyat_po_voprosam.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Особенности массового и индивидуального производства одежды.

Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе

Проектирование как наука и как искусство.

Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.

Проектирование единичных изделий

Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства

Проектирование ансамбля в условиях современного производства.

Этапы проектной деятельности.

Традиционные методы проектирования.

Методы проектирования: эвристические методы.

Организация работы швейного преприятия.

Способы продвижения коллекции.

Персонал швейного предприятия.

Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.

Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.

Карта профессий модного бизнеса.

Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.

Специфика профессиональной занятости в сфере моды.

Процесс творчества: этапы, основные характеристики.

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.

Психологические основы моделирования одежды.

Средства выражения проекта модели.

Создание «планшета идей»

Разработка технических рисунков коллекции моделей

Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»

Особенности проектной деятельности на современном этапе.

Источники и особенности творчества дизайнера.

Оглавление

Оглавление 1

Особенности массового и индивидуального производства одежды. 1

Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе 3

Проектирование как наука и как искусство. 7

Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве. 7

Проектирование единичных изделий 8

Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства 9

Проектирование ансамбля в условиях современного производства. 12

Этапы проектной деятельности. 14

Традиционные методы проектирования. 18

Методы проектирования: эвристические методы. 18

Организация работы швейного преприятия. 22

Способы продвижения коллекции. 29

Персонал швейного предприятия. 35

Индивидуальный стиль деятельности дизайнера. 41

Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета. 44

Карта профессий модного бизнеса. 49

Специфика профессиональной занятости в сфере моды. 51

Процесс творчества: этапы, основные характеристики. 54

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. 57

Методы стимуляции креативности. 57

Психологические основы моделирования одежды. 60

Средства выражения проекта модели. 61

Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм» 63

Особенности проектной деятельности на современном этапе. 63

Источники и особенности творчества дизайнера. 63

Особенности массового и индивидуального производства одежды.

В условиях современного производства одежда, относящаяся к классу бытовой, может быть изготовлена двумя способами:

• в системе швейной промышленности — путем массового изготовления;

• в системе бытового обслуживания — путем индивидуального пошива на конкретного заказчика с учетом его требований.

Основной объем всей производимой одежды выпускается массовым тиражом большими швейными предприятиями. Новые модели одежды для массового производства разрабатываются в Домах моделей или в экспериментальных цехах художниками-модельерами, которые учитывают эстетические требования современной моды, маркетинговую ценность проектируемых ими моделей, рациональность и экономичность их производства и т. д.


Модельеры изготавливают модели-образцы, которые после утверждения художественным советом рекомендуются для тиражирования. Методика художественного проектирования массовой одежды должна объединять все вопросы, касающиеся моды, формообразования костюма, особенностей его строения и конструкции.

Кроме того, моделирование швейных изделий для промышленного производства выдвигает и особые условия. Важнейшими из них являются экономические и технологические факторы, ограничивающие возможности создания художественной формы, необходимость экономии сырья и трудозатрат, а также затрат на перестройку технологического процесса при переходе от выпуска одной модели к другой.

Если все эти условия учтены и модель отвечает всем требованиям, перечисленным выше, она запускается в производство. Модельеры-конструкторы разрабатывают конструкцию новых моделей и создают комплекты лекал для их раскроя на несколько стандартных типовых размеров. Затем инженеры-технологи описывают полный технологический процесс изготовления этих моделей.

На швейных фабриках или в больших швейных мастерских по лекалам, изготовленным конструкторами, производится раскрой всех деталей, которые отшиваются на специальном оборудовании согласно технологиче­скому описанию. Произведенная таким образом одежда, удовлетворяющая требованиям качества, поступает в продажу.

Другим способом одежда изготавливается на конкретного заказчика в единичном варианте. Изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам входит в комплекс работ по бытовому обслуживанию населения и производится в швейных ателье. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

• прием заказа (выбор модели, снятие мерок, оформ­ление паспорта заказа с эскизом изделия и квитанции);

• подготовка материалов к раскрою и выполнение самого раскроя;

• проведение примерки с целью уточнения параметров изделия и модели;

• изготовление изделия после примерки;

• сдача готового изделия заказчику с примеркой на фигуру.

При производстве одежды по индивидуальным заказам модель будущего изделия определяется самим заказчиком, который может воспользоваться консультацией художника-модельера. Рекомендуя заказчику ту или иную модель, художник-консультант должен учитывать следующие условия:

• пожелания заказчика;

• назначение проектируемой одежды — является ли она нарядной или повседневной, для отдыха или для работы; в последнем случае обязательно нужно учитывать характер работы;


• возрастную группу, к которой принадлежит заказчик, его темперамент и манеру поведения;

• количество и качество швейных материалов, имеющихся в наличии у заказчика, их пластические, формообразующие, гигиенические и прочие свойства; зачастую консультант предлагает приобрести дополнительно отделочные материалы и фурнитуру;

• индивидуальные особенности внешности заказчика — его рост, полноту, специфику строения фигуры и тип сложения (нормальная фигура, сутулая или перегибистая);

• технические возможности ателье и уровень квали­фикации его сотрудников.

После оформления заказа изготовление лекал и рас­крой деталей производятся закройщиком по индивидуальным размерам заказчика с учетом особенностей его внешности и фигуры — ее пропорций, осанки, полноты. Чтобы обеспечить оптимальную посадку изготавливаемой вещи на фигуре заказчика, в процессе ее отшива закройщиком производятся одна или несколько примерок в зависимости от сложности модели.

Стоимость одежды, выполненной по индивидуальному заказу, несколько выше той, что изготовлена массовым тиражом, зато эта одежда обладает рядом преимуществ — она оригинальна по своему внешнему виду, лучше сидит на фигуре и маскирует некоторые ее недостатки.

Таким образом, производство одежды разными спосо­бами имеет свои особенности. При создании изделий массовым тиражом на крупных швейных предприятиях, прежде всего, необходимо заботиться о том, чтобы эти из­делия соответствовали эстетике современной моды.

Одежда должна быть такой, чтобы ее приобрели как можно больше покупателей, а значит, она должна быть модной, красивой, удобной. При этом важно, чтобы ее производство было рациональным и недорогим, ведь увеличение себестоимости продукции неизбежно ведет к ее подорожанию, а это в свою очередь снижает ее маркетин­говые достоинства.

При создании одежды на индивидуального заказчика также высоко ценятся ее эстетические качества и соответствие модным направлениям. Однако здесь уже главное значение имеет соответствие модели индивидуальным особенностям конкретного человека, заказывающего одежду.

Как бы красива, оригинальна и современна ни была одежда сама по себе, она теряет все эти положительные качества, если не подходит человеку, делает его внешность непривлекательной. Поэтому в данном случае иногда приходится пренебрегать некоторыми предложениями моды во имя выгодной подачи внешности заказчика.


В последнее время широкое распространение получил еще один способ производства одежды, который является как бы промежуточным между двумя описанными выше. В салонах, т. е. небольших ателье-магазинах, одеж­да отшивается либо в единичном варианте, либо маленьким тиражом (5—20 единиц) и здесь же продается, при­чем по требованию покупателя приобретаемая им вещь может быть подогнана по фигуре и даже незначительно изменена.


Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе

Проектирование и дальнейшее воплощение в жизнь костюма, отвечающего всем требованиям, предъявляемым к современной одежде, связано, в первую очередь, с подготовкой специалистов-дизайнеров, способных грамотно и творчески решать профессиональные задачи. Поэтому будущие специалисты-дизайнеры должны овладеть на­выками художественного проектирования костюма, ориентироваться в вопросах стиля и моды, принципах творческой деятельности ведущих Домов мод, студий, дизайнерских бюро.

Перед дизайнером одежды стоит сложнейшая задача создания костюма не только с позиций утилитарности и комфортности, но и с позиции понимания костюма как художественной единицы, несущей в жизнь образность, выразительность, авторскую индивидуальность создателя. Воплощению этой задачи в жизнь способствует в рамках учебного заведения предмет «Художественное проектирование костюма».

Специфика данной дисциплины, как и всего дизайна костюма, заключается в том, что объектом творческого проектирования является человек.

Художественное проектирование — это создание и разработка концепции несуществующего объекта с определенными, заданными свойствами.

«... Будучи технически грамотным, дизайнер не подменяет конструктора, не дублирует его работу. Дизайнер в своей работе ... идет от прообраза целостного продукта к техническим условиям его осуществления. ...В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчёт, наука и искусство, талант и мастерство.

Основной «этап» дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера. Внешние организационные этапы дизайнерского проектирования нельзя выдавать за его методы. Каковы же этапы?

1. Возникновение идеи предмета:

а) дизайнер чутко улавливает потребности, которые вкладываются в обществе. Они становятся его личными потребностями;

б) он ищет образ предмета этой потребности с учетом существующих проектных идей, техники, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры, в том числе архитектуры, живописи и скульптуры;

в) создает в воображении прообраз будущего предмета и исполняет его предварительные графические изображения, объемные модели, описание облика, способа практического пользования.