Файл: lektsii_org_pr_deyat_po_voprosam.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Особенности массового и индивидуального производства одежды.

Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе

Проектирование как наука и как искусство.

Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.

Проектирование единичных изделий

Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства

Проектирование ансамбля в условиях современного производства.

Этапы проектной деятельности.

Традиционные методы проектирования.

Методы проектирования: эвристические методы.

Организация работы швейного преприятия.

Способы продвижения коллекции.

Персонал швейного предприятия.

Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.

Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.

Карта профессий модного бизнеса.

Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.

Специфика профессиональной занятости в сфере моды.

Процесс творчества: этапы, основные характеристики.

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.

Психологические основы моделирования одежды.

Средства выражения проекта модели.

Создание «планшета идей»

Разработка технических рисунков коллекции моделей

Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»

Особенности проектной деятельности на современном этапе.

Источники и особенности творчества дизайнера.

Художественная система ансамбля в широком смысле определяет связи костюма с человеком, его образом мышления, мировоззрением, видом деятельности, со средой, архитек­турой, интерьером и т.д. Она под­чиняется всем требованиям согласо­ванности частей и целого, требова­ниям гармонии.

В более узком профессиональном смысле ансамбль — это система элементов костюма, подобранных по единому художественно-композици­онному замыслу с соподчинением частей. Это продуманная связь одежды и дополнений, составляющая в целом костюм для определенного человека, для конкретного исполь­зования, для выражения художест­венного образа.

Ансамбль в отличие от комплек­та, который является системой эле­ментов, связанных между собой единством стиля, материала, назна­чением, и носит характер более сво­бодной, незамкнутой структуры, об­ладает структурой замкнутой — жес­ткой, обязательной, диктующей чет­кие связи между элементами, его составляющими.

Все части ансамбля взаимосвязаны между собой, более того, подчи­нены друг другу. Это характерная особенность ансамбля, из которой вытекают два важных следствия:

  1. ансамбль является наиболее сложной, четко продуманной систе­мой организации частей костюма, где каждый элемент подчиняется единому художественно-композици­онному замыслу, и изменение его составляющих нарушает весь строй, изменяет всю художественную образ­ность ансамбля;

  2. ансамбль наиболее полно и ярко выражает художественный за­мысел автора, является компози­цией с наиболее 'образной, эмоци­ональной формой.

В ансамбле всегда существует эле­мент, главенствующий над осталь­ными, подчиненные же части могут быть неравнозначны между собой, между ними тоже строятся опреде­ленные, часто сложные, отношения.

Принципы организации ансамбля могут быть самыми различными.

Современное моделирование пред­лагает организацию ансамбля по принципу подчинения и выделения композиционного центра. В этом случае каждая из частей ансамбляпризвана выгодно оттенить, подчер­кнуть, создать "раму", направить взгляд зрителя на деталь, несущую основную эмоциональную нагрузку в ансамбле.

Построение ансамбля может быть основано и на принципе контраста, противоречия, борьбы между элемен­тами, его составляющими. Сущест­вуют также традиционные объедине­ния элементов в ансамбле: по фак­туре, цвету, материалу.


В любом случае выбор принципа построения ансамбля зависит от ху­дожественного замысла автора, от его желания донести до зрителя тот или иной образ, раскрыть то или иное содержание, заключенное в форму ансамбля.

Закономерности гармонии, т.е. за­кономерности образования связей в ансамбле, играют первостепенную роль в организации костюма. Гармо­ния управляет стабильными и мо­бильными элементами костюма, кон­тролирует и регулирует их сочета­ние. Как бы хороши ни были формы, но если они гармонически не подхо­дят друг другу, то их сочетание неприемлемо.

Попеременная поддержка общего ритмического движения каждого со­ставляющего элемента формы яв­ляется одним из необходимых при­знаков ее единства. Например, если сопоставляются две формы в костю­ме, то замедленный ритм одной, крупной, формы должен соответство­вать ускоренному ритму другой, т.е. здесь должен действовать закон взаимодополняющей ритмики. Выяв­лению ритмики могут служить члене­ния формы.

Такой принцип построения ансамб­ля позволяет разнообразить и делать более гибкими исходные типы моде­лей. Ансамбль, построенный на этом принципе, обладает большими вариа­ционными возможностями, что особенно важно в условиях серийно­го производства.

В пределах ансамбля, пользуясь принципом вариационности, можно с большей или меньшей интенсив­ностью подвергать разработке разные элементы темы.

Главными для единства структуры ансамбля являются непрерывность развертывания основной мысли и постепенный временной показ одного образа в новых аспектах. В связи с этим ансамбль несколько нивели­рует контрасты форм благодаря мно­гократному повторению характерис­тики образа.

Для промышленного проектирования ансамбля необходимо иметь производство, организованное таким образом, чтобы при проектировании можно было ориентироваться на тес­ный контакт между разнородными предприятиями, производящимиодежду, обувь и аксессуары. Проек­тировать ансамбль, его первоначаль­ную форму должен художник, определяющий его принципы фор­мообразования и степень вариа­ционности.

+ особенности индивидуального производства.


Этапы проектной деятельности.

Основные этапы проектирования.

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому она является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:

    1. анализ предпроектной ситуации;

    2. синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

    3. разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

    4. определение основных задач;

    5. применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:

  1. информационный;

  2. аналитический – исследовательская часть;

  3. синтетический;

  4. коммуникативный – практическая часть.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях) сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготавления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог – изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает:

социально-экономический анализ,

функциональный анализ (исследование способов использования изделия),

функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),

технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),


анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Синтез результатов анализа в определенных типах формообразования. Результаты предпроектного анализа синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне – процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое – проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне – основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть модернизация существующего изделия, т.е. придание ему современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей

Разработку дизайн - проекта новой коллекции моделей выполняют поэтапно.

1 этап.

Формулирование задачи дизайн-проектирования

На этом этапе осуществляют выбор объекта проектирования в соот­ветствии с целью и назначением разработки. Объектом дизайн - про­ектирования может быть единичная модель одежды, комплект, ансамбль, гардероб, коллекция моделей. Модный продукт разрабатывают и предлагают для продажи в соответствии с принципами сезонности, адресности и только по предварительному заказу. Одежда, созданная «просто так», как правило, не является конкурентоспособной. Поэтому при выборе объекта дизайнерской разработки определяют вид, сезон, потребительскую группу с учетом долгосрочных и краткосрочных прогнозов моды и маркетинговой программы фирмы-изготовителя.


При дизайн - проектировании коллекции моделей определяют особенности проектируемой коллекции в соответствии с целью, назначением и видом. Например, авторская коллекция будет зависеть от темы, номинации конкурса, для которого разрабатывают коллекцию моделей; перспективная и промышленная коллекции будут зависеть от маркетинговой политики и технологических условий предприятия-изготовителя.

2 этап.

Формирование концепции коллекции

Этап включает проведение маркетинговых исследований, поиск авторской идеи, выбор авторских инспираций.

Важнейшим звеном решения дизайнерской задачи на данном этапе является формулирование творческой концепции, так как она определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Творческая концепция связана не только с мировоззрением ее автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека, общество в ту или иную эпоху. Дизайн призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение проблем.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени и связаны с общими тенденциями изменения образа жизни. Но общие тенденции отражаются в разнообразных авторских концепциях, т.к. каждый дизайнер по-своему относится к функции проектируемой вещи, использует разные способы формообразования, предназначает свою одежду различным группам потребителей и т.п. Кроме того, специфика дизайна одежды заключается в том, что концепции находят свое воплощение, прежде всего, в визуальной форме. Концептуальность проявляется не только в самих моделях, но и создании определенного образа.

3 этап.

Создание дизайн-проекта коллекции

Этап включает разработку графической композиции, поиск тектоничных объемных композиций, создание конструктивно-технологической структуры проектируемых моделей, разработку макетов и первичных образцов моделей коллекции.

Первоочередной задачей данного этапа является создание худо­жественного образа в соответствии с концепцией и девизом коллекции на основе анализа информационного материала, собранного в результате творческого поиска на предыдущих этапах.

Формирование художественного образа коллекции осуществляют последовательно, раскрывая концептуальную идею коллекции путем поиска новых форм, фактурных, колористических и орнаментальных решений костюма в графических и объемных композициях. С этой целью используют навыки графического мастерства, технологические методы творчества, закономерности зрительного восприятия, методы наколки и конструктивного моделирования. Результатом дизайнерской разработки является коллекция моделей одежды, выполненная в материале.