Файл: lektsii_org_pr_deyat_po_voprosam.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Особенности массового и индивидуального производства одежды.

Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе

Проектирование как наука и как искусство.

Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.

Проектирование единичных изделий

Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства

Проектирование ансамбля в условиях современного производства.

Этапы проектной деятельности.

Традиционные методы проектирования.

Методы проектирования: эвристические методы.

Организация работы швейного преприятия.

Способы продвижения коллекции.

Персонал швейного предприятия.

Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.

Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.

Карта профессий модного бизнеса.

Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.

Специфика профессиональной занятости в сфере моды.

Процесс творчества: этапы, основные характеристики.

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.

Психологические основы моделирования одежды.

Средства выражения проекта модели.

Создание «планшета идей»

Разработка технических рисунков коллекции моделей

Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»

Особенности проектной деятельности на современном этапе.

Источники и особенности творчества дизайнера.

Зарисовки впечатлений дня ста­новятся источником вдохнове­ния для мэтра российской моды Вячеслава Зайцева. Валентин Юдашкин находит идейную основу будущих коллекций в русской истории, живописи и музыке.

В сущности, в процессе под­готовки происходит углубление, детализация и прояснение обра­за идеи, придание ей пусть не­четкой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. Ив Сен-Лоран как-то заметил: «Все мои модели создаются одним движением руки. Если этого не происходит, платье не удается. <...> Цвет и окончательную фор­му можно выбрать только после того, как «пойман» жест».

Но если в творческой работе дизайнера или стилиста для решения по­ставленной задачи допустимо использование известных схем и алгоритмов, то в творчестве кутюрье известные, разработанные ранее способы дости­жения результата часто оказываются несостоятельными. Для истинных ку­тюрье свойственно находиться на перманентном этапе подготовки. Идею перманентности этапа подготовки высказали Р. Эванс и П. Рассел. В жиз­ни постоянно происходит контакт с новыми идеями, фактами, новым опытом, и все это может иметь прямое отношение к будущим проблемам. Воз­можно, поэтому наиболее креативные люди обнаруживают тенденции к по­стоянному поиску новых фактов, идей, опыта, что проявляется в их стрем­лении к взаимодействию с самыми разными людьми, постоянному погло­щению информации, которая далеко не всегда непосредственно касается ак­туальных проблем.

Дизайнер Том Форд (США), например, прежде чем заниматься моделированием одежды, «автоматически» про­думывает обувь, так как счита­ет ее самой важной частью гар­дероба. По его мнению, обувь может преобразить не только походку, но даже поведение че­ловека. Когда-то этому научил Тома преподаватель актерско­го мастерства. Он говорил ему: «Прежде чем начать работу над образом своего персонажа, подумай, как он может быть обут. Сходи, купи себе такие же ботинки и поноси их. Они помогут тебе войти в новую роль». «Все, что нужно, — замечает стилист, — это простая, но плодотворная идея, способная породить множество вариаций».

Итак, все, что нужно модельеру на этапе подготовки, это — видеть, слы­шать, чувствовать и анализировать. Из зрительного, слухового и чувствен­ного опыта извлекается богатейшая информация, которая может быть пол­ноценно воплощена в коллекциях одежды, обуви или аксессуаров.

Творцы одежды должны отличаться необычайной чувствительностью, восприимчивостью, любознательностью. Модельер должен уметь в толпе разглядеть людей, отметить между ними минимальное различие. Он дол­жен уметь видеть все: город, обрывки афиш, метро, дома, лужи, пыль и даже мусор. Так, например, рассказывают, что Ферре однажды, увидев на земле лежащий камень, сказал: «Хочу такую же фактуру ткани».


Модельер не должен быть безразличным к миру звуков: пению птиц, порывам ветра, шуму моря или работе машинного двигателя. И тогда в шелесте шелкового платья из морских водорослей таинственным эхом от­зовется морская стихия.

Развитое осязание — еще один канал к творчеству. Прикосновение к материалу может определить тип одежды. Тот, кто чувствует материал, ду­мает и о форме. Построение визуального образа будущей модели ограни­чивает поиск, поэтому целесообразно чередование работы с эскизами и ма­некенами. Не случайно «метод наколки» переживает свое возрождение в со­временном моделировании одежды.

В мире моды говорят об удивительном качестве Гальяно: он преклоня­ется перед классическими канонами моделирования. Для него единствен­ный способ идти вперед — это, используя современные технологии и мате­риалы, довести до совершенства технику конструирования старых масте­ров. Его волнует, как ткань ведет себя в движении, как она взаимодейству­ет с фигурой.

Выделение следующего этапа — фрустрации— в творческой деятель­ности вообще и деятельности модельера в частности нетипично для боль­шинства исследовательских подходов, хотя практически все дизайнеры, осо­бенно молодые, отмечают период, когда кажется, что исчерпаны все имею­щиеся возможности для решения творческой задачи, когда возникает некий барьер, преграда для дальнейшего проявления креативности. По сути, они отмечают столкновение с границей, пределом познания и развития.

Переход на этап фрустрации происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся информацию и проверив возникающие варианты решения, специалист все-таки не находит искомый ответ. Иными словами, он оказывается в тупике.

Негативное отношение к фрустрации, стремление избежать ее, «закрыть глаза» на ее существование во многом объясняется крайне дискомфортным характером ее переживания. Индивид ощущает напряжение, раздражение, обескураженность, свою неполноценность, скуку, усталость, апатию — «муки творчества». Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условие задачи некорректно, что кто-то виноват в сложившейся ситуа­ции. Это переживание тем сильнее, чем больше насыщено сознание субъек­та стереотипами, установками, верованиями, ставшими жесткими идентификациями.

Кстати, создание промышленных коллекций моделей одежды подчинено ряду жестких требований: экономичность, технологичность, унификация деталей и узлов, технологическая и конструктивная однородность, трудо­емкость. Предусмотрены даже приемы, с помощью которых достигается разнообразие моделей:


— применение материалов различных фактур, структур, цветов, рисунков, а также их сочетания в одной модели;

— использование накладного декора (отделочные строчки, вышивка, аппликация, перфорация, инкрустация, тиснение, тонирование), различной фурнитуры (пряжки, кнопки, пуговицы, эмблемы);

— использование накладных деталей (карманов, клапанов, поясов, хлястиков, пат различных величин и формы);

— различного оформления отлета воротника в изделиях с воротником, выреза в изделиях без воротника;

— оформление застежки на пуговицы с прорезными или воздушными петлями, на планках, потайной и т. д.;

— окантовывание срезов (низа, борта, низа рукавов) и др.

Создается впечатление, что уже все придумано и невозможно привнести что-либо новое. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего. В действительности, фрустрация служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится специалист, в какой области ему недостаточно информации и где ее можно получить и т. д. И в этом случае происходит то, что Д. Запп (D.Sapp) называет «новый рост».

«В моде нельзя быть постоянным... Коллекции можно создавать даже из старья, мешковины... Нет ограничений, рамок, конформизма в поисках отве­тов на вопросы: «Что искать?» и «Для кого?», — заметила в одном из интер­вью бывшая супермодель Б. Бадзини (В. Bazini). Кристиан Лакруа воспри­нимает дело, которому служит, как преодоление самого себя и приобщение к мечте: «Для тех, кто стоит у руля моды, она является символом легкости и не­весомости».

Следующий этап творческого процесса — инкубация — начинается в тот момент, когда прекращается сознательная работа над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа над направляющей идеей на подсознательном уровне начинается раньше, по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической.

В случае сохранения мотива­ции, направленной на разреше­ние проблемы, из непрерывной правополушарной модели при­влекается недостающая и вооб­ще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения. Другим принципиальным условием, определяющим успешность этапа инкубации, является качество прохождения этапа подготовки. Ошибки и недочеты, совершенные на первом этапе, могут заблокировать появление необходимой идеи даже при условии присутствия «ключевой» информации в правополушарной модели. Некоторые исследователи называют этап инкубации периодом умственного отдыха, когда появляется возможность отвлечься от выполняемой работы.


Один из самых кратковременных, но очень отчетливых этапов творческого процесса — инсайт — момент поступления в сферу познания решения проблемы, новой идеи. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка творческого процесса, в которой проявляются результаты пролонгирован­ной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи.

Собственно говоря, инсайт как прямое усмотрение ответа в первые секунды далеко не всегда осознается автором и не объективируется в речи или в эскизе. Он переживается, как реальнейший шанс приобрести недостающее, которое, как выяснилось, находится совсем рядом. Тем не менее, это все-таки шанс, который может быть упущен, если его появление не фиксируется сознанием. По мнению психологов, эффект инсайта заключается в мгновен­ном «переструктурировании» внутреннего образа и возникновении «внут­ренней структуры более высокого порядка».

Возникновение замысла и идеи коллекции одежды, нахождение принци­па технологического процесса сопровождается глубокой и устойчивой сосре­доточенностью на предмете деятельности, активизацией способностей, зна­ний и умений, живостью впечатлений, яркостью образов памяти и вообра­жения, динамичностью осмысливания решаемых вопросов. Инсайт пробуж­дает вдохновение — своеобразный подъем духовных сил, без которого трудно представить успешное завершение творческого процесса, начатого кутюрье, стилистом или дизайнером.

Разработка идеиявляется завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности инсайта. Субъект творчества ищет ответы на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?». Иногда случается, что идея, казавшаяся блестящей, меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку.

Если истинность инсайта установлена, то процесс осуществления идеи продолжается. Продолжительность этапа разработки идеи в моде ограничена, к сожалению, ее сезонностью. Ив Сен-Лоран в документальной киноленте Джерома Миссольца (JeromedeMissolz) с грустью отмечает: «Я хочу делать коллекцию, когда приходит вдохновение, когда есть такая возмож­ность, но сезонность ограничивает меня».

На стадии воплощениярешающую роль играют навыки, умения, техника и материальные ресурсы.