ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование как наука и как искусство.
Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.
Проектирование единичных изделий
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования: эвристические методы.
Организация работы швейного преприятия.
Способы продвижения коллекции.
Персонал швейного предприятия.
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Карта профессий модного бизнеса.
Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.
Специфика профессиональной занятости в сфере моды.
Процесс творчества: этапы, основные характеристики.
Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.
Психологические основы моделирования одежды.
Средства выражения проекта модели.
Разработка технических рисунков коллекции моделей
Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»
Художественная система ансамбля в широком смысле определяет связи костюма с человеком, его образом мышления, мировоззрением, видом деятельности, со средой, архитектурой, интерьером и т.д. Она подчиняется всем требованиям согласованности частей и целого, требованиям гармонии.
В более узком профессиональном смысле ансамбль — это система элементов костюма, подобранных по единому художественно-композиционному замыслу с соподчинением частей. Это продуманная связь одежды и дополнений, составляющая в целом костюм для определенного человека, для конкретного использования, для выражения художественного образа.
Ансамбль в отличие от комплекта, который является системой элементов, связанных между собой единством стиля, материала, назначением, и носит характер более свободной, незамкнутой структуры, обладает структурой замкнутой — жесткой, обязательной, диктующей четкие связи между элементами, его составляющими.
Все части ансамбля взаимосвязаны между собой, более того, подчинены друг другу. Это характерная особенность ансамбля, из которой вытекают два важных следствия:
ансамбль является наиболее сложной, четко продуманной системой организации частей костюма, где каждый элемент подчиняется единому художественно-композиционному замыслу, и изменение его составляющих нарушает весь строй, изменяет всю художественную образность ансамбля;
ансамбль наиболее полно и ярко выражает художественный замысел автора, является композицией с наиболее 'образной, эмоциональной формой.
В ансамбле всегда существует элемент, главенствующий над остальными, подчиненные же части могут быть неравнозначны между собой, между ними тоже строятся определенные, часто сложные, отношения.
Принципы организации ансамбля могут быть самыми различными.
Современное моделирование предлагает организацию ансамбля по принципу подчинения и выделения композиционного центра. В этом случае каждая из частей ансамбляпризвана выгодно оттенить, подчеркнуть, создать "раму", направить взгляд зрителя на деталь, несущую основную эмоциональную нагрузку в ансамбле.
Построение ансамбля может быть основано и на принципе контраста, противоречия, борьбы между элементами, его составляющими. Существуют также традиционные объединения элементов в ансамбле: по фактуре, цвету, материалу.
В любом случае выбор принципа построения ансамбля зависит от художественного замысла автора, от его желания донести до зрителя тот или иной образ, раскрыть то или иное содержание, заключенное в форму ансамбля.
Закономерности гармонии, т.е. закономерности образования связей в ансамбле, играют первостепенную роль в организации костюма. Гармония управляет стабильными и мобильными элементами костюма, контролирует и регулирует их сочетание. Как бы хороши ни были формы, но если они гармонически не подходят друг другу, то их сочетание неприемлемо.
Попеременная поддержка общего ритмического движения каждого составляющего элемента формы является одним из необходимых признаков ее единства. Например, если сопоставляются две формы в костюме, то замедленный ритм одной, крупной, формы должен соответствовать ускоренному ритму другой, т.е. здесь должен действовать закон взаимодополняющей ритмики. Выявлению ритмики могут служить членения формы.
Такой принцип построения ансамбля позволяет разнообразить и делать более гибкими исходные типы моделей. Ансамбль, построенный на этом принципе, обладает большими вариационными возможностями, что особенно важно в условиях серийного производства.
В пределах ансамбля, пользуясь принципом вариационности, можно с большей или меньшей интенсивностью подвергать разработке разные элементы темы.
Главными для единства структуры ансамбля являются непрерывность развертывания основной мысли и постепенный временной показ одного образа в новых аспектах. В связи с этим ансамбль несколько нивелирует контрасты форм благодаря многократному повторению характеристики образа.
Для промышленного проектирования ансамбля необходимо иметь производство, организованное таким образом, чтобы при проектировании можно было ориентироваться на тесный контакт между разнородными предприятиями, производящимиодежду, обувь и аксессуары. Проектировать ансамбль, его первоначальную форму должен художник, определяющий его принципы формообразования и степень вариационности.
+ особенности индивидуального производства.
Этапы проектной деятельности.
Основные этапы проектирования.
Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому она является инновационной деятельностью.
В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.
Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.
Основными этапами проектирования одежды являются:
анализ предпроектной ситуации;
синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;
разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;
определение основных задач;
применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.
Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
информационный;
аналитический – исследовательская часть;
синтетический;
коммуникативный – практическая часть.
Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях) сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготавления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог – изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.
Предпроектный анализ включает:
социально-экономический анализ,
функциональный анализ (исследование способов использования изделия),
функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),
технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),
анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).
Синтез результатов анализа в определенных типах формообразования. Результаты предпроектного анализа синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.
Синтез в дизайне – процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое – проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.
Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне – основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.
Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть модернизация существующего изделия, т.е. придание ему современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.
Структура дизайн - проектирования коллекции моделей
Разработку дизайн - проекта новой коллекции моделей выполняют поэтапно.
1 этап.
Формулирование задачи дизайн-проектирования
На этом этапе осуществляют выбор объекта проектирования в соответствии с целью и назначением разработки. Объектом дизайн - проектирования может быть единичная модель одежды, комплект, ансамбль, гардероб, коллекция моделей. Модный продукт разрабатывают и предлагают для продажи в соответствии с принципами сезонности, адресности и только по предварительному заказу. Одежда, созданная «просто так», как правило, не является конкурентоспособной. Поэтому при выборе объекта дизайнерской разработки определяют вид, сезон, потребительскую группу с учетом долгосрочных и краткосрочных прогнозов моды и маркетинговой программы фирмы-изготовителя.
При дизайн - проектировании коллекции моделей определяют особенности проектируемой коллекции в соответствии с целью, назначением и видом. Например, авторская коллекция будет зависеть от темы, номинации конкурса, для которого разрабатывают коллекцию моделей; перспективная и промышленная коллекции будут зависеть от маркетинговой политики и технологических условий предприятия-изготовителя.
2 этап.
Формирование концепции коллекции
Этап включает проведение маркетинговых исследований, поиск авторской идеи, выбор авторских инспираций.
Важнейшим звеном решения дизайнерской задачи на данном этапе является формулирование творческой концепции, так как она определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Творческая концепция связана не только с мировоззрением ее автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека, общество в ту или иную эпоху. Дизайн призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение проблем.
Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени и связаны с общими тенденциями изменения образа жизни. Но общие тенденции отражаются в разнообразных авторских концепциях, т.к. каждый дизайнер по-своему относится к функции проектируемой вещи, использует разные способы формообразования, предназначает свою одежду различным группам потребителей и т.п. Кроме того, специфика дизайна одежды заключается в том, что концепции находят свое воплощение, прежде всего, в визуальной форме. Концептуальность проявляется не только в самих моделях, но и создании определенного образа.
3 этап.
Создание дизайн-проекта коллекции
Этап включает разработку графической композиции, поиск тектоничных объемных композиций, создание конструктивно-технологической структуры проектируемых моделей, разработку макетов и первичных образцов моделей коллекции.
Первоочередной задачей данного этапа является создание художественного образа в соответствии с концепцией и девизом коллекции на основе анализа информационного материала, собранного в результате творческого поиска на предыдущих этапах.
Формирование художественного образа коллекции осуществляют последовательно, раскрывая концептуальную идею коллекции путем поиска новых форм, фактурных, колористических и орнаментальных решений костюма в графических и объемных композициях. С этой целью используют навыки графического мастерства, технологические методы творчества, закономерности зрительного восприятия, методы наколки и конструктивного моделирования. Результатом дизайнерской разработки является коллекция моделей одежды, выполненная в материале.