ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование как наука и как искусство.
Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.
Проектирование единичных изделий
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования: эвристические методы.
Организация работы швейного преприятия.
Способы продвижения коллекции.
Персонал швейного предприятия.
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Карта профессий модного бизнеса.
Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.
Специфика профессиональной занятости в сфере моды.
Процесс творчества: этапы, основные характеристики.
Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.
Психологические основы моделирования одежды.
Средства выражения проекта модели.
Разработка технических рисунков коллекции моделей
Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»
Зарисовки впечатлений дня становятся источником вдохновения для мэтра российской моды Вячеслава Зайцева. Валентин Юдашкин находит идейную основу будущих коллекций в русской истории, живописи и музыке.
В сущности, в процессе подготовки происходит углубление, детализация и прояснение образа идеи, придание ей пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. Ив Сен-Лоран как-то заметил: «Все мои модели создаются одним движением руки. Если этого не происходит, платье не удается. <...> Цвет и окончательную форму можно выбрать только после того, как «пойман» жест».
Но если в творческой работе дизайнера или стилиста для решения поставленной задачи допустимо использование известных схем и алгоритмов, то в творчестве кутюрье известные, разработанные ранее способы достижения результата часто оказываются несостоятельными. Для истинных кутюрье свойственно находиться на перманентном этапе подготовки. Идею перманентности этапа подготовки высказали Р. Эванс и П. Рассел. В жизни постоянно происходит контакт с новыми идеями, фактами, новым опытом, и все это может иметь прямое отношение к будущим проблемам. Возможно, поэтому наиболее креативные люди обнаруживают тенденции к постоянному поиску новых фактов, идей, опыта, что проявляется в их стремлении к взаимодействию с самыми разными людьми, постоянному поглощению информации, которая далеко не всегда непосредственно касается актуальных проблем.
Дизайнер Том Форд (США), например, прежде чем заниматься моделированием одежды, «автоматически» продумывает обувь, так как считает ее самой важной частью гардероба. По его мнению, обувь может преобразить не только походку, но даже поведение человека. Когда-то этому научил Тома преподаватель актерского мастерства. Он говорил ему: «Прежде чем начать работу над образом своего персонажа, подумай, как он может быть обут. Сходи, купи себе такие же ботинки и поноси их. Они помогут тебе войти в новую роль». «Все, что нужно, — замечает стилист, — это простая, но плодотворная идея, способная породить множество вариаций».
Итак, все, что нужно модельеру на этапе подготовки, это — видеть, слышать, чувствовать и анализировать. Из зрительного, слухового и чувственного опыта извлекается богатейшая информация, которая может быть полноценно воплощена в коллекциях одежды, обуви или аксессуаров.
Творцы одежды должны отличаться необычайной чувствительностью, восприимчивостью, любознательностью. Модельер должен уметь в толпе разглядеть людей, отметить между ними минимальное различие. Он должен уметь видеть все: город, обрывки афиш, метро, дома, лужи, пыль и даже мусор. Так, например, рассказывают, что Ферре однажды, увидев на земле лежащий камень, сказал: «Хочу такую же фактуру ткани».
Модельер не должен быть безразличным к миру звуков: пению птиц, порывам ветра, шуму моря или работе машинного двигателя. И тогда в шелесте шелкового платья из морских водорослей таинственным эхом отзовется морская стихия.
Развитое осязание — еще один канал к творчеству. Прикосновение к материалу может определить тип одежды. Тот, кто чувствует материал, думает и о форме. Построение визуального образа будущей модели ограничивает поиск, поэтому целесообразно чередование работы с эскизами и манекенами. Не случайно «метод наколки» переживает свое возрождение в современном моделировании одежды.
В мире моды говорят об удивительном качестве Гальяно: он преклоняется перед классическими канонами моделирования. Для него единственный способ идти вперед — это, используя современные технологии и материалы, довести до совершенства технику конструирования старых мастеров. Его волнует, как ткань ведет себя в движении, как она взаимодействует с фигурой.
Выделение следующего этапа — фрустрации— в творческой деятельности вообще и деятельности модельера в частности нетипично для большинства исследовательских подходов, хотя практически все дизайнеры, особенно молодые, отмечают период, когда кажется, что исчерпаны все имеющиеся возможности для решения творческой задачи, когда возникает некий барьер, преграда для дальнейшего проявления креативности. По сути, они отмечают столкновение с границей, пределом познания и развития.
Переход на этап фрустрации происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся информацию и проверив возникающие варианты решения, специалист все-таки не находит искомый ответ. Иными словами, он оказывается в тупике.
Негативное отношение к фрустрации, стремление избежать ее, «закрыть глаза» на ее существование во многом объясняется крайне дискомфортным характером ее переживания. Индивид ощущает напряжение, раздражение, обескураженность, свою неполноценность, скуку, усталость, апатию — «муки творчества». Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условие задачи некорректно, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше насыщено сознание субъекта стереотипами, установками, верованиями, ставшими жесткими идентификациями.
Кстати, создание промышленных коллекций моделей одежды подчинено ряду жестких требований: экономичность, технологичность, унификация деталей и узлов, технологическая и конструктивная однородность, трудоемкость. Предусмотрены даже приемы, с помощью которых достигается разнообразие моделей:
— применение материалов различных фактур, структур, цветов, рисунков, а также их сочетания в одной модели;
— использование накладного декора (отделочные строчки, вышивка, аппликация, перфорация, инкрустация, тиснение, тонирование), различной фурнитуры (пряжки, кнопки, пуговицы, эмблемы);
— использование накладных деталей (карманов, клапанов, поясов, хлястиков, пат различных величин и формы);
— различного оформления отлета воротника в изделиях с воротником, выреза в изделиях без воротника;
— оформление застежки на пуговицы с прорезными или воздушными петлями, на планках, потайной и т. д.;
— окантовывание срезов (низа, борта, низа рукавов) и др.
Создается впечатление, что уже все придумано и невозможно привнести что-либо новое. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего. В действительности, фрустрация служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится специалист, в какой области ему недостаточно информации и где ее можно получить и т. д. И в этом случае происходит то, что Д. Запп (D.Sapp) называет «новый рост».
«В моде нельзя быть постоянным... Коллекции можно создавать даже из старья, мешковины... Нет ограничений, рамок, конформизма в поисках ответов на вопросы: «Что искать?» и «Для кого?», — заметила в одном из интервью бывшая супермодель Б. Бадзини (В. Bazini). Кристиан Лакруа воспринимает дело, которому служит, как преодоление самого себя и приобщение к мечте: «Для тех, кто стоит у руля моды, она является символом легкости и невесомости».
Следующий этап творческого процесса — инкубация — начинается в тот момент, когда прекращается сознательная работа над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа над направляющей идеей на подсознательном уровне начинается раньше, по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической.
В случае сохранения мотивации, направленной на разрешение проблемы, из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения. Другим принципиальным условием, определяющим успешность этапа инкубации, является качество прохождения этапа подготовки. Ошибки и недочеты, совершенные на первом этапе, могут заблокировать появление необходимой идеи даже при условии присутствия «ключевой» информации в правополушарной модели. Некоторые исследователи называют этап инкубации периодом умственного отдыха, когда появляется возможность отвлечься от выполняемой работы.
Один из самых кратковременных, но очень отчетливых этапов творческого процесса — инсайт — момент поступления в сферу познания решения проблемы, новой идеи. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка творческого процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи.
Собственно говоря, инсайт как прямое усмотрение ответа в первые секунды далеко не всегда осознается автором и не объективируется в речи или в эскизе. Он переживается, как реальнейший шанс приобрести недостающее, которое, как выяснилось, находится совсем рядом. Тем не менее, это все-таки шанс, который может быть упущен, если его появление не фиксируется сознанием. По мнению психологов, эффект инсайта заключается в мгновенном «переструктурировании» внутреннего образа и возникновении «внутренней структуры более высокого порядка».
Возникновение замысла и идеи коллекции одежды, нахождение принципа технологического процесса сопровождается глубокой и устойчивой сосредоточенностью на предмете деятельности, активизацией способностей, знаний и умений, живостью впечатлений, яркостью образов памяти и воображения, динамичностью осмысливания решаемых вопросов. Инсайт пробуждает вдохновение — своеобразный подъем духовных сил, без которого трудно представить успешное завершение творческого процесса, начатого кутюрье, стилистом или дизайнером.
Разработка идеиявляется завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности инсайта. Субъект творчества ищет ответы на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?». Иногда случается, что идея, казавшаяся блестящей, меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку.
Если истинность инсайта установлена, то процесс осуществления идеи продолжается. Продолжительность этапа разработки идеи в моде ограничена, к сожалению, ее сезонностью. Ив Сен-Лоран в документальной киноленте Джерома Миссольца (JeromedeMissolz) с грустью отмечает: «Я хочу делать коллекцию, когда приходит вдохновение, когда есть такая возможность, но сезонность ограничивает меня».
На стадии воплощениярешающую роль играют навыки, умения, техника и материальные ресурсы.