ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 261
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности массового и индивидуального производства одежды.
Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе
Проектирование как наука и как искусство.
Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.
Проектирование единичных изделий
Проектирование ансамбля в условиях современного производства.
Традиционные методы проектирования.
Методы проектирования: эвристические методы.
Организация работы швейного преприятия.
Способы продвижения коллекции.
Персонал швейного предприятия.
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.
Карта профессий модного бизнеса.
Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.
Специфика профессиональной занятости в сфере моды.
Процесс творчества: этапы, основные характеристики.
Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.
Психологические основы моделирования одежды.
Средства выражения проекта модели.
Разработка технических рисунков коллекции моделей
Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»
В обращении к природе дизайнер черпает идеи гармоничного взаимодействия содержания (биологические функции организма); формы (способ существования организма); материала (из чего сложен организм). Графическое изучение формы, ее организации и пластической выразительности, а также цветовых и фактурных отношений раскрывает эмоциональную выразительность биологических объектов.
Обращение к объектам материальной и духовной культуры требует еще большей культуры и эрудиции, т.к. они содержат элементы определенного мировоззрения своих создателей, эпохи, которое проявляется не через одно какое-либо качество объекта, а во взаимодействии свойств и качеств. Создание идеи коллекции предполагает проведение анализа предметов и явлений окружающего мира. Выделенные признаки анализируют и синтезируют в принципиально новой комбинации, создают образ или систему образов, в которых автор отражает реальную действительность в преображенном новом виде и содержании. Разработку идеи коллекции можно осуществлять в направлении поиска формы, фактуры, цвета, обладающих оригинальностью и новизной.
Способы поиска новой формы:
-посредством ассоциативной связи формы с каким-либо творческим источником (формой природных материалов, архитектуры, прикладных искусств, исторического и народного костюмов и т.д.);
-по аналогии с каким-либо творческим источником (историческим, народным, современным костюмом и т.д.);
-путем поиска принципиально нового решения.
Поиск фактуры и цвета проектируемой формы может осуществляться в аналогичных направлениях, но при этом следует учитывать, что "одевание" формы в различные материалы принципиально меняет восприятие этой формы.
Одна и та же форма, выполненная из разных материалов, отличающихся по цвету, фактуре, пластике, сырьевому составу, вызывает различные ассоциации. Не случайно моделирование одежды называют "брачным союзом формы и материала", а в результате удачного брака рождаются совершенно новые, оригинальные образы.
Работу с источником творчества начинают с его изучения, выполняя графические зарисовки с последовательной трансформацией в новые образы, линии, формы костюма.
Креативное переосмысление творческого источника включает следующие действия:
- вычленение из образа творческого источника каких-либо свойств и качеств;
- соединение этих свойств в новых сочетаниях;
- усиление или ослабление свойств и качеств;
- выделение доминирующих свойств и качеств;
- перенос этих свойств или качеств на проектируемый объект творчества.
В каждом источнике творчества присутствуют присущие только ему признаки. Рассмотрим наиболее распространенные источники, которые используют в своем творчестве дизайнеры: материал, народный костюм, исторический костюм, природные формы, архитектура, живопись, девиз коллекции моделей.
Материал
Многие дизайнеры на вопрос, где они черпают свое вдохновение, отвечают: «На международных салонах тканей. Там можно найти все - от пуговиц до новейших тканей, которые завтра лягут в основу коллекции».
Сегодня разработка новых волокон, нитей, тканей и орнаментов является важнейшим звеном индустрии моды. За год-полтора до начала сезона производители одежды получают информацию об основных модных тенденциях на регулярно проводимых выставках пряжи и тканей. Крупнейшая выставка по продаже пряжи - Expofil(Париж) - проводится дважды в год за 15 месяцев до начала сезона - в июне (осенне-зимняя коллекция) и в декабре (весенне-летняя коллекция). Наиболее значимая выставка текстиля -PremiereVision- проводится ежегодно в марте и октябре в Париже. Другие значительные международные выставки - итальянскиеModaIn,PratoexspoиIdeacomo, немецкаяInterstoffFrankfurt, американскаяInternationalFashionFabricExhibition.
Используя материал в качестве источника творчества, дизайнер обращает внимание на пластичность, драпируемость, способность к формообразованию, орнамент, цвет, фактуру, символику, которые зависят от волокнистого состава пряжи, структуры переплетения, отделки, фактурных эффектов, художественного оформления.
Пластичность, драпируемостъ, способность материала к формообразованию, складкообразованию являются наиболее значимыми особенностями материала, активно влияющими на выбор композиционного строя, конструктивно-технологического решения проектируемой модели. Наиболее эффективным способом их использования является метод наколки.
Существует старинный французский вариант названия этого метода - «метод драпировок», т.е. способ украшения костюма на завершающем этапе его изготовления, и более современный - «муляжный метод моделирования», который напоминает скульптурную лепку. Но и в том и в другом случае дизайнер создает будущую форму костюма на фигуре человека или манекене.
Гениальная идея создания костюма на фигуре человека родилась давно - греки и римляне, называя костюм «эхом человеческого тела», одевались в струящиеся ткани, формируя каждый раз новые варианты складок, драпировок, пропорциональных членений.
Западноевропейская мода отказалась от античных драпировок, и метод наколки был забыт на долгие времена. Начало возрождения метода наколки в европейской моде положено Чарльзом Фредериком Бортом благодаря его нововведению - использованию живых манекенщиц для проверки правильности посадки модели и для создания самих платьев путем «лепки» формы из ткани (рис.30,а). Так, в 1870-е гг. возникла мода на платья с драпированным тюником, форма которых была скрыта за драпированными отделками и воланами.
Следующий шаг в развитии метода наколки сделал Поль Пуаре, который был непревзойденным мастером создания своих моделей путем «набрасывания ткани на клиентку» (рис.31). Он творил, словно скульптор, в порыве творческого вдохновения часами «мучая» на примерках не только своих манекенщиц, но и заказчиц. Можно сказать, что Поль Пуаре методом наколки создал модный образ начала 20 века (1900-1910 -е гг.), выраженный в виде платьев упрощенных конструкций, пальто-халатов и пальто необычного силуэта «а ля древесный клоп».
Гениальным мастером наколки была Мадлен Вионне, автор кроя по косой. Свои открытия в виде новых форм костюма она делала путем накалывания небольших кусков ткани на деревянной кукле, установленной на вращающейся подставке. Мадлен Вионне практически никогда не использовала в своей работе макетные ткани, выявляя в каждой модели особенности конкретного материала. Она предпочитала пластичные, прекрасно драпирующиеся шелковые ткани и, прежде всего, новый материал - крепдешин (рис.30,6).
Мадлен Вионне по праву называют «модельером для модельеров» и создателем моды 1920-1930-х гг. Это период расцвета муляжного метода, ставшего одной из традиций «от кутюр» благодаря его преимуществам - возможности создания сложных форм, виртуозному использованию кроя по косой, идеальной посадке на фигуре, созданию формы с учетом понимания пластических особенностей материалов.
В России большим мастером наколки была Надежда Ламанова. Она не умела рисовать, а «только» виртуозно накалывала ткань на фигуре, добиваясь гармонично выверенных пропорций, выразительных форм и яркой образности (рис.30,в). «Дарование художницы было родственно таланту скульптора: она умела заранее предугадать особенности той или иной формы одежды на конкретном человеке. Ламанова сама не шила: она всегда делала наколку ткани, намечая основы кроя и декора. Она считала, что главным в работе художника по костюму должно быть именно создание формы костюма, неотделимой от особенностей фигуры и индивидуальности» [12].
В своих записках Надежда Ламанова писала: «Должна пояснить, что я лично создаю модели и образцы женской одежды, их накалываю и оформляю, но не провожу саму техническую сторону работы! Я не могу производить эту работу, как и архитектор не может сам строить дом, как кузнец не может работать без молотобойца» [12]. В 1920-е гг. ее клиентами были звезды советского театра и кино Лиля Брик, Александра Хохлова и другие.
Виртуозно владеют методом наколки при создании своих неповторимых шедевров современные стилисты Эммануэль Унгаро, Вивьен Вествуд, Джанфранко Ферре, Тьерри Мюглер, Жан-Поль Готье, Валентин Юдашкин и другие.
Наколка - это творческий диалог дизайнера и материала, в результате которого рождается новый образ, форма, фактура. Диапазон новых решений в этом случае очень большой - от простых, лаконичных скульптурных форм до ярких живописных, вырывающихся в пространство и их сочетаний. Композиционные акценты при этом представляют собой формообразующие фрагменты, где напряженность формы чередуется с паузами в виде гладких площадей или контрастных по цвету и фактуре материалов.
Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.
Начало любого бизнеса — маркетинговое исследование рынка. Нет смысла производить то, что вы не сможете в дальнейшем успешно продать. Конечно, Пако Рабанн изготавливал свои «марсианские платья» из металла и пластика, за что и получил свое звание «авангардного дизайнера», но подобное творчество скорее имеет прямое отношение не к бизнесу, а к искусству современному, т. е. предназначенному для узкого круга ценителей этого жанра. Однако тот же Пако Рабанн для своих коллекций «прет-а-порте» создавал более практичные модели из традиционных материалов, которые неплохо раскупались.
Рассмотрим процесс создания коллекции, ориентированной прежде всего на успешные продажи.
Основная задача маркетинговой службы на стадии создания коллекции — разработка рекомендаций для модельеров. Основными вопросами, на которые необходимо ответить на этой стадии работы, будут следующие:
1. Кому предназначена ваша коллекция?
Необходимо получить точную характеристику желаемого потребителя по следующим категориям: возраст, пол, социальное положение, стиль, финансовые возможности, даже его место жительства.
Например, в настоящее время в джинсовой моде потребитель, проживающий в мегаполисах типа Москвы и Санкт-Петербурга, почти полностью отказался от моделей классических джинсов, предпочитая сложные дизайнерские решения, в то время как в провинции подобные усложненные модели джинсов практически не пользуются спросом. В провинциальных российских городах наиболее востребована жесткая классика, а одним из популярнейших цветов джинсов в провинции остается черный, который у большинства производителей ведущих джинсовых торговых марок (LeeCooper,Lee,Wrangler,Westland,Levi's) зачастую уже исключен из ассортимента как морально устаревший.
Одежда может различаться по:
1) размерам -(для стройных и полных);
2) назначению (спортивная, деловая, вечерние платья);
3) возрастам (взрослые модели, подростковые, детские);
4) стилям жизни (консервативный стиль, традиционный, модный).
Например: ваша коллекция ориентирована на женщину 30-35 лет, специалиста с доходами 500-800 дол. в месяц, ведущую активный образ жизни, предпочитающую классический стиль одежды и готовую тратить на нее около 30% своих доходов. В этом случае основой вашей коллекции должны стать строгие классические модели офисных костюмов, блузок и юбок. Дополнительно к ним могут быть представлены вечерние модели классического стиля, а также одежда для занятий фитнесом и соответствующие им модели обуви и аксессуаров.