Файл: lektsii_org_pr_deyat_po_voprosam.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.04.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Особенности массового и индивидуального производства одежды.

Цели и задачи художественного проектирования одежды в современном обществе

Проектирование как наука и как искусство.

Костюм в системе художественной культуры, в моде и в массовом производстве.

Проектирование единичных изделий

Проектирование базовой формы костюма и на ее основе – комплектов предметов одежды в условиях современного производства

Проектирование ансамбля в условиях современного производства.

Этапы проектной деятельности.

Традиционные методы проектирования.

Методы проектирования: эвристические методы.

Организация работы швейного преприятия.

Способы продвижения коллекции.

Персонал швейного предприятия.

Индивидуальный стиль деятельности дизайнера.

Организация технического и художественного проектирования в составе творческой группы, отдела, художественного совета.

Карта профессий модного бизнеса.

Психологическая характеристика профессий модного бизнеса.

Специфика профессиональной занятости в сфере моды.

Процесс творчества: этапы, основные характеристики.

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.

Психологические основы моделирования одежды.

Средства выражения проекта модели.

Создание «планшета идей»

Разработка технических рисунков коллекции моделей

Коллективные методы поиска новых идей: «мозговой штурм»

Особенности проектной деятельности на современном этапе.

Источники и особенности творчества дизайнера.

Барьеры творческой деятельности и способы их преодоления. Методы стимуляции креативности.

Уникальность индивидуальных характеристик личности рассматривается учеными как одна из важных составляющих творческого процесса. Основатель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс пишет в связи с этим: «Я пониманию под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой, — обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

Внутренними условиями созидательного творчества Карл Роджерс считает:

А.Открытость опыту: экстенсиональность. Это противоположно психологической защите. Защита структуры своего «Я» препятствует осознанию некоторого опыта, или же он осознается в искаженном виде. У человека, открытого опыту, каждый стимул свободно передается нервной системой, не искажаясь каким-то защитным процессом. Он доступен осознанию, независимо от того, берет ли этот стимул начало в окружающем мире, воздействуя формой, цветом или звуком на чувствительные нервы, или же он идет от внутренних органов, или это след памяти в центральной нервной системе. Это означает, что вместо отнесения стимула к заранее заданным категориям («деревья зеленые», «образование в колледже хорошее», «совре­менное искусство глупое») индивид осознает определенный момент бытия в настоящем таким, каков он есть. Таким образом, он может воспринимать огромный опыт, не совпадающий с обычным («этот цветок — «лаванда», «образование в этом колледже ужасное», «эта современная скульптура производит на меня сильное впечатление»).

Открытость означает отсутствие ригидности и проницаемость границ понятий, убеждений, образов и гипотез. Она означает терпимость к неоднозначности там, где она есть. Она означает способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию. Она означает то, что в общей семантике называется «экстенсиональная ориентация».

Б.Внутренний источник, или локус, оценивания. Для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим. Создал ли я что-то, что удовлетворяло бы меня? Является ли это выражением части меня — моих чувств и моих мыслей, моей боли и моего восторга? Вот единственные вопросы, которые по-настоящему что-то значат для творческого человека или любого человека, когда он занят творчеством.


Это не означает, что он пренебрегает мнением других или не желает его понять. Это просто означает, что основа оценивания — внутри него, в реакции его собственного организма и в его собственной оценке произведения.

В.Способность к необыкновенным сочетаниям элементов и понятий. Связанная с открытостью и отсутствием ригидности, эта способность предполагает спонтанную игру с идеями, оттенками, формами, отношениями — жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение безумных гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, превращение одной формы в другую, невероятные превращения в одинаковое. Именно из этой спонтанной игры-исследования вырастает интуиция, творческое видение нового и существенного в жизни. Как будто из огромного, избыточного скопления тысяч возможностей появляется одна или две эволюционные формы с качествами, которые придают им не­изменную ценность.

Американский психолог Абрахам Маслоу подчеркивал, что все творческие люди не просто включены в какое-то дело; они внутренне преданы этому делу, рассматривая его в качестве своего призвания; они бескорыстно погружены в него. Это процесс, в котором творческое «я» реализует себя. В творческом человеке удивительным образом сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, открытостью и свежим интересом к новому. Творческий человек ищет, что является его предназначением, смыслом жизни. Он ориентируется на такие общечеловеческие ценности, как истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него — это труд ради того, чтобы достичь совершенства в том, что он призван делать. Он стремится к тому, чтобы быть первостепенным (а не второстепенным) специалистом в своем деле, и поэтому всегда озабочен своим ростом, продвижением и развитием.

Многочисленные материалы о жизни и творчестве известных кутюрье (мемуары, автобиографии, биографические романы, интервью, публицис­тические заметки) позволяют высказать предположение о моде как некой нише, укрытии для людей с неординарными способностями, свойствами и даже судьбой.

Кутюрье, как и любого другого творческого человека, отличает стрем­ление к самореализации. По А. Маслоу, потребность в самореализации — одна из высших духовных потребностей личности, направленная на реали­зацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих воз­можностей, на повышение качества своей деятельности. В основе самореа­лизации — высшие человеческие ценности — истина, добро, красота, спра­ведливость, совершенство.


Поглощенность делом как призванием — еще одно качество, характерное для творческой личности. Высокая заинтересованность делом, которым человек занимается, глубокая удовлетворенность им и вместе с тем постоянная готовность его совершенствовать. Дело — как смысл жизни.

Аутентичность творческой личности проявляется в искреннем и открытом поведении по отношению к себе и другим; нежелании скрываться за условными масками и выступать перед другими, скрывая свои стремления, мнения и убеждения, свои индивидуальные особенности.

Профессионально важным качеством модельера является независимость в суждениях как способность личности высказывать свои суждения, не приспосабливаясь к мнениям других, нонконформизм; полная самостоятельность в оценках.

Уверенность в своих силах — основанная на опыте адекватная оценка своих сил и возможностей — обеспечивает выбор целей и задач, которые человек способен решать на высоком уровне качества. Уверенность в себе — это отсутствие неоправданной тревожности при выборе и реализации целей.

Творцов моды отличает инициативность и гибкость, то есть способность самостоятельно ставить новые цели, а также изменять их при изменении условий деятельности, вести других за собой, быть оригинальным и непредвзятым при решении возникающих проблем.

Критичность и высокая степень рефлексии — важные личностные предпосылки творчества. Постоянное внимание к адекватности своих действий и поступков на профессиональном поприще, нетерпимость к недостаткам и непродуманным решениям, умение учиться на ошибках, постоянный анализ и осмысление собственной деятельности, ее оснований и ценностного смысла.

Творческой личности свойственны детская восприимчивость и открытость по отношению к новому, сочетание зрелой мысли с детской свежестью восприятия, радость познания нового, необычного, оригинального; неприятие всего косного и стереотипного.

В целом и К. Роджерс, и А. Маслоу названные личностные черты связывали с креативностью. В современной интерпретации, как уже отмечалось выше, креативность рассматривается как способность человека к нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Существенным условием актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе.

Барьеры творческой деятельности.

Психологи неоднократно предпринимали попытки классифицировать препятствия на пути творческой мысли. Наиболее часто называются следующие барьеры, которые приходится преодолевать творческой личности:


Конформизм— желание быть похожим на других. Человек опасается высказывать собственные идеи из-за боязни показаться смешным или глупым. В проблемных ситуациях он предпочитает соглашаться с другими, идти вслед за их идеями, но не вступать с ними в конфронтацию.

Неблагоприятное воздействие на творческий процесс оказывает так называемая цензура— не только внешняя, но и внутренняя. В этом случае человек сознательно или бессознательно подавляет нетрадиционные или необычные мысли.

Ригидность,илистереотипность,мыслиприобретается в процессе жизненного опыта или в результате обучения, когда вырабатывается привычка решать типовые задачи привычными способами.

Импульсивность мысли, или стремление принимать непродуманные, неадекватные решения. Обычно импульсивность возникает в условиях высокой мотивации, недостатка времени, стресса и т. д.

Существуют также барьеры, обусловленные эгоцентризмом мысли, то есть неспособностью человека перейти от одной точки зрения к другой, более широкой.

Естественно возникает вопрос о путях преодоления творческой личностью названных препятствий. Барьеры в творческой деятельности человека могут быть сняты как с помощью других людей, так и самостоятельно. Это зависит от особенностей индивида и причин появления барьера.

Психологическая защищенностьсвязывается с признанием безусловной ценности индивида, созданием обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, а также с пониманием и принятием индивида таким, каков он есть, сопереживанием ему.

Под психологической свободойпонимается предоставление индивиду полной свободы символического выражения. Это означает для индивида полную свободу выражать самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, что является частью творчества. При этом Роджерс подчеркивает, что это разрешение бытьсвободнымне равнозначно мягкости, снисходительности или потворству, а означает ответственность. «Индивид свободен равно испытывать страх перед новым предприятием или стремиться к нему, свободен расплачиваться за свои ошибки, равно как и принять последствия своих достижений. Именно этот тип свободной ответственности — быть самим собой — способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого при­водит к созданию внутренних условий для созидательного творчества».


Самостоятельное преодоление барьеров творчества связывается с постоянной работой над собой и овладением методами продуктивного мышления, которые позволяют вырваться за рамки стереотипов и развить способности к активному творческому поиску.

Методы стимуляции креативности.